Поезд Председателя Революционного Военного Совета Республики Л.Д. Троцкого

Mar 18, 2018 13:59

Удивительно, как, имея доступ к архивам, можно написать на такую интересную тему то, что и так всем хорошо известно. И да, я с большим сомнениям отношусь к многим заявленным фактам. Обратите внимание, что автор заявляет, будто Троцкий наврал красноармейцам о деревянных танках, хотя ничего подобного в приведенной листовке нет.
Еще впечатляет, что дохтур считает, будто на 250 рублей осенью 1918 г. можно было купить только пачку махорки. Он, видимо, не в курсе, что жалование красноармейцев составляло 300 рублей.

Леонид Давыдович Сабуров,
Россия, Москва, Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации, главный научный сотрудник музея, доктор исторических наук

Поезд Председателя Революционного Военного Совета Республики Л.Д. Троцкого на фронтах Гражданской войны 1917-1922 гг.

Мы проводим конференцию в канун столетия Гражданской войны. «Полагаю, что 100 лет - вполне достаточный срок, чтобы воспринимать те события не как повод для раскола общества, а как историческую данность, как факт биографии нашего государства» [1].

Диалектика того времени такова, что, по существу в Октябрьской революции, в Гражданской войне Л.Д. Троцкий был вторым человеком после В.И. Ленина. Он выделял Л.Д. Троцкого за жесткость и неуклонность в проведении принятых решений партии и хорошие администраторские качества. И наконец, важное обстоятельство - Л.Д. Троцкий, обладая вулканической энергией, решительностью, все больше становился и пламенным трибуном революции. Его знали и в партии, и в массах. Митинговый период в то время не кончился, а кто мог блестяще выступить перед людьми, зажечь их? В.И. Ленин не ошибся в своем выборе. Л.Д. Троцкий смог возглавить этот сложнейший участок - защиту революции - и справился с партийным заданием.

Это был военный дилетант. Но компенсировал этот недостаток организаторской стороной дела, волей, умением вдохновлять бойцов. Троцкий буквально метался по фронтам на своем штабном бронепоезде. Иногда его бронепоезд шел в сопровождении одного, а то и двух таких же составов. В поезде выпускалась газета, печатались его приказы, поддерживалась связь с Москвой и фронтами. Это был штаб на колесах.

Л.Д. Троцкий руководил действиями Красной армии на многих фронтах Гражданской войны, оказывал содействие Главному командованию в организации и реорганизации управлений фронтов и армий, концентрации сил на главных направлениях, обеспечении войск материальными средствами. Если В.И. Ленина солдаты называли «вождем мирового пролетариата, то Л.Д. Троцкого - вождем Красной армии» [2].

Постановлением Совета Народных Комиссаров (СНК) от 13 марта 1918 г. он был назначен наркомом по военным делам, 28 марта - председателем Высшего военного совета, в апреле - на-/189/-родным комиссаром по морским делам. В должности наркомвоенмора Л.Д. Троцкий «нащупал свою настоящую профессию: …неумолимая логика (принявшая форму военной дисциплины), железная решительность и непреклонная воля, не останавливавшаяся ни перед какими соображениями гуманности, ненасытное честолюбие и безразмерная самоуверенность, специфическое ораторское искусство» [3].

Постановлением ВЦИК от 2 сентября 1918 г. Советская Республика была объявлена военным лагерем, одновременно создавался Революционный Военный Совет Республики (РВСР), поставленный во главе всех фронтов и военных учреждений, учреждалась должность Главнокомандующего всеми Вооруженными Силами Республики, входящими в состав действующей армии. Л.Д Троцкий назначается Председателем РВСР. По его указанию «в ночь с 7 на 8 августа 1918 г. в Москве на Московско-Казанской железной дороге сформирован поезд, а утром 8-го августа он уже отправился по направлению к Казани, где создался фронт против чехословаков» [4].

Учитывая необходимость поставки радио и телеграфного оборудования, полиграфической и другой техники, подбора квалифицированного технического состава, полагаю, что идея создания такого поезда возникла у Л.Д. гораздо раньше до её практического воплощения.

В Положении о поезде Председателя Революционного Военного Совета Республики (РВСР) записано:

«1. Поезд Председателя РВСР находится в непосредственном подчинении Председателя РВСР и имеет своим назначением:

а) передвижение Председателя РВСР;

б) переброску на места специального кадра работников по назначению Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) и РВСР.

2. Поезд Председателя РВСР по важности возлагаемых на него заданий и особой ответственности за выполнение таковых приравнивается к стрелковой дивизии.

