Морские бронепоезда Белой армии в Сибири и на Дальнем Востоке: 1918-1922 гг.

Mar 24, 2018 13:47

Алексей Михайлович Буяков,
Россия, г. Владивосток, Приморское краевое отделение Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» - Общество изучения Амурского края, председатель краевого отделения

Николай Николаевич Крицкий
Россия г. Владивосток, Приморское краевое отделение Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» - Общество изучения Амурского края, кандидат исторических наук

Морские бронепоезда Белой армии в Сибири и на Дальнем Востоке: 1918-1922 гг.

В годы Гражданской войны в России в 1918-1922 гг. широкое распространение у обеих противоборствующих сторон получил достаточно специфический вид боевой техники - бронированные поезда. Основные причины их появления: недостаточная мобильность полевой артиллерии, отсутствие сплошной линии фронта, ведение интенсивных боевых действий именно вдоль основных транспортных магистралей - полотна железной дороги, а также более или менее достаточная боевая устойчивость против авиации тех лет. Очевидно, общее число разновременно созданных противниками бронепоездов за годы войны достигало около двухсот. Специфика ведения артиллерийского огня на ходу была чужда полевым артиллеристам, но была совершенно обычной для морских. Ведь именно этому их и учили. Поэтому обе стороны при возможности комплектовали бронепоезда командным и рядовым составом флота.

В Белом движении в Гражданскую войну на Юге и на Севере России действовали броневые поезда, некоторые из которых были укомплектованы морскими офицерами и нижними чинами флота. За такой состав команды их именовали «морскими». Среди них бронепоезда «Дмитрий Донской» Добровольческой армии, «Адмирал Колчак» и «Адмирал Эссен» Северо-Западной добровольческой армии, «Адмирал Непенин» и «Адмирал Колчак» Северной армии. Их боевой путь нашел освещение в отечественной и зарубежной литературе. Но вот о морских бронепоездах, действовавших в составе Белых армий в Сибири и на Дальнем Востоке в период Гражданской войны известно не так много. В отечественных и зарубежных архивах, литературе остались только упоминания о них. Остановимся подробнее на деятельности морских бронепоездов в Сибири и на Дальнем Востоке России, которые на определенных этапах являлись неотъемлемой частью морских стрелковых формирований Белой армии в 1918-1922 гг.

Бронепоезд № 1 Сибирской флотилии

21 ноября 1918 г. командующий Сибирской флотилией капитан 1 ранга Г.В. Фус приказал флагманскому артиллеристу штаба приступить к /75/ сооружению бронепоезда Сибирской флотилии, получившего порядковый номер 1.

Командиром бронепоезда был назначен лейтенант А.Г. Хрептович, плутонговыми командирами мичманы В.К. Коцюбинский с миноносца «Твердый», А.М. Ирбе из Морской роты и И.П. Сербинов из Амурской речной флотилии [1].

В начале 1919 г. основу команды бронепоезда составили гардемарины Морского училища, отчисленные из него в разное время, а также ушедшие по собственному желанию. Среди унтер-офицерского состава команды бронепоезда числятся артиллерийский боцман Е. Кравец, унтер-офицеры 2 статьи И. Китиков, В. Кравенков, С. Орловский, содержатель И. Завадовский, матросы 1 статьи Ф. Блинов, П. Вознесенский, Т. Землянкин, Е. Ильичев, Е. Каринский, В. Коринтелли, Б. Корцын-Жуковский, И. Колосов, В. Могучий, Г. Семенов, А. Суше-Де-Ла-Дубуассер, П. Сахаров, М. Тарабакин, В. Ульянов, А. Ульянишев, Е. Яковлев, гардемарины Б.К. Рубцов, И. Иванов, Д.И. Белов и В.А. Кривошеев [2]. Позднее начальник Владивостокского морского училища капитан 1 ранга М.А. Китицын в докладе Морскому министру указал, что происходило «…форменное сманивание моих гардемарин на бронепоезд» [3].

31 января помощник верховного уполномоченного Российского правительства на Дальнем Востоке по морской части и командующий морскими силами на Дальнем Востоке контр-адмирал С.Н. Тимирев назначил комиссию для составления «Положения о снабжении бронепоезда» под председательством лейтенанта А.Г. Хрептовича и членов - коллежского асессора З.З. Топольского и лейтенанта В.О. Старка. Комиссии было приказано приступить к работе немедленно, акт представить в кратчайшие сроки [4].

