Постижение нуара №46. "Обнаженный город" (1948)

May 21, 2020 10:54



1948 год. Нью-Йорк. Город восьми миллионов человек. Город восьми миллионов судеб и историй. Город, который никогда не спит целиком и его пульс всегда бьется. Город, в котором ходят люди и стоят здания. Город, в котором есть воздух и вода. Огонь и земля. И огонь, и вода. Обнаженный город. Город, в котором есть электричество, газ, телефон, водопровод, коммунальный рай без хлопот и забот. Это самый лучший город, город на земле, он как будто нарисован навозом на песке. Именно в этом городе, пока все добропорядочные жители города работают по ночам или тихо спят в кроватке, пара гангстеров выходит на работу и убивает некую модель Джин Декстер, неубедительно пытаясь подделать это под несчастный случай. За дело берется пара крутых детективов! Это опытный ветеран полиции с длиннющей, как у джинна, трубкой лейтенант Дэн Малдун и молодой неопытный и тупой наивный щегол Джеймс Хэллоран. Вместе им суждено раскрыть это дело путем типичной детективно-полицейской рутины, распутав пару интриг персонажей и устроив в финале традиционный забег наперегонки с преступником через город. Удастся ли поймать преступников в этом огромном прекрасном обнаженном мирно спящем районированном стационарном городе? Где искать преступников, которые не оставили никаких следов, если не считать целой кучи их помощников из окружения убитой, которая сорила напропалую краденым два года? Почему убийца не додумался тупо ехать из этого офигенно прекрасного города, где его могла найти полиция, а торчал на месте, как идиот и при этом похвалялся своим великим умом? Понимаете ли вы, что я реально сейчас пародирую закадрового диктора фильма, лишь немного утрируя его фразы? Узнаете все это из фильма "Naked City" - то есть, "Голый пистолет" "Обнаженный город", в котором обнажены разве что щиколотки жены детектива!







Итак, это очередной полицейский процедуал послевоенных времен, снятый на натуре, потому что тогда появилась на это мода. Просто колоссальное число фильмов-нуар в итоге следовали этой моде на полудокументальный реализм: "Звонить: Нортсайд 777", "Идти преступным путем", "Убийца, запугавший Нью-Йорк", "Я был коммунистом для ФБР" и т.д. и т.п. Этот фильм был даже не в числе первых. Но он характерен тем, что следовал этой линии особенно старательно. Даже первые кадры показывают нам только Нью-Йорк и его документальные съемки. Диктор долго говорит о городе и рассказывает, что абсолютно весь он снят на натуре аж в полутора сотнях зданий, а вся массовка состоит исключительно из реальных жителей Нью-Йорка. Вот я думаю, все радовались, увидев себя в кинотеатре. Диктор вообще возникает практически весь фильм, регулярно объясняя деятельность персонажей и даже иногда обращаясь к ним, хотя эти поцы его даже не слышат. Под конец он, кажется, даже сам охреневает от недадекватного поведения преступника, который позиционировал себя как умного мошенника, а сам устроил побег со стрельбой - и диктор начинает ему внаглую подсказывать, что делать! Выглядит такой реализм, конечно, уморительно, но вообще да - это в огромной степени свидетельство времени и съемки на уличной натуре самые настоящие.







Меня, справедливости ради, ни хрена не впечатлило, потому что я уже видел вагон таких нуаров, снятых на натуре в самых разных городах страны, так что ничего принципиально нового я тут для себя не отметил. Но надо признать, что документальные кадры, снятые для футажей, были очень красивые. И это понятно, потому что фильм в какой-то мере основан на деятельности известного фотографа Уинжи, он же Артур Феллинг, который составил себе славу фотолетописца Америки. Создатели фильма даже выкупили у него название его одноименного фотоальбома, чтобы дать своему фильму. И диктора, кстати, озвучивал лично продюсер ленты. Так что к задаче реализма подошли ответственно, молодцы, хвалю. Много интересного в кадре видно, например, лошадиные повозки молочников, которые пропадут из кино уже лет через пять, но это будет потом. Менее радует основной сюжет. В принципе, это довольно обыкновенный детектив. Не параша, но и ничего особенного. Детектива ищут следы убийцы, трясут родственников-друзей погибшей - и о чудо, один из них это как раз безработный игрок в бридж и самозванец, который в долгах, как в шелках, да еще и жених подружки трупака. Дальше дело техники и много работы. Под конец выясняется, что убитая сама была та еще мошенница, которая дурила голову богатому папику и тырила бабки у его знакомых, так что конец немного предсказуем. Оставшиеся двадцать минут тратятся на поиск собственно киллера, который прознал про эту схему и провернул убийство, которого по традиции нуара загоняют на вершину моста и он там кончается. Хэппи-энд, епта!









