1950 год. Послевоенная неустроенность, во время которой толпы безработных работяг пытаются переехать в США и нелегально осесть тут, честно зарабатывая себе на кусок хлеба торговлей контрабандой. Один из них - обычный армянин из Израиля с простым армянским именем Кочак, который тайно прибыл в Новый Орлен через Аргентину. Ему не повезло подхватить в пути легочную чуму, но, к счастью, он даже не успел испугаться, узнав о болезни - в первую же ночь в Америке его застрелили бандиты. Теперь уже дело полиции решать, что делать с трупом, у которого коронер с удивлением обнаруживает легочную чуму - ведь у зараженных убийц есть целых 48 часов на распространение вируса! Узнав о ситуации, капитан-лейтенант медслужбы ВМС Клинтон Рид срочно поднимает тревогу и требует закрыть информацию о случившемся, чтобы так было легче найти зараженных и ограничить эпидемию. Вместо того, чтобы спросить, как это поможет, мэр послушно кивает головой и дает ему в помощь охреневшего капитана полиции Уоррена. Теперь эта сладкая парочка силовиков - коп и док - должны найти пару гангстеров, которые, почуяв неладное, тоже начинают что-то подозревать…
Удастся ли напарникам поневоле спасти этот город от страшной эпидемии или мэру придется вводить войска, чтобы застрелить вирус из пулеметов? Смогут ли напарники за 48 часов блокировать зараженный квартал на дезинфекцию и раздать пенсионерам китайские медицинские маски? Переживет ли Новый Орлеан угрозу массовой смерти или американским обывателям придется бежать из города на «Паккардах» и «Шевроле» с багажниками, забитой гречкой и туалетной бумагой? Увидите от прославленного американского режиссера греческого происхождения Элиа Казана в фильме с громким и лживым названием «Panic in the Streets»! Почему лживым? А потому что - какой удивительный случай очередного названия нуара, не имеющего отношения к сюжету! - в фильме «Паника на улицах» на самом деле нету никакой паники на улицах!!! И это несмотря не угрозу массового заражения!!! На самом деле абсолютное большинство жителей Нового Орлена, в котором проходит действие, даже не узнает об угрозе заражения.
Само кино интересно как пример чуть ли не образцового смешения штампов полицейского процедуала, которые просуществуют аж до сегодняшнего дня. Сам сюжет, в котором приходится взаимодействовать друг с другом белому рафинированному интеллигенту-врачу и не верящему ему грубому и резкому начальнику полиции - это совершенно типичное бадди-муви, которое тут занимает значительную часть сюжета. Прием стопроцентный по успеху, в последний раз вы его могли видеть в «Чернобыле», который получился вовсе не о катастрофе, а о взаимоотношениях упрямого Легасова и крутого бюрократа Щербины. Схема один в один! Легас… то есть, Рид с трудом убеждает всех в опасности, а капитан Уоррен сначала ему не верит, но когда Рид идет на жертвы, присоединяется к нему и идет на жертвы сам. Честное слово, сходство поразительное. Разумеется, в конце они пожмут друг другу руки, точь-в-точь как полицейском боевичке а-ля «Смертельное оружие» из 80-х.
Но это мало, тут есть и остальные штампы! Кроме бадди-муви, часть сюжета - это гонка на опережение по поиску преступников. Часть - это семейная драма по показу драматических взаимоотношений нашего Рида со своей женой, которая стоически терпит его сложную работу. Часть - это традиционная для боевиков и детективов «борьба с властями»: а точнее, борьба Рида с мэрией и свободной прессой, которая узнает о угрозе эпидемии и угрожает распространить эти сведения. Вообще, очень забавно, что в этом фильме очень настойчиво в лице Рида отстаивается необходимость максимально ограничить информацию о возможности эпидемии - чтобы преступники не сбежали, а в городе не началась паника. Это противоречит логике, на самом деле, потому что если бы преступники узнали о том, что у них чума - они бы сами сдались. Собственно, Рид именно так и пытается в конце их убедить сдаться. Я так и не понял, это сюжетный ляп или в те времена действительно понимали, что паника от эпидемии может быть страшнее, чем она сама. Как печально-иронично выглядит политика Рида в современных условиях, когда именно власть больше, чем кто-либо другой способствует панике и истерии в условиях пандемии даже не чумы, а обычного штамма гриппа…
Чем еще интересен фильм? Отличная актерская работа - Элиа Казан с успехом применил тут свои наработки в театре по системе Станиславского, которые потом выстрелят в «Трамвае «Желание»». Главную роль сыграл неплохой актер нуаров, Ричард Уидмарк, белокурая бестия - мне он нравится. Тут у него редкий случай абсолютно положительной роли - жесткий и решительный доктор ВМС, который единственный, кто может предотвратить катастрофу атомного зараж… да что ж такое… распространения легочной чумы! Главные герои в исполнении Барбары Геддес и Пола Дугласа тоже хороши, но отдельно отмечу бандита Блэки в исполнении Дэка Пэланса - он же Владимир Палагнюк. Шикарный актер, тут харизмой давил, как трактор - высокий, под два метра, с лицом печенега - смотрелся в роли жестоких бандитов блестяще. Между прочим, дебютная роль.