Часть работ по постройке бронепоезда была поручена Владивостокским временным мастерским порта, которые из двух американских полувагонов сделали основную часть работ по сооружению бронепоезда. При этом исполнительная смета своевременно не была составлена. С целью оценки стоимости работ, проверки израсходованных материалов и выяснения, что из материалов можно было вернуть натурой от Владивостокского военного порта, была создана комиссия под председательством капитана 2 ранга А.В. Ломана и членов комиссии - подполковника В.П. Калинина, капитана 2 ранга Г.С. Вышинского, командира бронепоезда лейтенанта А.Г. Хрептовича. Работу приказано выполнить в кратчайший срок, переписку по вопросу деятельности комиссии надлежало получить в отделе снабжения, через который представить акт комиссии [5].

6 ноября 1918 г. командующий Сибирской флотилией капитан 1 ранга Г.В. Фус телеграммой сообщил в Морское министерство в Омск: «Через неделю предполагается проба первой платформы с орудием в 4,8 дюйма. Имеется на основании опыта система креплений и установки орудия. За ваши сведения благодарим, примем в расчет. Срок окончательной готовности поезда около месяца. По готовности поезда рассчитываю послать его в распоряжение адмирала Колчака для боевых действий. Нет ли у вас 57-мм снарядов? Очень нужны. Фус» [6].

На каждую платформу было установлено по одному орудию. Это были японские морские пушки Type 41 4.7-inch/40 (12 cm), являющиеся лицензионной копией Elswick Mark IV. Первоначально выпускались прямо в Ельсвике в Англии. После начала XX века выпускалась в Японии под названием «Mark IVJ». 25 декабря 1908 г. пушка была переименована в Type 41. Впоследствии была переименована по калибру в сантиметрах, как часть программы стандартизации для флота в метрической системе. Хотя окончательно она была классифицирована как «12-см» пушка калибр остался неизменным, как 4.724 дюйма. Она была стандартным вспомогательным вооружением японских крейсеров, построенных между 1900 г. и 1920 г. и основным вооружением на многочисленных эсминцах, включая класс «Умиказе». Эти орудия поставлялись в Россию во время Первой мировой войны. По состоянию на 1927 г. на складах Владивостокского военного порта имелось шесть таких орудий. И именно подобные два орудия были установлены на морском бронепоезде Сибирской флотилии. На казенной их части шла соответствующая маркировка на японском языке.

Платформы испытывались в районе долины реки Первая Речка. На льду Амурского залива была установлена деревянная мишень. Платформа была выведена маневровым паровозом и оставлена на железнодорожном пути. Артиллеристы открыли огонь из орудия по щиту. Судя /76/ по всему, крепления под орудием выдержали нагрузку. Испытания этой и второй платформ прошли успешно.

В фондах архива Гуверовского института войны, революции и мира Стэнфордского университета в США одному из авторов несколько лет назад удалось обнаружить 3 снимка, под которыми шла надпись «Морской бронепоезд. Сибирь. 1919», но о каком конкретно бронепоезде шла речь, было не ясно. Загадка разрешилась в апреле этого года, когда один исследователь из Владивостока привез с собой несколько отсканированных снимков, включая уже и известные, морского бронепоезда, хранящиеся в Национальном архиве США. Правда датированы они были январем 1920 г. Именно эта дата - 20 января 1920 г. - сильно смущала, но было предположено, что это дата поступления снимков в архив. Была проведена работа по изучению фотографий. На двух из них был снят практически весь бронепоезд, стоящий на путях в мастерских Владивостокского военного порта. Также по форме военнослужащих было ясно, что это гардемарины Морского училища во Владивостоке, из которых, как известно, комплектовали команду. Кроме того, учитывали и то обстоятельство, что больше в конце 1919 г. - начале 1920 г. морские бронепоезда не строили и не комплектовали моряками во Владивостоке; на платформах стояли орудия, на казенной части которых четко читались японские иероглифы. Исходя из всего этого, был сделан окончательный вывод - это бронепоезд № 1 Сибирской флотилии.

Теперь в нашем распоряжении есть фотографии самого бронепоезда, а не только платформ с орудиями, которые были испытаны, именно эти испытания запечатлены на ранее известных нам фотографиях, сделанных американскими военными фотографами.



Рис. 1. Испытание орудийный платформы бронепоезда № 1 Сибирской флотилии. 1919 г.
Фото из Гуверовского архива войны, революции и мира Стэнфордского университета, США.

