Постижение нуара №5. "Джонни Игер" (1941)

Sep 02, 2018 16:25

Джонни Игер, отсидевший свое бывший бандит, вышел по условно-досрочному освобождению и устроился таксистом. Он тщательно соблюдает правила, чтобы с него сняли судимость, но на самом деле он ведет двойную жизнь, став рэкетиром и владельцем собачьих бегов. Сложнейшая угроза для него - в город прибывает посадивший его прокурор, его фанатичный противник. Однако у него есть красавица-дочь, которая влюбляется к Джонни. Он не упускает случая воспользоваться этим - но вскоре Джонни провоцирует целый водоворот проблем, из которого выбраться не так-то легко.





Наверно, надо завязывать смотреть ранние нуары. А то тогда жанр сам себя еще не осознал и потому нуар возникал там крайне эпизодично. Вот и на сей раз это оказался не криминальный триллер, а гангстерская драма, причем с сильной мелодраматичной составляющей.





Главную роль исполнил Роберт Тейлор вместе с красоткой Ланой Тернер, недавно запримеченной режиссером Мервином Лероем. И хотя оба снимались у него часто, это единственный их совместный фильм. Тернер сыграла неплохо, конечно, но не гениально, а вот Роберт Тейлор был шикарен. В те времена он был известен как актер мелодрам и комедий, так что таким образом студия пыталась ему сменить имидж. И хотя критики, как написано в википедии, остались недовольны - они тупые ослы, на самом деле Тейлор отыграл отлично. Один только контраст между предупредительным таксистом и эгоистичным гангстером чего стоит. В фильме хватает хороших драматических и мелодраматичных эпизодов, в которых он хорошо раскрылся, отличный образ и блестящее воплощение.





Но самое сильное в фильме - это его сценарий, который, конечно, не замахивается на глубокую драму до уровня "Крестного отца", но сделан на удивление качественно и добротно. Такое даже сейчас редкость. Рядовая вроде история о том, как плохой парень переосмысляет свое прошлое под действием любви - но зато сделано ярко, реалистично и без лишних соплей. Неоднократно показан эгоцентризм и самолюбие Джона, его ум, расчетливость и цинизм, а вместе с тем - самые хитрые его планы не могут ничего противопоставить того, что у него практически нет друзей, а потому его может предать кто угодно в любой момент. Единственный его хороший друг, и то Тейлор этого долго не понимает - склонный к поэтизированию неудачник и алкоголик Джефф. Актер номинирован на Оскара за роль - может, и справедливо, хотя Тейлор заслуживал ее не меньше. Он единственный, кто смог пробудить у Джона совесть и фактически изменил его. Сценарий потому интересный, и потому я даже прощаю ему за это многочисленные совпадения, любимые голливудскими сценаристами - здесь редкий случай, когда они действительно работают на идею.





В общем, хорошая, крепкая драма, с мелодрамной составляющей и криминальной подоплекой. А в чем же нуар? Ну, нуар есть - во всех без исключения ночных сценах. Выглядит просто шикарно, можно любоваться вечность. Ночные декорации города с их переплетениями столбов, балок и фонарей, проезжающий постоянно поезд, блестящая черная мостовая, крушение автомобиля - великолепно сделано, в лучших традициях нуара. Все снято жестко, мрачно, экспрессивно. Даже удивительно, с чего бы это - режиссер Мервин Лерой вроде до этого таких фильмов не снимал, как и оператор... А самое крутое в фильме - это, конечно, финал со стрельбой. Потрясающе выглядит, удивлен, что его никто еще вроде не сплагиатил.





В общем, не самый характерный нуар, но зато отличный фильм с хорошими актерами и гангстерой драмой. Побольше бы таких сейчас.

нуар

Previous post Next post
Up