Как и многие нуары того времени, «Паника на улицах» была снята на натуре - на сей раз города Новый Орлеан. Но на сей раз эффект присутствия и реального быта города тут выражен еще сильнее, чем в других образчиках «полудокументального» нуара. Перед зрителем развернута широкая панорама города - улочки, убогие забегаловки, трущобы, склады, порты (порт тут показан очень часто - кажется, Элиа Казан имел страсть в морю, как и положено греку…). Все это показано подробно, детализировано и со вкусом - начиная от панорамных кадров набережной и заканчивая убогими лачугами трущоб. Но тут вдобавок еще и широкая социально-этническая демонстрация! Значительная часть персонажей массовки - это американские эмигранты: греки, армяне, азиаты, итальянцы и т.д. Их быт, их отношения, их поведение показаны в фильме много и часто. Создается чувство неподдельной реальности и ультрареализма в демонстрации на экране Америки как плавильного котла разных наций, которые пребывают на дне общества. Множество мелких и характерных эпизодов с такими персонажами были сыграны буквально с реальными участниками событий, а ряд из них вообще был сымпровизирован в процессе съемок.
Нуар тут, как и положено процедуалу тех лет, есть - и в целом довольно хорош. Много ночных сцен с несущимися полицейскими автомобилями, характерная темноватая и высококонтрастная картинка даже посреди солнечного дня, преследование в финале на бурлящем людьми портовом складе, напряженные сцены, типа заглавного убийства, снятого одним планом на две минуты с подчеркнутой реалистичностью - словом, сделано хорошо. Чувствуется, что к началу 50-х нуар стал осознавать сам себя, и Элия Казан уже работал на установленные другими режиссерами образцы. Да и по сюжету, как я говорил, это все-таки традиционный, но напряженный нуарный триллер-процедуал, хотя и с многочисленными драматическими, семейными - изредка даже комическими! - вставками. Достойный фильм, и по картинке, и по драматической актерской игре, и по постановке.
А теперь - о том, почему несмотря на все эти выдающиеся достоинства, меня фильм не захватил, и я немного скучал при просмотре. Ну, во-первых, все это я уже видел, хотя не в этом кино, конечно, а во всех остальных - бадди-муви, полицейский процедуал, гангстерские отношения, спор с демократической прессой… На сценах разговора с женой я вообще откровенно скучал, несмотря на всю драму. То есть, по сути, ничего нового я тут не заметил - хотя это вина не Казана, который установил эти штампы, а тех, кто их потом истрепал до невозможности. Получается, что машина буржуазной культуры просто-напросто уже без малого век эксплуатирует наработки еще пятидесятых годов, которые от того времени не так уж сильно отличается. Ричард Уидмарк в роли целеустремленного доктора весьма и весьма хорош, не спорю - но я уже видел его в других таких ролях и они мне понравились еще больше; видимо, Уидмарк тогда еще оттачивал мастерство.
Сценарий тоже не сказать чтобы был очень захватывающим, потому что несмотря на предельно короткий срок поисков, бегства времени я тут не почувствовал. Расследование идет весьма логично, но большой интриги нет - и вполне ожидаемо, что детективы находят наших бандитов наполовину случайно. То есть, несмотря на все старания, нерва и интриги я тут не почувствовал. В каком-нибудь «Происшествие на Саут-Стрит» сюжет позакрученее будет при всех натяжках и недостатках, и Уидмарк там персонаж посложнее - хотя кино-то категории B. Да и темп Казан что-то явно не умеет выдерживать - хоть и хорошая у него постановка, а актеры играют блестяще… А может, это я сам виноват, что не впечатлился - потому что смотрел фильм уже подуставшим и хотел привычного американского действия, «action», а не драмы и преследования…
Ладно, в любом случае это был действительно достойный и интересный фильм с подкупающим стилем и отличными актерами, а главное - интересным бытом Нового Орлеана 50-х. Ну, а что касается настоящей паники на улицах, масштабной эпидемии, массовых сцен групповой истерии и борьбы с болезнью Америки - то про это есть еще один нуарный фильм, «Убийца, запугавший Нью-Йорк», который я посмотрю следующим.