Бронепоезд имел две платформы с орудиями, оборудованные из американских полувагонов, забетонированных внутри и покрытых стальными листами сверху для защиты от осколков снарядов и пуль, на одной из платформ с орудием стояла бронированная надстройка с бойницами для стрельбы и обзорной башенкой, кроме этого была платформа с одним 47 мм зенитным орудием, бронированный пулеметный вагон с четырьмя пулеметами, двух контрольных платформ с рельсами, ремонтно-строительным материалом и боеприпасами, классных вагонов и паровоза. /77/



Рис. 2. Бронепоезд № 1 Сибирской флотилии. Владивосток. 1919 г.
Фото из Национального архива США.

В начале 1919 г. он был вооружен и команда укомплектована. С весны 1919 г. принимал активное участие в антипартизанской борьбе в южном Приморье. В первых числах марта 1919 г. Морской министр контр-адмирал М.И. Смирнов приказал перевести бронепоезд на фронт.

7 марта командующий войсками Приамурского военного округа генерал-майор П.П. Иванов-Ринов обратился с просьбой к Морскому министру М.И. Смирнову временно оставить бронепоезд Сибирской флотилии № 1 в Приморье: «Прошу разрешение бронепоезд Сибирской флотилии временно оставить в моем распоряжении ввиду того, что почти вся Приморская область и часть Амурской в данное время охвачена восстанием большевиков. Войск в моем распоряжении кроме офицеров и добровольцев нет, все эти части разбросаны по округу для подавления восстаний. Бронепоезд в данное время мною выслан для подавления восстания и выслан для обеспечения железнодорожного узла Никольск-Уссурийск и действует против большевиков вдоль линии желдороги, на которую нападения происходят ежедневно. Уход бронепоезда повлечет собою повреждение пути и прервет надолго железнодорожное сообщение Востока с Западом, а также затянет подавление бунтовщиков» [7].

11 марта 1919 г. Морской министр контр-адмирал М.И. Смирнов доложил Верховному правителю А.В. Колчаку: «…докладываю, что задержание поезда в Приморской области лишит Речную боевую флотилию двух 4,7 дюймовых орудия и одного 47 мм. А также двух радиостанций и 4-х пулеметов. При этом боевой запас, находящийся на поезде для 4,7 дюймовых орудий является половиной всего имеемого для этих орудий запаса. С другой стороны нельзя не признать основательность доводов генерал-майора Иванова-Ринова. Вследствие сего прошу указаний вашего высокопревосходительства». На доклад была наложена резолюция: «Временно оставить в распоряжении генерала Иванова-Ринова до 1 апреля. Александр Колчак» [8].

Во время стоянки бронепоезда в Никольске-Уссурийском произошел трагический инцидент: бывший гардемарин Морского училища, военнослужащий морской роты Б.К. Рубцов застрелил начальника бронепоезда и перешел на сторону красных партизан.

В апреле 1919 г. бронепоезд № 1 Сибирской флотилии ушел на фронт в Сибирь для усиления состава Речной боевой флотилии. Документально прослеживается его прибытие в Пермь, участие в боях и дальнейшая судьба документально неизвестна.

Отдельный бронированный морской поезд Отдельной бригады морских стрелков

Бронепоезд был построен и вооружен в Красноярске по устному приказу Верховного правителя адмирала А.В. Колчака капитаном 2 ранга П.П. Федосьевым в декабре 1918 г. Поскольку бронепоезд был создан и вооружен по нестандартной схеме, он не вписывался в штаты Военного министерства. Вооружение бронепоезда: «морское 75-мм орудие - 1, 3-х дюймовое зенитное орудие - 3, орудие морское 37-мм - 1, пулеметов Максима или Кольта - 10, Льюиса - 4, шашек - 9; бебутов - 150, карабинов - 150, винтовок - 113. Боезапас: 75-мм гранат - 300, шрапнелей - 300. Для 3-х зенитных орудий гранат /78/ 900, шрапнелей - 900, химических - 450, зажигательных - 150. Для 37 мм орудия гранат - 300, шрапнелей - 300. Ружейных патронов - 40 000 шт., ручных гранат 350 шт. Офицерских чинов - 21, личного состава - 330. В штате 2 лошади. Командир бронепоезда имел оклад и административные и дисциплинарные права командира полка» [9].