Да и вообще, к нуару "Обнаженный город" можно отнести с очень большой натяжкой. За исключнием ночных кадров, которых тут в целом немного, ничего особенно нуарного тут нет. Детектив как детектив, процедуал как процедуал, сюжетец - как уже было сказано - особенно не блещет и на переосмысление основ, как якобы было принято в нуаре, не претендует. Хотя операторка хороша, да и сама концепция реальной массовки и реальных зданий, которых тут навалом. Красиво выглядит, не спорю.









Процедуал оживляют персонажи, у которых тут даже есть личная жизнь - да, в те времена это было в диковинку. Отдувается за оживляж в основном молодой наивный щегол Джеймс, который регулярно лажает в расследовании. Под конец ухитрился совершить совсем уже глупость - поперся к подозреваемому убийце один и стал впаривать неубедительную легенду. Закономерно получил по башке. Если бы параллельно его шеф сам бы все не раскрыл, могли бы вообще убийцу не поймать. Но зато парень старательный, проницательный и еще у него есть жена и сын, сцены с которыми на хрен не нужны сюжету, но зато оживляж, да. Шефа же играет хитрый старенький тролль в исполнении обладателя Оскар Барри Фицжеральда. Который, кстати, очень похож лицом на французского актера Доминика Пиньяона и у меня полфильма был диссонанс по этому поводу. Типичный такой детектив, да... Благодушный, рассудительный, курит трубочку, как Санта-Клаус с картинки, весело дает молодому люлей за провалы и угрожает обманщикам - в общем, светлая лайт-версия Ниро Вульфа.









Про остальных особенно много не скажешь. Красотулька Дороти Харт, что я уже видел в "Я был коммунистом для ФБР" и "Кредитной акуле", делала то, что должна была - светила фигурой в кадре и изображала саму невинность. Другие роли у нее вообще были? Штатный злодей Голливуда Тед де Корсия под конец фильма повернулся лицом к камере и блеснул торсом а-ля Сталлоне и актерской игрой. Ховард Дафф реально хорошо отыграл отрицательную роль убогого обманщика - мошенника, лжеца и альфонса. Забавно, что актер тогда был известен в основном по радио, где озвучивал персонажа Сэма Спейда, хех.  Ну, в общем, на этих людях все и держалось. Массовка тоже отыграла хорошо, кто спорит. А что до второстепенных персонажей, то они тоже были на хорошем уровне, но меня почему-то время тянуло смеяться от очень старательно показанной ими драмы в этой сюжетно неизобретательной ленте с претензией на думы о высоком. Когда разочарованный папик внизапна рванулся кончать с собой в окно, я и впрямь всхихинул.









Ну а чего вы хотите? Сюжет не особенно интриговал, нуара было мало, а процедуалов я уже обожрался до натянутого пуза. Оставалось следить за регулярными ляпами типа мелких ошибок монтажа, наигранности одних актеров и дикой серьезности других, следить за ооочень интересными в кавычках разговорами детектива с женой о том, как отшлепать пацана и ржать над провалами нашего щегла. А еще я регулярно размышлял при просмотре, какая смешная бы могла выйти на него пародия, если бы братья Цукеры работали в те годы. При том что ничего особенно смешного в фильме нет, но да, я именно так развлекался. Честно говоря, непонятно, что тут такого особенного показал американо-еврейский режиссер с будущим французским гражданством Жюль Дассен. В его "Ночь и город" (1950) хотя бы была реально крутая сцена греко-римской борьбы на пять минут и эффектный финал. Кстати, якобы левые симпатии автора тут тоже никак не просматриваются - ну, если не считать личности убитой, которая, как и сам режиссер, ни фига не американца, а полька - из русских понаехавших, которая пыталась вытянуть удачу за хвост. Ну ладно, я уже начинаю придираться. Зато в конце была классическая облава и погоня за злодеем, закончившаяся аж на Вильямсбургском мосту. И хотя диктор пытался отвлечь меня призывами к злодею, в целом погоня выглядела довольно круто - напряженно, динамично и эффектно даже по нынешним меркам. И заканчивается все драматическим финалом и посвящением городу, так что даже название фильма показывают ровно перед титрами!!! Так что - крупно одобряю.









Вот такой вот фильм. Не самый оригинальный сюжет и мало нуарной эстетики, зато есть хорошие актеры, динамичная погоня, много натуры города и типичные черты полудокументального кино второй половины 1940-х. Посмотреть можно, хотя в число лучших нуарных фильмов я это не поставлю.


нуар

Previous post Next post
Up