3. Поезд в отношении внутренней структуры состоит из: управления поезда, в состав которого входят канцелярия начальника поезда, комендатура и хозяйственная часть; команды связи; санитарной части; типографии; библиотеки; технической части. В отношении же технического оборудования - из двух литерных подвижных составов» [5].

Во главе поезда стоит начальник поезда, назначаемый Председателем РВСР и утверждаемый в должности установленным порядком. Начальник поезда пользуется правами начальника стрелковой дивизии.

«Команда связи имеет своим назначением:

а) организацию телефонной и телеграфной связи поезда с секретариатом Председателя РВСР и другими учреждениями как на стоянках в Москве, так и в поездках по фронту; прием, отправку телефонограмм, телеграмм и пакетов, прием радиограмм;

б) выполнение распоряжений Председателя РВСР, вызов лиц, оповещение о имеющихся быть митингах, совещаниях и т.п.» [6].

«Типография имеет своим назначением выполнение всех печатных работ по заданиям Председателя РВС и печатание газеты «В пути». Во главе типографии стоит заведующий. Он непосредственно подчиняется начальнику поезда и в служебном отношении пользуется правами заведующего типографией при политотделе армии» [7].

Схема подвижных составов Председателя РВСР «лит. Д» включала 13 вагонов, 46 осей, 93 места. Из них классных вагонов - 5, специальных - 3 , ледник -1, цистерн - 2, товарных крытых - 28.

Схема подвижных составов «лит. Т» включала 13 вагонов, 50 осей, мест 122. Из них классных вагонов - 8, специальных - 2, ледников - 1, цистерн - 1, товарных крытых вагонов - 1. В этом подвижном составе находилась типография [9].

Штат поезда Председателя РВСР:

Начальник поезда (по одному на каждый состав).

Управление поезда: канцелярия начальника поезда - 5, комендатура поезда - 4.

Команда охраны - 74. Из них: начальник пулеметной команды - 1, командиров взводов - 2, командиров отделений - 6, красноармейцев - 50, пулеметчиков - 15.

Хозяйственная часть- 62. Из них: канцелярия по хозяйственной части - 10; склады, столовая,
кухня, баня и прачечная поезда - 32, база хозяйственной части - 15, обоз базы - 5).

Личная канцелярия Председателя РВСР - 8.

Команда связи - 28. Из них: начальник связи - 1, уполномоченных - 6, делопроизводитель /190/ младший - 1, письмоводителей - 2, механик телефонист 1 разряда - 1, механик телефонист 2 разряда - 1, телефонистов - 3, механики телеграфисты 1 разряда - 12, телеграфисты - 4, начальник радиостанции - 1, радиотелеграфистов - 4, переводчиков - 2. Основное имущество радиостанции включало: приемник морского образца ПВ на 15 000 м - 2 комплекта, усилители 9-ти кратные французского типа VIII-9 и VIII-11 - 2 комплекта, генератор незатухающих колебаний французского образца № 113 - 1 комплект, генератор незатухающих колебаний русского образца - 1 комплект, генератор незатухающих колебаний «модель 2-й радиобазы» - 1 комплект, усилитель «Тритер» французского образца - 1 комплект, усилители русского образца - 3 комплекта, приемник РОБу и Т на 12 000 м, кавалерийская передаточная станция, приемник морского типа 1918 г. ПР на 12 000 м [10]. Данное радиооборудование (ДВ) позволяло успешно выполнять поставленные перед командой поезда задачи по радиовещанию, радиотелефонной и радиотелеграфной связи на большие расстояния.

Радиостанция поезда поддерживала связь с 13 станциями мира - среди них: Лион (Франция), Эйфель (Германия), Науэн (Германия) и др. Эта связь давала возможность быть в курсе событий в мире. Полученная информация использовалась Л.Д Троцким в его статьях, в выступлениях перед красноармейцами и населением.

Санитарная часть - 611.

Типография - 17. Из них: заведующий - 1, ментранпаж - 1, наборщиков - 11, печатников - 2, рабочих - 2. В типографии с большой быстротой отпечатывались приказы, воззвания т. Л.Д. Троцкого, печаталась газета «В пути» [12].

Агитационный отдел - 17. Из них: заведующий - 1, библиотекарь - 1, помощник библиотекаря - 1, редактор газеты - 1, помощник редактора - 1, заведующий литературным складом - 1, помощник заведующего литературным складом - 1, переплетчик - 1, разносчик литературы и газет - 1, заведующий клубом - 1, помощник заведующего клубом - 1, инструктор театральной секции - 1, инструктор музыкальной секции - 1, инструктор спортивной секции - 1, буфетчик - 1, уборщица - 1.