При формировании в Красноярске Отдельной бригады морских стрелков бронепоезд был включен в ее состав. 27 декабря 1918 г. в докладе управлению по оперативной части флота для Морского министра сказано: «Одной из первых задач формируемой бригады МС могут быть боевые действия на сухопутном фронте. Для того чтобы бригада могла действовать самостоятельно, необходимо придать ей артиллерию. Броневой поезд, к оборудованию которого в настоящее время приступают, не в состоянии заменить батарею, так как всегда будет связан направлением. Поезд требует обеспеченный тыл, что одной пехотой осуществить будет трудно» [10].

11 февраля приказом по бригаде № 38 на основании приказа по флоту и Морскому ведомству № 44 от 01.02.1919 г. личный состав бронепоезда был зачислен в списки бригады [11].

Официально бронепоезд назывался «Отдельный бронированный морской поезд», полуофициально - «Орлик». Приказом по флоту и Морскому ведомству был утвержден временный штат бронепоезда [12]. Командир «Орлика» - капитан 2 ранга П.П. Феодосьев (с 23.12.1918 по 30.01.1919 г.), позднее лейтенант Н.Н. Гакен (с 30.01. по 14.03.1919 г.). 29 марта 1919 г. личный состав бронированного поезда Отдельной бригады морских стрелков, убывший в г. Пермь для укомплектования РБФ, был исключен из списков бригады.

Следует отметить, что данный бронепоезд никакого отношения к легендарному бронепоезду «Орлик» (первоначально «Хунхуз», затем «Слава Украине» и «Полупановцы». - Прим. авт.) не имеет.

14 марта 1919 г. бронепоезд был передан Военному ведомству (без личного состава, орудий и боезапаса). 24 марта 1919 г. Морской министр М.И. Смирнов приказал: «Военный министр 22 марта отдал категорическое приказание генералу Розанову разоружить бронепоезд для отправки материальной части и личного состава в Пермь и немедленно снять наши пулеметы и людей с фронта» [13]. Чем была вызвана необходимость передачи бронепоезда не ясно, тем более, что он был отдан сразу же чехословакам, назван ими «Спаситель» и придан 12-му стрелковому полку. Морские стрелки пытались вернуть бронепоезд либо построить новый, но у них ничего не получилось.

В архиве Гуверского института сохранилась запись телеграфного разговора по прямому проводу между Омском и Томском. Разговор происходил между капитаном 1 ранга Леонтьевым и капитаном 1 ранга Медведевым. Леонтьев спрашивал: «ТЛГ сообщил тебе, что флотилия привезет 300 винтовок, 1 млн. патронов, 6 пулеметов, 1 трехдюймовку. По всем данным имеется полная возможность сформировать и вооружить бронепоезд, пользуясь пушками, броней и личным составом флотилии. Срок изготовления, если будет дан Ставкой экстренный наряд Красноярским мастерским, около двух недель. Потребуется около 10 офицеров и 80 матросов. Считаю это выполнимым и желательным. Имеются офицеры и команда, вооружавшие и работавшие на поездах. Морской бронепоезд Феодосьева «Орлик», а теперь переименованный чехами в «Спасатель» (так в тексте. - Прим. авт.), находится у них. Желательно узнать, где он и нельзя ли его вернуть нам назад» [14]. Однако это предложение так и не нашло своего решения.

Бронепоезд «Дмитрий Донской» Сибирской флотилии

Броневой поезд был создан в начале декабря 1921 г. по просьбе командования сухопутных войск для усиления артиллерийской мощи армии и огневой поддержки пехотных частей в боевых операциях против частей НРА ДВР в Хабаровском походе. И как писал участник тех событий В. Антоненко: «Поезд встретил со стороны армии обычное недружелюбное отношение к себе» [15]. Он вошел в состав вновь созданного дивизиона бронепоездов «белоповстанческой» армии, в котором было еще три бронепоезда. Бронепоездам отводилась одна из ключевых ролей в наступательных операциях армии. В состав дивизиона входили еще вспомогательные поезда. Дивизион действовал вместе с охранным железнодорожным батальоном.

