Постижение нуара №44. "Убийца, запугавший Нью-Йорк" (1950)

Apr 15, 2020 13:05



1947 год. Нью-Йорк - самый большой город США, который объединяет 8 миллионов человек. Город, который прошел очень много испытаний... Трудно понять, конечно, какие, но так сказал диктор за кадром и ему надо верить. Однако теперь Нью-Йорк на пороге смертельной угрозы! С Кубы в него приезжает смазливая певичка захудалых клубов Шейла Беннет, которая подозревает за собой слежку федералов, но даже не подозревает, что подхватила оспу. Теперь она - неосознанный убийца, которой предстоит запугать целый город. Однако пока Шейлу помимо больной головы беспокоит другое - ее бросил муж, который сбежал с бриллиантами, а заодно и баксы прихватил, сквалыга. Накрыть его на явке можно только через 10 дней, так что это время надо продержаться - без жилья, денег, еды, гречки и даже туалетной бумаги. А тем временем доблестный работник службы здравоохранения впервые фиксирует оспу на Манхеттене и понимает, что побежденная некогда болезнь вновь вернулась в многомиллионный город. А значит, ее источник необходимо найти любой ценой. И начинается гонка на опережение с тремя неизвестными... Кто успеет раньше - больная певичка, ушлый ловелас или вся городская рать медиков, полиции, пожарных, службы газа и Иммиграционного департамента? Удастся ли наказать подонков, которые подставили Шейлу за кубинские брюлики? Справится ли город с вызовом или в нем придется устроить оккупацию с частями Нацгвардии на каждом углу, которые проверяют пропуск у бомжей, вздумавших отойти от своей картонной коробки на 101 метр? Узнаете из второго и последнего в истории нуарного триллера о заражении населения вирусной инфекцией (если не считать антиутопии у вас за окном) "Убийца, запугавший Нью-Йорк"!!!







Фильм частично основан на истории вспышки оспы в Нью-Йорке в 1947 г. Снято по мотивам какой-то там одноименной статьи в "Космополитан". Вот только киношники туда старательно понамешали драматизма, сложностей, да еще и скрестили эту историю с типичной криминальной драмой из нуара категории Б. В реальности все было довольно просто. В Нью-Йорк чуму завез какой-то торговец коврами из штата Мэн (то-то его Стивен Кинг так любит), и когда это разобрали, то срочно организовали программу вакцинацию, сделав прививки всему городу. Вот и все. Конечно, так просто было бы неинтересно. Поэтому в фильм ввели криминальную тему. Чуму заносит красотка с Кубы, которая, оказывается, контрабандистка бриллиантами. Однако ее кидает собственный муж, так что ей приходится его искать, рискуя собственной жизнью, пока счет ее жизни идет буквально на дни...







Ну и в итоге две эти совершенно разные линии так и идут довольно долго параллельно, плохо соотносясь друг с другом. Сначала мы видим типичный криминальный триллер с преследованием, постепенно постигая суть - потом уже борьбу с эпидемией. Постепенно обе точки сходятся, когда Служба здравоохранения и Иммиграционный департамент понимают, что ищут одно и то же лицо. Это, конечно, отличается от идеи на ту же тему "Паника на улицах" Элиа Казана, которая вышла почти одновременно, и поэтому "Убийцу" пришлось перенести на полгода. У Казана криминальный сюжет так и остался основным, а до паники не дошло. Ну, а тут другое дело - панику и вакцинацию нам вполне покажут. Но и история Шейлы и ее мести тоже останется до самого конца. И надо отдать должное, тема преследования и саспенса тут раскрыта довольно убедительно, так что планку триллера фильм выдерживает, хотя сюжет довольно простой.







А вот линия про борьбу с оспой показана именно так, как и ожидалось - в полудокументальной манере, с оживляющими вставками, в динамичном монтаже, с футажами газет и лозунгов, а также с массовым скоплением населения. На массовку, кстати, не поскупились - хвалю, выглядит хорошо. Ничего особенного, конечно, но ощущение событий создается, так что выглядит неплохо. Довольно интересно сейчас смотреть, как проводилась вакцинация в самом крупном городе страны. Распространенная агитация, реклама, всевозможные призывы, массовые пункты вакцинации где только можно, обход по домам - и так далее, и так далее. В итоге совершилось то же, что и в реальности - город вакцинировали практически целиком за считанные недели благодаря объединению всех возможных служб вплоть до пожарных. В реальности объявление сделали 4 апреля, а закончили 3 мая, т.е. ушло на это ровно месяц.







И представьте себе, никаких запретов на выход из дома, никакой "самоизоляции", закрытия предприятий, кордонов полиции на каждом углу с проверкой пропуска, вышел ли ты вынести мусор... Вакцинация была вообще - добровольной, что не помешало вакцинировать практически поголовно весь город - уже за первую неделю вакцинировали 6 млн людей из 8!!! И даже штрафов за отказ и административный арест не применялись! Удивительно, правда?! Получается, что ваш вонючий капитализм не может обеспечить борьбу с эпидемией даже на таком уровне, который был обеспечен 70 лет назад! И кто-то после этого все равно скажет, что нынешние карантинные меры необходимы? Ни фига не необходимы, просто правительство сейчас, в отличие от тех времен, состоит из кучки совершенно конченных бездарей и долбоебов, которые тупо ломают все вокруг в дикой панике, как слон в посудной лавке.