Агитационный отдел имел следующие задачи: «руководство культурно-просветительной работой поезда, обслуживание произведениями печати, как частей войск на фронте по указаниям и распоряжениям Председателя РВСР, так и личного состава поезда; постановку спектаклей, устройство концертов, лекций и митингов на местах стоянки поезда. Функции агитотдела поезда осуществляются: а) его секциями: театральной, музыкальной и спортивной б) издательством газеты «В пути», библиотекой и литературным складом» [13].

В 1922 г. агитационный отдел исключен из штата в связи с сокращением.

Техническая часть - 66. Из них: заведующий - 1, помощников заведующего - 2, старший делопроизводитель - 1, паровозных машинистов - 9, помощников паровозных машинистов - 9, паровозных слесарей - 2, службы движения - 9, вагонных слесарей - 4, смазчиков - 6, проводников - 26, машинистов электростанций - 2, электротехников - 4.

Штат поезда включал: всего людей - 297, лошадей - 10, повозок хозяйственных парных - 3, экипаж парный - 1, экипаж одиночный - 114. Весь списочный состав работников поезда считался в составе части военнослужащими [15]. Рис 1.



Рис. 1. Сведения о численности личного состава бронепоезда тов. Троцкого. РГВА. Ф.4. Оп. 7. Д. 81. Л. 19.

Для поддержания постоянной связи со штабами фронтов и армий имелись и автомобили, на которых Л.Д. Троцкий совершал свои многочисленные поездки в части. К примеру, совершенная им за один день (21 сентября 1918 г.) /191/ поездка на автомобилях по частям 4-й армии Восточного фронта равнялась около 200 вёрст [16].

К концу лета 1918 г. Советская власть сохранилась в основном в центральный районах России и на части территории Туркестана. В условиях почти полного окружения требовалось правильно определить, на каком театре военных действий необходимо сосредоточить основные усилия Советской России. Нарком по военным делам Л.Д. Троцкий, исходя из анализа обстановки военными специалистами Высшего Военного Совета, предложил проект постановления, которое 29 июня 1918 г. было принято на заседании ЦК РКП(б). В постановлении отмечалось, что вопрос о судьбе революции решается ныне на Волге и Урале.

Анализируя непродолжительное по времени, но важное по значению, пребывание Л.Д. Троцкого на Восточном фронте осенью 1918 г. в наиболее сложный период, считается, что Наркомвоенмор немало успел сделать для централизации командования и управления разрозненными отрядами, в наведении революционной дисциплины, налаживании материально-технического снабжения.

Изучение архивных документов показывает громадный авторитет Л.Д. Троцкого в этот период. Высокую оценку его вклада в победу на Восточном фронте давал В.И. Ленин и другие видные деятели партии. Проявленные Л.Д. Троцким на Восточном фронте решительность, смелость в принятии решений, их реализации, суровые меры к отступающим войскам, к командному и комиссарскому составу, достигнутый при этом успех определяли в последующем его направление В.И. Лениным и ЦК РКП(б) на наиболее ответственные и опасные участки фронтов [17].

В вагоне Л.Д. Троцкого проходили заседания. Тут разбирались продовольственные, железнодорожные и военные вопросы. В первый же день Л.Д. Троцкий в поезде организует Революционный трибунал в составе С.И. Гусева, П.Г. Смидовича и еще одного специалиста [18].

По дороге при обгоне воинских эшелонов, двигающихся на фронт, Л.Д. Троцкий вызывал к себе командиров и комиссаров, беседовал с ними. Тем временем политотдел поезда знакомился с состоянием эшелона, раздавал литературу, иногда устраивал митинги.

Целесообразно отметить, что за годы войны была создана оправдавшая себя система стратегического руководства армией и флотом: Реввоенсовет Республики - Главное командование Красной Армии - Полевой штаб Реввоенсовета Республики, которые через систему военно-политических органов и военных комиссаров осуществляли строгий контроль над военными специалистами.

В бронепоезде Л.Д. Троцкий также проводил заседания Реввоенсовета Республики, совещания с заведующими политотделов фронтов: Казань - 1918 г.19, 1919 г. Харьков - 1919 г. [20], Арзамас - 1919 г. [21] и др.