В переписке, оперативных сводках управления генерал-квартирмейстера штаба командующего /79/ войсками и флотом Временного Приамурского правительства и иных официальных документах для конспирации бронепоезда назывались под номерами. Бронепоезд «Генерал Каппель» или же «Каппелевец» имел № 1, бронепоезд «Волжанин» - № 2 - и «Дмитрий Донской» - № 3 [16]. Был еще один бронепоезд, имевший номер 4, но он действовал на линии Никольск-Уссурийский - Гродеково и не принимал участие в боевых действиях на хабаровском направлении. Армия испытывала дефицит орудий и боеприпасов к ним. Все запасы снарядов были под охраной и контролем японцев в Приморье.

Создание импровизированного бронепоезда, вооружение и укомплектование было произведено за счет Сибирской флотилии. Бронепоезд имел два 75-мм орудия, снятые с кораблей, и одно 40-мм автоматическое зенитное орудие английской фирмы «Виккерс» «Пом-пом» (Свое название «Пом-пом», которое навсегда вошло в историю, зенитное орудие получило за характерный звук, издаваемый при стрельбе. - Прим. авт.), 9 станковых и ручных пулеметов различных систем. Запас снарядов к орудиям был сравнительно небольшим. «Крайне тяжел был также вопрос со снарядами, которые приходилось буквально не красть у японцев» [17].

Бронепоезд состоял из одной контрольной платформы с запасными рельсами и шпалами, одной контрольной платформы с дрезиной, одной блиндированной артиллерийской платформы с артиллерийским и зенитным орудиями, одного блиндированного артиллерийского полувагона с артиллерийским орудием, двух стрелковых вагонов с бойницами для пулеметов и винтовок, одного паровоза, одной открытой стрелковой платформы для размещения десанта и одной полузакрытой платформы для боеприпасов, двух лошадей и повозки.

Штат бронепоезда утвержден приказом управляющего Военным и Морским ведомствами Временного Приамурского правительства № 122 от 30 декабря 1921 г. и объявлен командующим Сибирской флотилией в приказе № 62 от 17 января 1922 г. [18]

В состав бронепоезда входили артиллерийская, пулеметная, железнодорожная и нестроевая команды, а также команда службы связи и наблюдения. Всего по временному штату - 16 офицеров, 76 строевых (на вакансии рядовых находилось 4 офицера. - Авт.) и 35 нестроевых солдат [19].



Рис 3. Бронепоезд «Дмитрий Донской». 1922 г.
Фото из архива Музея русской культуры в Сан-Франциско, США.

Этим же приказом Г.К. Старк присвоил бронепоезду наименование «Дмитрий Донской» - в /80/ память об одноименном бронепоезде Добровольческой армии. Среди офицеров бронепоезда некоторые уже имели боевой опыт Гражданской войны на бронепоездах Добровольческой и колчаковской армий.

На бронепоезд был назначен личный состав, который со 2 декабря 1921 г. для конспирации числился в секретной командировке. В частности, назначение на него получили лейтенанты С.В. Куров, В.П. Шаховский, Н.П. Скорописов и Б.А. Эверт, мичманы А.Н. Филиппов, В.С. Лампсаков, Б.М. Лабзин, В.В. Янкович, С.Н. Козлов, А.С. Степанов и Н.Н. Полковников, поручики Е.А. Кукуричкин, П.А. Головинский, П.Е. Лебедев, Д.Н. Мошкалов, Н.Н. Плешаков, П.П. Терентьев, Я.И. Еременко. Рядовой состав был представлен фельдшером 1-й статьи Олениным, машинистами Колтуновым, А. Стрижаковым, А. Брюкаевым, М. Гайдученко, Э. Мартынником [20]. Дополнительно на бронепоезд были назначены мичман А.В. Синькевич, корабельный гардемарин В.А. Киркор, матрос Майданник, которые догнали бронепоезд уже в Хабаровске [21].

Первоначально офицерский состав и матросы, назначенные на бронепоезд, числились по приказам, как указано выше, в секретной командировке, а с 1 января 1922 г. - на должностях согласно штату бронепоезда.

Командиром «Дмитрия Донского» стал лейтенант С.В. Куров, имевший опыт службы на бронепоездах Добровольческой армии «Адмирал Непенин» и «Дмитрий Донской». Таким образом, он в разные годы дважды стал офицером двух одноименных поездов - на Черном море и на Тихом океане. Вместе с ним такую же школу службы прошел и лейтенант князь П.В. Шаховский.

В обзоре «Политическая обстановка в Приморье к 6 декабря 1921 г.» отмечается: «На днях закончили формирование бронепоезда «Дмитрий Донской» (название бывшего бронепоезда в Добровольной армии). Он направляется с закрытыми орудиями до нейтральной зоны, а затем будет действовать как повстанческий» [22].

