(no subject)

Jul 09, 2019 12:42

Ганин выпустил недавно ряд статей на своем сайте. В частности, про то, как Мельгунов писал "Красный террор" к процессу над убийцей Воровского или, точнее, дал наработки книги для него - ну, в пропагандистских целях. Прямо скажем, не тайна, да и стиль в журнале "Родина" мне давно не нравится. Но раз уж там кое-какие документы по этому поводу - пусть будет. В ФБ по этому поводу белогвардейщина рвет и мечет, хотя как по мне, ничего особенно страшного в статье нет.

«Красный террор» в черно-белом изображении. Кто помог историку-эмигранту Сергею Мельгунову подвести «доказательную» базу под будущий бестселлер

И еще - рецензия (на самом деле не рецензия, а просто отзыв, причем очень простой и схематичный) на книгу Ю. Бахурина про Первую мировую. Толстенный такой фолиант, объемный. Я бы даже процитировал что-то оттуда, но не знаю, что выбрать. Фактологии действительно много.

Заградотряды и заговор армии. Рецензия на книгу Юрия Бахурина «Фронт и тыл Великой войны»

Ну и просто пара отсканенных статей.

Нетривиальны биографические данные Сорокина и Дубровина - но это результат проверки личностей мемуаристов, а не мемуаров как таковых. Рискнем предположить, что именно в проверке первого рода и заключается наиболее плодотворный подход к мемуарам, изучение непосредственного содержания которых историком может быть оправдано только особенными обстоятельствами и, в любом случае, всегда требует проверки по более надежным источникам. Так или иначе, историю многих аспектов Февральской революции еще только предстоит написать с последовательной опорой на документальные источники, о недостатке которых говорить не приходится.

Стасевич В.А. Гвардейский экипаж в Февральской революции: три мемуара в свете документов // Новые исторические перспективы 2019, № 1 (14). С. 87-108.

Бились три дня. На четвертый день утром со стороны пересыльных бараков раздался пушечный выстрел, и снаряд попал в окно первой камеры, за ним второй снаряд в то же окно. И все, кто был в этой камере, были разорваны в куски и задушены газами от химических снарядов. Следующие снаряды полетели в другие камеры, и нам пришлось выбираться в коридор через груды тел и развалины нар и разной утвари, находящейся в камерах. Снаряды полетели в коридор, пришлось первый корпус оставить и выходить в корпус № 2. Чехи тогда направили снаряды в баркас, который пробили, и прежде чем им кинуться в разваленный баркас, мы решили сами вперед выйти и идти напролом. Так и сделали. Нас человек 200 вооруженных кинулись вперед и, невзирая на то, что нас бьют со всех сторон, кинулись бежать в тайгу. Много погибло на пути, но все же часть нас ушла в тайгу, а там через ночь напали на след партизанского отряда дедушки Карандашвили, в котором я пробыл до января месяца 1920 года.

Воспоминания уральцев о восстаниях в Александровской тюрьме в 1919 году // Партийные архивы. Материалы V межрегиональной научно-практической конференции. Нижний Тагил, 14-16 мая 2019 года. Екатеринбург, 2019. C. 136-160.

Позиция духовенства, оказавшегося втянутым в гражданскую междоусобицу, является объектом исследования многих специалистов. Однако в них упор сделан в основном на противоречиях церкви с советской властью, борьбе большевиков с духовенством, антирелигиозной работе, антицерковном терроре. Ряд таких работ носит откровенно ангажированный характер с возложением всей ответственности за конфликт церкви и власти на последнюю[1]. И наконец, почти нет исследований, посвященных фактам сотрудничества церкви и советской власти, революционизации представителей духовенства, политизации и демократи-/63/-зации церкви и влияния революции на взгляды клира. Из-за этого создается впечатление, что сочувствующие революции представители духовенства вовсе отсутствовали, и оно все занимало антибольшевистскую или аполитичную позицию, являясь жертвой власти. Между тем исторические данные показывают, что такое явление как «красные священники» реально существовало, и оно довольно важно для понимания тогдашних общественных процессов. Полное и всестороннее изучение этого феномена не является целью работы, основанной на анализе опубликованных источников, периодической печати того времени и некоторых архивных документов, - она призвана лишь дать некоторое общее представление о распространенности, формах и роли его в первые годы после революции.

Заяц Н.А. «С крестом и Евангелием произносил большевистские проповеди»: духовенство на стороне большевиков в революции и Гражданской войне // «История. Научное обозрение OSTKRAFT», № 4 (10). М.: Модест Колеров, 2019. С. 63-98.

биографии, белый террор, ПМВ, Урал, 1919, 1917, химическое оружие, наша библиотека, Сибирь, научные статьи

Previous post Next post
Up