"Код Красный" (2019)

Jul 10, 2019 13:15

Отсмотрел тут надысь картину "Код Красный" британского кинопроизводства - свеженькую шпионскую мелодраму о советской разведчице-британке, передававшей в СССР данные о ядерном оружии. Ждал клюквы и антисоветских помоев, но внезапно получилось что-то вроде "Избранного" про убийство Троцкого, только на пару уровней хуже. И кстати, это никакой не "Код Красный", а "Красная Джоан". Впрочем, обо всем по порядку.



Итак, завязка. В Британии живет себе обычная престарелая старушка в исполнении Джуди Денч, никого не трогает, починяет примус. Но внезапно к ней приходят люди из британской гэбни. Оказывается, вскрылось, что когда-то, еще в 1940-х, она была агентом коммунистов, работала в секретном КБ и передавала русским секреты о ядерной бомбе. Ее берут в КПЗ и начинают допрос. И так начинается флэшбэк, точь-в-точь как в "Титанике", в котором бабка и вспоминает о своем прошлом, и о том, как на это ее толкнула любовь к молодому коммунисту - а потом все завершилось трагедией: она полюбила своего начальника.



Фильм имеет с "Избранным" то общее, что он тоже использует реальную политико-шпионскую историю для создания вымышленного биографического сюжета. Сюжет "Красного Кода" основан на истории реальной советской разведчицы Мелиты Норвуд. Но на сей раз о исторической реконструкции речи не идет - вся история в целом вымышленная, имя персонажа сменено на Джоан Стенли, и о различиях прямым текстом сказано в титрах. Зато большим достоинством фильма является полное отсутствие клюквы, если не считать влюбленного коммуняки, который постоянно называет Джоан: "Мой маленький товарищ". Хотя может, и такое было. Более того - тут даже нет демонизации СССР! То есть, конечно, Джоан работает не на коммунистов, а на дело мира, что неоднократно подчеркивается, да и видно, что коммунистам авторы не сочувствуют - есть и упоминания Московских процессов, и неприглядные методы работы советской разведки. Но в целом историческая реальность во всей ее неоднозначности соблюдена очень точно и никаких обидных выпадов в сторону советского режима нет. Чувствуется, что автор изучал тему всерьез и старался. Коммунисты выглядят как и положено - коммунистами, а не идиотами или фанатиками, выступают достаточно правдоподобно, устраивают митинги в пользу Испании. Более того - они даже смотрят "Стачку" Эйзенштейна! Ну красота же!





Самое слабое место картины - это параллельный монтаж с современностью, где престарелая Джоан вспоминает молодость и спорит со своим тоже уже седым сыночком, что толкнуло ее на "предательство". Описано весьма скупо и показано довольно поверхностно. А заканчивается все довольно уныло - сынок, который весь фильм истерил, вдруг прощает матушку просто так. Скучно и плоско. А вот линия в прошлом куда лучше, хотя и там хватает недостатков. Если коротко, то несмотря на подкупающую аннотацию и интересный потенциал это в большей степени женская мелодрама, чем шпионский триллер.



К безусловным достоинствам картины относятся хороший, хотя и немногочисленный реквизит, грамотная операторская работа, историческая точность реалий и игра актеров. Особенно удачен был выбор главной героини, Софи Куксон, которую до этого все знали только по "Кингсману". Уверен, у нее будет еще много хороших ролей. Сценарий фильма писался по книжной основе писательницы Дженни Руни, поэтому в картине хорошо и убедительно показано, каково было быть женщиной-шпионкой, использующей для обмана мужчин женские хитрости. Те самые, про которые говорят - "сила женщины - в ее слабости".



К сожалению, мелодраматическая часть все же целом простовата, поскольку несмотря на все действительно интересные сюжетные повороты перед нами довольно обычная история любовного треугольника со всеми атрибутами: неверный муж, которого любит героиня; несчастный любовник, которого она любила; опасность потери любви по собственной вине; и т.д. Сценарий на самом деле вполне неплох и про драматической части, и по исторической, и отличается действительно хорош выписанным образом честной героины, выступающей за правду, как она ее понимает. Но сравнивая это кино с "Избранным", я понимаю, что реальная жизнь намного круче даже таких сюжетов. Потому что реальная Мелита Норвуд была не такой милой и доброй, но зато являлась идейной коммунисткой и самым ценным агентом НКВД в Великобритании, бескорыстно и идейно работая на СССР долгие годы, о чем отлично знал ее муж. Согласитесь, что этот сюжет просто сильнее драматичной, но неглубокой мелодрамы в фильме. Отдельно впечатлила тактика, с которой немецкий коммунист-эмигрант-еврей с типично британской внешностью клеил телочку, давя харизмой активиста. Интересно, у леваков в движе такое реально есть?



Ну и наконец, у фильма, несмотря на сильные стороны, многие негативные черты какой-то малобюджетной постановки. Очень мало массовки, действие преимущественно в декорациях, а самое обидное - очень прямолинейный монтаж, иногда просто умилительный в своей наивности. Особенно понравилось, как Джоан два раза подряд слышит по радио о бомбардировке Хиросимы и Нагасаки, что моментально убедило ее стать советским агентом. Как итог - и постановка поэтому кое-где хромает, хотя в целом кино смотрится по этой части приятно.



В целом и общем это неплохой фильм, в котором попытались показать сентиментальную женскую драму на фоне хорошо воссозданной политической правды эпохи. Пример "Избранного" или "Ольги" показывает, что можно было сделать и лучше, но для беспартийных товарищей я этот фильм одобряю - в конце концов, героиня там действовала из лучших побуждений и фильм на ее стороне. За это можно простить недостатки этой немного затянутой, но добротно сделанной женской драмы.

ВМВ, биографии

Previous post Next post
Up