Хотя борьба с эпидемией типа как занимает много времени, особенно отметить из спасителей города некого, потому что положительные персонажи довольно безликие. Хотя говорят и проповедуют много и часто. В основном за нее отвечает мягкий совестливый врач в исполнении какого-то там известного актера, который типа как главный герой. Но он-то как раз вообще жалкое зрелище и персонаж второго плана - главный герой тут однозначно наша Шейла. Зато фильм старательно вылизывает мэра Нью-Йорка, который просто сверхчеловек и идеальный политик. Умный, красивый, решительный, волевой, крутой - и так далее по списку. Едва узнав об оспе, тут же выделяет деньги на вакцины, лично дает пример с прививкой... А когда вакцин не хватает аж во всей стране - угрожает фармацевтическим компаниям и мобилизует на производство все, вплоть до швейных фабрик - для создания игл. Можно было еще заводы по производству презервативов направить на создание противогазов, чем это хуже? Из интереса порылся, кто там реально был главой Нью-Йорка в этот период. Некий Уильям О'Двайвер - бывший прокурор и бригадный генерал в годы войны. За год до съемок фильма ушел в отставку из-за коррупционного скандала в полиции и стал послом в Мексике. Аха-ха-ха. Кстати, никакого дикого дефицита вакцин, как в фильме, не было - фармацевты дали столько, сколько требовалось, остаток предоставили армия и флот. О президенте, что интересно, ни единого слова в фильме нет, хотя тащем-то он тоже делал прививку, когда приезжал в Нью-Йорк поддержать дорогих соотечественников.







Криминальный сюжет, конечно, довольно прост, но все же какая-никакая интрига. Другое дело типичные ляпы тогдашних нуарных бэмувиков и оборванные концы, которые лезут из всех щелей. Самое очевидное - почему наша Шейла так удивительно долго стоит с оспой на ногах, а зараженный ею муж даже и не кашляет до самого финала? Где баба ухитрилась достать пистолет? Работа органов тоже вызывает вопросы. Источник заражения приходится искать только через уже заболевших и никому не приходит в голову проверить симптомы больных, откуда был источник, хотя наша Шейла заразила первую жертву именно в больнице. Иммиграционный департамент явно не лучше - он знает имя и биографию Шейлы, но даже не догадывается, что у нее есть муж, сестра и брат. Шейла, как полная дура, даже не понимает, что у нее оспа, хотя весь город кричит на этом на каждом углу!!! Что за дела, сценарист? Блин, ведь до этого ты сделал вполне себе неплохой "Он бродил по ночам" и... "Человек-осьминог" и "Тварь из Черной лагуны"?! Так, все забыли. Короче, таких ляпов и натяжек я еще много мог бы перечислить. Но не хочу. Понятно, что в целом это бэшка, так что придираться не хочется. Тем более, что в целом сюжет довольно быстро становится понятен и дальше тащит уже основная интрига - успеет ли баба покарать своего обидчика на пороге смерти или нет? Получилось в итоге сносно. Далеко до "Мертв по прибытии", но ничего, я не привередливый.







Тем более что еще достоинства есть. Во-первых, операторская работа хороша - действительно, хороший нуар, местами вот прям из палаты мер и весов. Ночные сцены, черные машины, баба обязательно ходит в черных шмотках на белом фоне, косые линии, темные помещения - все по канону. Даже хрестоматийное стояние на карнизе небоскреба есть. Да и постановка в целом неплоха для бэшки - если бы не сценарий, вполне годилось бы и как проект категории А. Актеры в целом отыгрывали не так уж плохо, кроме врача-размазни, но никого отметить не хочется. Зато все искупает Шейла в исполнении Эвелин Кейс. Шикарно сыграла, на самом деле. Настолько хорошо, что мне даже в голову не пришло, что это та же восторженная блондиночка из "Джонни О'Клок". Выглядит с самого начала нездоровой, как будто с покрытым лаком лицом - а потом довольно убедительно отыгрывает больную и измученную женщину с весьма фактурным гримом. Очень хорошая игра для тех времен. Жаль, актриса не сделала большой карьеры, но мне понравилось.







Ну еще фильм, как и много других, сделан в полудокументальной манере, а вы знаете, что это значит. Виды Нью-Йорка - реально красивые, люблю его со времен второго "Один дома" - большое количество зарисовок из быта простых людей - пафосный голос к месту и нет - съемки на натуре - и все в таком духе. Особенно впечатляют типа как РЕЗЗКО опустевшие улицы города в представлениях о массовой эпидемии. Выглядят примерно как сейчас при "самоизоляции", только людей чуть меньше.







В целом несмотря на общее качество и ляпы, это был довольно любопытный пример криминального нуара, смешанного с остросоциальной темой - эпидемией оспы. И в целом это классический и вполне смотрибельный нуар - особенно благодаря хорошей операторской работе и главной героине. Опять же, меры по вакцинации интересны и показаны вполне аутентично. Так что к просмотру в целом рекомендуется желающим.






нуар

Previous post Next post
Up