Но все было тщетно, не спасли Колчака от гибели ни агитация американского правительства, ни его энергичная военная помощь, ни приток золота не избавил в свою очередь и последнее от тех возмущений и волнении рабочего класса, которые в Америке с каждым днем, принимали все более и более серьезный характер.
Об этом нам уже приходилось говорить немного выше, но кое-какие интересные сведения мы можем получить и из сообщения "Российского консула" в Питтсбурге, Чиркова, каковым и позволим себе заключить главу об Америке.
19 IX-19 г. за №1616, Чирков доносил Бахметьеву в Вашингтон:
"В дополнение к донесению моему от 7-го августа за № 1186 имею честь уведомить посольство, что за истекший период времени наиболее значительным по замыслу, по совершенно ничтожным по достигнутым результатам, проявлением большевистской агитации, во вверенном моему наблюдению округе было выпущенное "Советом русских рабочих депутатов Питтсубргского района" воззвание к рабочим, приглашавшее произвести 15 августа, по примеру рабочих Сиатля однодневную забастовку для выражении протеста против вмешательства правительства Соединенных Штатов во внутренние дела Советской Республики"... Далее Чирков говорит об агитации Мартенса и указывает на неудавшуюся забастовку: "но политическая забастовка по прикаау Мартенса", пишет он, "не состоялась и 15 августа ни одна фабрика работ не прекратила, несмотря на то, что на этот день коммунистическим Советом рабочих депутатов Питтсбурга был устроен в Линтовском Ролле "Интернациональный массовый митинг". Этот митинг собрал несколько сот "ночных рабочих", свободных от службы в дневные часы, по преимуществу русских выходцев, с евреями и литовцами в качестве распорядителей, и прошел без вмешательства полиции. За то несколько литовцев рабочих оказались уволенными со службы". Затем идет указание и нам ряд других забастовок.
"Имевшие место в м. Бутлер. близ Питтсбурга беспорядки совершенно случайно совпали с "днем протеста большевиков". На вагоно-строительной фабрике "Стандарт Стиль К-о" в течение- нескольких дней продолжалась забастовка унионных рабочих, требовавших повышения почасной платы, в то время как рабочие, не принадлежащие к союзам, продолжали службу на прежних основаниях. Ссоры между теми и другими, переходившие в побоища, с нанесением ущерба имуществу фабрики, были оставлены благодаря вмешательству штатной полиции.
Прекращенная посреднической комиссией в мае забастовка служащих городского трамвая в Питтсбурге возобновилась, лишив население более чем на две недели средств передвижения. Ввиду протеста бастующих и выяснившейся невозможности для администрации трамвая итти на дальнейшие уступки, положение принимало серьезный характер, при чем первая проба выпустить вагоны из парка при помощи выписанных из Чикаго и Нью-Йорка рабочих, совершенно не удалась за недостатком полиции, не имевшей возможности оградить вагоновожатых и пассажиров от насилия бастующих. В следствие мер, принятых городским управлением с предупреждением о подавлении беспорядков и насилий вооруженной силой, стачка прекратилась, причем бастовавшие принуждены были удовлетвориться увеличением почасной платы и размера предложенном им до начала забастовки, длившейся 12 дней.
За последнее время забастовочная волна во всех без исключении фабричных и горнозаводских предприятиях выливается в форму более политических нежели экономических требований рабочих".
Перечислив ряд городов, в которых были забастовки. Чирков отмечает серьезнейшие из них:... "Особенно имевшие место в южной Вирджинии вооруженные движения углекопов открыли широкое поле деятельности для большевистской пропаганды в целях достижения всеобщей забастовки. Так было и в районе Вест-Вирджинских шахт, где забастовало около 500 углекопов, добиваясь повышения зарплаты. Агитаторы радикальных подполий не замедлили наполнить поселки шахтеров зажигательными прокламациями, указывая на якобы чинимые предпринимателями жестокости над рабочими и их семьями. Пропаганда имела временный успех и через неделю около 1500 организованных углекопов, вооруженных винтовками и дрекольем, двинулись с целью насильственного присоединения рабочих и других районов к ним для спасение их от эксплоатации и жестокости хозяев шахт. Местным властям пришлось прибегнуть к решительным мерам, вплоть до установления пулеметов на пути следования вооруженной толпы шахтеров"... и ниже автор добавляет: "нельзя обойти молчанием того обстоятельства, что все еще не урегулированное общее тяжелое экономическое положение страны и чрезвычайная, несмотря на правительственные мероприятия, все растущая дороговизна продуктов первой необходимости являются факторами, способными на короткий срок поколебать среди трудовых масс авторитет института союзов лойяльных рабочих, что пропаганда крайних элементов, с ее настойчивым требованием "непосредственных действий", может на некоторое время восторжествовать.
Равным образом, как я отмечал в своем донесении от 14 июля с. г. за № 1066, неумелая борьба фабричных администраций с большевизмом путем безобразных увольнений рабочих со службы ведет лишь к созданию среди рабочих инстинктивного радикализма озлобленной мести, эти соображении приняли определенную фирму предупреждения в письме, адресованном президенту Вильсону представителями 24 уний сталелитейных рабочих, обсуждавших на только что закончившейся в Питтсбурге конференции вопрос об об'явлении "стальной забастовки" на 22 сего сентября... От этого письма веет решительностью и оно приближается к большевистским красным словцам, замечает со злобой Чирков и затем откровенно признается: "Это обстоятельство представляется мне пока наихудшим из всего создавшегося положения", и кончает свое послание такими словами: "О ходе назначенной на 22 сентября забастовки сталелитейных заводов, имеющей охватить около 200.000 человек, я буду иметь честь сообщить посольству дополнительно".
Имеются однако основания предполагать, успокаивается он, "что забастовочное движение ограничится, главным образом, пришлым элементом среди рабочих, наиболее доступным красной пропаганде".
Субботовский И. Союзники, русские реакционеры и интервенция. Краткий обзор. Ленинград, 1926. С. 129-132. Интересно, есть ли книги по истории рабочего движения в 1919-21 гг.? В советской историографии много было примеров, но хотелось бы системного взгляда.