Бронепоезд вышел из Владивостока в ночь с 13 на 14 декабря 1921 г., однако уже в эту же ночь передвижная база бронепоезда с запасом снарядов была уничтожена партизанами [23]. Бронепоезд шел вместе с двумя другими бронепоездами - «Каппелевец» и «Волжанин» - на север в направлении Хабаровска. По сведениям Я.З. Покуса: «Бронепоезда «Волжанин», «Каппелевец» и «Дмитрий Донской» проследовали по железной дороге от ст. Евгеньевка, будучи замаскированные сеном, а оружие и огнеприпасы, уложенные в ящики, шли под видом груза «потребительских» обществ… Таким образом, белогвардейские поезда, вооружение и огнеприпасы прошли через район, занятый японцами, под видом фуража и продовольствия, благодаря коварству и недоброжелательному отношению к нам японцев» [24].



Рис. 4. Командир бронепоезда «Дмитрий Донской» лейтенант С.В. Куров. 1922 г.
Фото из семейного архива И.Б. Лабзина. Нью-Фарм, Квинсленд, Австралия.

В дальнейшем «Дмитрий Донской» участвовал во всех боях армии. К сожалению, деталь-/81/-ных описаний участия бронепоезда в боях пока не выявлено. В основном известно о боях, в которых принимали участие бронепоезда «Волжанин» и «Каппелевец». Во время боев под Волочаевкой «Дмитрий Донской» находился во втором эшелоне обороны и курсировал по линии железной дороги в районе станции Покровка, прикрывая железную дорогу, проложенную по льду на месте взорванного еще в 1920 г. железнодорожного моста [25]. Об участии артиллеристов «Донского» в бою под Волочаевкой известен такой факт, который приводится в воспоминаниях офицера «Каппелевца» С. Рождественского: «8 февраля продолжали стоять у «Орла», все время ведя перестрелку с бронепоездом красных. Часов в 5 вечера красные густыми цепями перешли в наступление на позицию «Орел». Мы не в состоянии задержать красных и помочь нашей пехоте - наше орудие вышло из строя, сейчас в ремонте, а нам прицепили другую артиллерийскую площадку с бронепоезда «Дмитрий Донской»; снарядов к этому морскому орудию было слишком мало» [26].

В конце февраля 1922 г. на станции Бикин командиру бронепоезда было поручено взять отступающих из Хабаровска чинов Амурской речной флотилии, которые придавались к бронепоезду [27].

При отступлении белоповстанцев «Донской» был пропущен через нейтральную зону, отделявшую японскую оккупационную армию и НРА, и, в отличие от других бронепоездов, благополучно вернулся во Владивосток.

21 марта 1922 г. бронепоезд «Дмитрий Донской» был расформирован, его имущество сдано во Владивостокский военный порт. Командиру бронепоезда было приказано возглавить ликвидационную комиссию. После расформирования офицеры бронепоезда получили назначения: лейтенант В.П. Шаховский старшим офицером ЭМ «Бойкий» (30 марта 1922 г. откомандирован в штаб генерал-лейтенанта П.Н. Врангеля с исключением из списков Сибирской флотилии [28]), лейтенант Б.А. Эверт старшим офицером КЛ «Илья Муромец», мичман А.В. Синкевич ревизором ММ «Инженер-механик Анастасов», подпоручик по механической части П.П. Терентьев 2-м механиком на КЛ «Патрокл». Назначены на вакансии рядовыми: поручик по адмиралтейству Е.А. Кукуричкин на КЛ «Илья Муромец», мичманы Н.Н. Полковников и А.С. Степанов на ВКР «Лейтенант Дыдымов», мичман А.Н. Филиппов, подпоручик Я.И. Еременко, поручик по адмиралтейству П.А. Головинский на КЛ «Улисс», подпоручик по адмиралтейству Д.Н. Мошкалов на КЛ «Илья Муромец», подпоручик по адмиралтейству Н.Н. Плешаков и подпоручик П.Е. Лебедев на ПС «Страж» [29].

Таким образом, бронепоезд «Дмитрий Донской» стал последним морским бронепоездом Белой армии, принявшим участие в боях на завершающем этапе Гражданской войны на Дальнем Востоке России.

