Постижение нуара №39. "Подстава" (1949)

Jan 17, 2020 15:52



1949 год. Где-то в американских трущобах. Тяжелый период послевоенной нужды и безработицы. Билл Томпсон по прозвищу "Кочегар" - 35-летний боксер, находящийся на закате карьеры, который не желает бросать ремесло, несмотря на слезные уговоры своей жены Джулии. Он рассчитывает сорвать куш на победе над молодым, но неопытным соперником, однако он не знает - его менеджер Тайни уже получил деньги от босса мафии за проигрыш в очередном бою. Тайни не сообщает своему подопечному о сговоре, так как уверен, что в любом случае Томпсон не справится с более молодым и сильным соперником "Малышом". Час схватки приходит, и в назначенное время бой начинается. Уже в разгар его Биллу становится известно о сделке, и теперь только ему решать, стоит ли отступать и возвращаться назад...







"Подстава" или "Уговор" - как вообще правильно, если оригинал называется "The Set-Up"? - это спортивная драма в стиле нуар с несложным сюжетом, но блестящим исполнением. Снята на студии малобюджетных фильмов студии RKO и планировалась, как я понимаю, как продолжение тренда на спортивные драмы, созданного успехом фильма "Тело и душа". Постановка досталась Роберту Уайзу, квалифицированному кинодеятелю, который уже отметился относительным успехом малобюджетного классического нуара "Где-то в ночи", а позже получит кучу наград, включая Оскар. Главную роль сыграл уже получивший широкую популярность за игру в фильме "Перекрестный огонь" актер целой череды нуарных фильмов Роберт Райан, который наконец-то получил возможность раскрыть свой драматический потенциал в положительной роли (до того он играл сплошь злодеев). Получился в итоге шедевр и нуара, и спортивной драмы, и остросоциального кино - с максимально простым, понятным, сжатым сюжетом, бюджетом и набором впечатляющих режиссерских приемов, который обязательно смотреть поклонникам всего вышеперечисленного.







Этот фильм характерен типичными для фильмов студии RKO чертами - малобюджетностью и ограниченностью в средствах выражения. Тем не менее, режиссер это мастерски обошел. Каким образом? Во-первых, сюжет идет почти что в реальном времени, на протяжении менее одной ночи, он занимает максимум два-три часа реального времени и полтора киношного. Во-вторых, почти все действие сосредоточено в боксерском клубе и на близлежащей территории - с небольшими прогулками Джулии по городу, снятые, видимо, в режиме реального времени. Это было тогда модно - типичная черта нуара. И этот минимализм, полудокументальность и сжатая, сдержанная постановка с минимум изобразительных средств и упором на операторский монтаж, нуарную депрессивную стилистику и драматическое напряженное действие - работает блестяще.







Чем поражает фильм, так это тем, что в нем неявный, но совершенно очевидный социальный подтекст. В первые же минуты действия мы видим убогую площадь мелкого города и зарабатывающих себе копейки уличных газетчиков. Далее социальный контекст только развивается. Откровенно показаны бедность, жажда легкой наживы, продажность, обман, попытки путем поединка, опасного для жизни и здоровья накопить 500 долларов, чтобы добиться выдающегося успеха - открыть частную лавку по продаже сигарет. И названия-то какие вокруг повешены, ой, ой... Отель "Уют" с убогим клоповником, клуб "Парадайз Сити", ресторан "Дримлайф", магазин "Кинг"... И все это на фоне очевидной нищеты и убожества. Воплощение американской мечты как она есть.







Параллельно тут же ходит лощеный опасный гангстер и его жалкие прихлебатели, которые обжираются гамбургерами. И это в то время, как другие боксеры дерутся за хотя бы иллюзорную возможность карьеры. Черт побери, тут даже есть побеждающий на ринге чернокожий боксер. Вы хоть представляете, чего стоило в 1949 г. показать положительного черного боксера? Да в большинстве американских фильмов 1940-50-х чернокожих как будто ВООБЩЕ не существует. Нет, поистине, это один из самых, если не самый остросоциальный и критический нуар, что я пока видел - даже "Снайпер" так далеко не зашел.







Нуара здесь не много, а ОЧЕНЬ много - в основном до и после борьбы на ринге. Неудивительно - действие идет ночью, а оператор Милтон Краснер работал до этого на Фрица Ланга. "Подстава" считается одной из лучших его работ. Она великолепна от первого до последнего кадра, это бесспорно. Особенно совершенно архетипичный нуар в финале с преследованием, саспенсовыми кадрами, погоней и крупными кадрами. Но основное внимание все-таки отдается кульминации действия - бою на ринге, который занимает одну шестую действия и сделан потрясающе реалистично и достоверно. После этого фильма хваленый "Рокки" смотрится как игра в песочнице, а не съемка боксерского боя.







Большое достоинство фильма - простые и понятные, до стереотипности, но при этом неплохо играющие персонажи. Их не так уж много, они не обладают большой сложностью, но в рамках краткой и сжатой истории их характеры работают и драматизм не портят, да и актеры отыграли хорошо. Я рад, что Роберт Райан действительно оказался хорошим актером - в "Перекрестном огне" он как-то не слишком впечатлил, да и в "Я была замужем за коммунистом" играл отвратительно: видимо, тупо не хотел стараться ради проходной дешевки. Все это сопровождается чисто документально-репортерским приемом - параллельным монтажом лиц зрителей, среди которых целый набор типажей от гоголевских до о'генриевских: жадные до крови фанатики, неврастеники с сигаретой, слепой поклонник бокса, слушащий одновременно репортаж по радио усач, толстый обжора с детским тупым лицом... Да, у них ни имен, ни характера, ни роли, но каждый из них за несколько секунд показывает свою индивидуальность, ярко играя на контрасте с целеустремленным Томпсоном. И это не говоря уже о его коллегах-боксерах - таких точных, острых, емких деталей с характерами массовки в фильме масса.







Концовка фильма совершенно логична, закономерна и крайне печальна, хотя ее с очень большой натяжкой можно считать за хэппи-энд. Тем не менее мораль ясна - в мире обмана, чистогана и продажности даже победивший проиграет. И нет никакой гарантии, что твой честный труд и твоя победа тебе помогут. Такова традиция нуара, которая, как я все больше убеждаюсь, ярко отразила положение послевоенного времени - честными делами в этом мире не разбогатеешь. Влияние ее можно обнаружить до сих пор в ряде спортивных фильмов, особенно в знаменитом "Бешеном быке" Скорцези, а Тарантино фактически спародировал его сюжет в своем боксере Бутче, наряду с обыгрыванием других криминальных штампов.







Поэтому "Подстава" остается великолепным образцом полудокументального, спортивного, нуарного и драматического кино, эмоциональное воздействие и значение приемов которого не прошло и сейчас.


нуар

Previous post Next post
Up