Каждый десятый (1984)

Sep 05, 2020 17:25



Я тут благодаря ленте наткнулся на забытый истерн 80-х от Ленфильма "Каждый десятый", и промотал его, глядя в полглаза.  А что, всего час с небольшим идет.

https://www.youtube.com/watch?v=LAOP3k9WrH0&ab_channel=%D0%9A%D0%98%D0%9D%D0%9E%D0%A5%D0%A5%D0%92%D0%95%D0%9A%3A%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE-%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D0%B2

Военный фильм, драма. Режиссер: Михаил Ордовский. В ролях: Раиса Зайцева, Лев Борисов, Владимир Ерёмин и др. Пять красноармейцев, оказавшиеся в тылу колчаковцев, захватили вражеский броневик и взяли в плен офицера разведки. От него они узнают, что вскоре по реке должен пройти пароход с оружием и боеприпасами для предстоящего контрнаступления белых. Как остановить судно, захватить его, а затем провезти столь ценный груз сквозь засады и кордоны колчаковцев, окопавшихся по обеим сторонам реки?...

Коротко кое-что отмечу.

Несмотря на сюжет типичного истерна, все же это не совсем истерн. Экшн появляется только на середине. Остальное - путешествия героев в составе импровизированного партизанского отряда. Тема, отлично мне знакомая по многочисленным партийным воспоминаниям, так что было интересно сравнить. В принципе, все довольно реалистично показано, за исключением малозначительных мелочей. Много блужданий, рассуждений о прошлом и судьбе героев и вообще, заметный элемент драмы затерявшихся в тайге людей, вынужденных выживать наедине друг с другом. Ну, ничего удивительного, сценаристы - Юлий Дунский и Валерий Фрид, они умели.

На примере фильма отлично можно видеть, как уже тогда работало вовсю "окно Овертона" по отношению к фильмам о революции. В начале фильма каждого десятого пленного красноармейца хочет расстрелять некий усач-офицер, но более благородный и бакенбардистый начальник приказывает ему не творить жестокостей - так, мол, сам Колчак приказал, чтобы привлечь на свою сторону рядовых. Вот уеду завтра в штаб - твори что хочешь. Потом один казак по глупости выпускает одного пленного, потому что он его родственник - и дает на память только хук в скулу, чтоб умнее был. Естественно, слишком сердобольный родственничек закономерно получает по башке, и все пленные разбегаются.

Самый правдоподобный коммунист - как ни странно, казак Елизар. Готов идти по трупам, угрожает казаку-сельчанину поджогом избы, чтобы получить оружие, поддается на предложение украсть лошадей у цыганского табора, нарушает слово не расстреливать в отношении пленного офицера. Последний, хотя по жалкой трусости и сдал отряду информацию о проходящем пароходе, все же под самый конец нашел в себе совесть броситься к своим наперерез с попыткой предупредить - и закономерно получил пулю в спину. Еще есть типичный образ революционера-интеллигента, который представляет собой "хорошую" сторону революции. На фоне злого, но опытного и решительного Елизара смотрится бледновато. Также в наборе не очень красивая, но великодушная девушка-революционерка, бледноватый хохол Степан и прижимистый, но в душе добрый старикан Алеха Чикин. Из всего состава сейчас лучше всего узнаются молодой Владимир Еремин, звезда озвучки, и уже немолодой Лев Борисов, что "Антибиотик".

Относительно достоверности показанного - тут фильм от других собратьев не отличается. Все фильмы о гражданской отличаются, что тогдашние, что нынешние, заметной "усредненностью" реалий времени с их перемешиванием из разных регионов и времен. По пунктам. Противостоят герои в основном явно уральским казакам - носят голубые лампасы на защитных шароварах, частенько русские мундиры и некую форму странного зеленого цвета, видимо, британскую. Ну ладно, все это допустимо, но вот только география больше напоминает Сибирь с ее таежными лесами - и это явно не зона боев уральских казаков. Ну, может быть это и оренбургские казаки, конечно, которые много где на Восточном фронт повоевали, но в целом смутный образ, смутный.

А хотя нет, ща глянул - съемки шли на Вятке. Ну, не Волга, конечно, но все же и не Сибирь, а поближе. Так что будем считать, что это такой условный урало-сибирский регион.

Броневик - довольно качественная для 80-х копия "Остина", конечно, не на сто процентов, но все же очень похожая на настоящую. Резво ездит, лихо стреляет из настоящих "максимок".

Пулеметы почти сплошь аутентичные, с гладкими кожухами, винтовки в целом тоже - хотя в основном укороченные, то ли драгунки, то ли казачьи, я не присматривался - качество пленки хромает. Форма, правда, не самая точная, но в целом довольно близкая к реальности.

Надпись на броневике позабавила, хотя и вполне в духе времени - "Гекторъ". А вот пароход, что захватили, с досадным ляпом в названии: "Илiя Пророкѣ". К сожалению, ляпы с дореволюционной орфографией - это бич всего послевоенного кино СССР.

Зато поразило, что у многих пленных на пароходе белые матерчатые погоны с неким подобием двуглавого орла и буквами "А.К.". Довольно неожиданно встретить достаточно точную реконструкцию погонов 25 Екатеринбургского имени Верховного Правителя Адмирала Колчака полка горных стрелков. Он был сформирован еще летом 1918 г., хотя такие погоны получил 23 февраля 1919 г. Правда, входил он в состав 3-го Уральского корпуса горных стрелков Западной армии генерала М.В. Ханжина - это примерно от Уфы и Северного Урала и через Челябинск до Сибири. Далековато, опять-таки от уральских казаков, да и в Сибирь он попал с Западной Армией уже ближе к осени, хотя вроде в фильме лето. Но в принципе допустимо, мало ли - как раз на рубеже августа-сентября были бои на Тоболе, вот типа и оружие везут - то ли от колчаковцев уральцам, то ли наоборот. В принципе, допустимые условности. Откуда про такую деталь авторы узнали, интересно?

Ну, снаряжение, как обычно, целиком из позднесоветского набора, наганы скорее всего тоже, хотя при таком качестве разглядеть тяжело. В финале будет пафосный взрыв и рядовая проблема советских истернов - второстепенный персонаж, который погибнет от совершенно шальной пули в шаге от финала. Догадаться, что это будет девочка-одуванчик, не так уж сложно. Ах да, еще одна очередная рядовая проблема советского кино - кровь от ранений чисто символическая, всем в те времена было лень париться со взрывпакетами под одеждой. Ну, зато выстрелов вполне достаточно.

В целом фильм вполне нормальный, особенно как драма, но сейчас, когда мы знаем, чем закончили такие деятели искусства, смотреть это без горькой иронии нельзя. Хотя экшн-моменты и сейчас вполне хороши.

революционное творчество

Previous post Next post
Up