Следует отметить, что морские бронепоезда в Сибири и на Дальнем Востоке нашли свое применение на фронтах и в тылу, но в отличие от таких же бронепоездов на Юге России или бронепоездов атамана Г.М. Семенова в Забайкалье, особых лавр себе не снискали и может быть, поэтому о них и осталось так мало сведений.

1. Государственный архив Приморского края (ГАПК). Научно-справочная библиотека (НСБ). Приказ командующего Сибирской флотилии (СФ) № 433 от 21.11.1918 г., Приказ помощника верховного уполномоченного Российского правительства на Дальнем Востоке (ВУРП на ДВ) по морской части (МЧ) и командующего Морскими силами на Дальнем Востоке (МС на ДВ). № 26 от 13.01.1919, № 29 от 12.01.1919.
2. Там же. Циркуляр штаба командующего СФ № 228 от 26.11.1918 г., Приказания по МС на ДВ № 3 от 01.09.1919 г.
3. Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. р-1722. Оп. 5 Д. 135. Л. 207.
4. ГАПК. НСБ. Приказ помощника ВУРП на ДВ по МЧ и командующего МС на ДВ № 125 от 31.01.1919.
5. Там же. Приказ помощника ВУРП на ДВ по МЧ и командующего МС на ДВ № 299 от 28.02.1919.
6. РГА ВМФ. Ф. р-1722. Оп. 1. Д. 53. Л. 1.
7. Там же. Д. 54. Л. 10.
8. Там же. Л. 10.
9. Там же. Д. 41. ЛЛ. 22, 23. /82/
10. Там же. Д. 38. Л. 1.
11. ГАРФ. Ф. Р-1471. Оп. 1. Д. 42. Л. 24.
12. РГА ВМФ. Ф. р-1722. Оп. 5 Д. 140. Указатель правительственных распоряжений по Флоту и Морскому ведомству. № 1-3. 1918; № 1-9. 1919. Л. 143.
12. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-1471. Оп. 1. Д. 16. Л. 38.
13. Архив Гуверовского института войны, революции и мира Стэнфордского института (Архив Гуверовского института), США. Фонд Б. Крюкова. Бокс 2. Запись разговора по прямому проводу из Омска капитана 1 ранга Леонтьева с Томском с капитаном 1 ранга Медведевым от 10 октября 1919 г.
14. Архив Гуверовского института. Фонд Г.К. Старка. Бокс 1. Антоненко В.П. Краткая история смены правительств во Владивостоке с 31 января 1920 г. до эвакуации октября 1922 г. Машинописная рукопись. С. 39.
15. Рыжов И.Л. Последний поход: Заключительный этап Гражданской войны в России (сентябрь - октябрь 1922 года в Приморье). Владивосток: Дальнаука, 2012. С. 30.
16. Там же.
17. ГАПК. НСБ. Приказ командующего СФ № 62 от 17.01.1922 г.
18. Там же.
19. Там же. Приказ командующего СФ № 53 от 16.01.1922 г.
20. Там же. Приказ командующего СФ № 233 от 24.03.1922 г.
21. Архив Гуверовского института. Фонд Б.А. Крюкова. Бокс 1. Политическая обстановка в Приморье к 6 декабря 1921 г. Машинописная рукопись. Л. 6.
22. Там же. Фонд Г.К. Старка. Бокс 1. Антоненко В.П.Указ. соч. С. 39.
23. Покус Я.З. Указ. соч. С. 24.
24. Левкин Г.Г. Волочаевка без легенд. Хабаровск: Приамурское географическое общество, 1999. С. 65, 81.
25. Рождественский С. Русская жизнь (Сан-Франциско). 1962. N 5042. 3 марта. С. 5.
26. Архив Музея русской культуры в Сан-Франциско. Коллекция. Распоряжение генерал-квартирмейстера военно-морского ведомства Временного Приамурского правительства Генерального штаба полковника Озолина от 22.03.1922 г.
27. ГАПК. НСБ. Приказ командующего СФ № 252 от 30.03.1922 г.
28. Там же. Приказ командующего СФ № 215А от 21.03.1922 г.

Материалы международной научно-практической конференции «История Гражданской войны в России 1917-1922 гг.». Москва, ЦМВС РФ, 24-25 мая 2016 г. М., 2016. С. 75-83.

http://www.cmaf.ru/upload/medialibrary/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8B%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B8.pdf

Сибирь, научные статьи, Наше контрреволюционное оружие

Previous post Next post
Up