Своеобразие участия Л.Д. Троцкого в определении стратегических планов Республики Советов заключалось в том, что он, выражал линию ЦК РКП(б), формулировал политический аспект операций. В вопросах же часто военного характера, понимая недостаточную некомпетентность, Л.Д. Троцкий, как правило, не высказывал своего особого мнения, а становился на сторону того или иного военного специалиста, командующего.

Эффективным использованием военных специалистов, личным присутствием, специфическим обращением к классовому чувству рабочих и крестьян, революционной совести, суровыми карательными мерами Л.Д. Троцкий обеспечивал победы на решающих участках вооруженной борьбы. Он был один из основных организаторов РККА, проводником политики Ленина и ЦК ВКП(б) в ее рядах. По ряду вопросов у него были расхождения, и часто серьезные, со И.В. Сталиным, С.С. Каменевым, С.И. Гусевым, И.Т. Смилгой, К.Е. Ворошиловым. Но в основном у председателя РВСР не было принципиального расхождения с общей линией ЦК по военным вопросам, строительству и укреплению Красной Армии.

Боевые заслуги отряда поезда в Гражданской войне отмечены орденом Красного Знамени [22]. «Отряду поезда пришлось принимать участие в боях на Восточном фронте, а также на Южном и Западном фронтах» [23]. В Свияжске большая часть команды мужественно сражалась против чехословаков и белогвардейцев [24].

На Южном фронте (Балашовский участок) команда поезда под командованием начальника поезда тов. Ухенберга с энергией и мужеством защищала вверенные ей позиции и поддерживала дух соседних частей. «Под Лисками Воронежской губернии команда под руководством Петерсона с успехом выполнила данное ей от-/192/-ветственное задание и вызвала своим поведением восторженную оценку члена РВС Воронежской армии тов. Якира. Перед лицом всей Красной Армии выражаю команде поезда благодарность и привет» [25].




Рис. 2(1) и Рис. 2(2). Приказ 7-й армии от 17 октября 1919 г. Участие бронепоезда имени тов. Троцкого в обороне Петрограда. РГВА. Ф.4. Оп. 7. Д. 10. ЛЛ. 3, 3 об.

Отряд поезда выделялся при подавлении осенью 1919 г. лево-эсеровского восстания в Тамбовской губернии и под Петроградом при наступлении Н.Н. Юденича (об этом повествует приказ 7-й армии от 17 октября 1919 г., который подписали по согласованию с Л.Д. Троцким, командарм 7-й армии Надепский и член РВС 7-й армии Козловский, врид начальника штаба армии Лютов [26]). Рис. 2. На Северо-западном направлении части Северо-Западной Армии 12 октября 1919 г. снова захватили Ямбург и стали продвигаться на Петроград. В этой тяжелой обстановке все работники и красноармейцы поезда понимали всю важность защиты пролетарского Питера [27].

Войска Северо-Западного фронта в ходе упорных боев остановили наступление Северо-Западной армии генерала Н.Н. Юденича. 21 октября начали наступление части 7-й армии, а 25 октября части 15-й армии, которые нанесли поражение войскам Н.Н. Юденича, овладели Гдовом (7 ноября), Ямбургом (15 ноября) и к концу 1919 г. оттеснили Северо-Западную армию к границе. Остатки этой армии перешли на территорию Эстонии, где были разоружены и интернированы.

О некоторых характерных чертах, особенностях Л.Д. Троцкого дает основания судить даже одна только поездка председателя РВСР Л.Д. Троцкого в районы боевых действий под Саратов и Самару [28]. Описание, причем очень подробное, этой поездки сделал на 10 страницах адъютант командующего 4-й армией Восточного фронта. /193/

Куда бы ни приезжал председатель РВСР, его встречали с оркестром, «Марсельезой», криками «Ура!». И везде стояли шпалерами войска. Причем в строю были люди и в сапогах, и в лаптях, и босиком. Один, пишет он, стоял даже в черном цилиндре [29]. То есть его встречала пестрая масса, вооруженная толпа. Троцкий хотел и использовал любую возможность, чтобы подчеркнуть значимость новой центральной власти, значимость верховного военного командования, уверенность в триумфе революции. В то время это было немаловажно.

Где бы он ни появлялся, везде проводил митинги по 20 - 30 минут. Были они и под Самарой. Выступления Л.Д. Троцкого отличались неординарностью, взрывом эмоциональности и - главное - доходчивостью.

Л.Д. Троцкий, чтобы подчеркнуть свою особую значимость, возил с собой мешки с ничего не стоящими деньгами. Старался прилюдно както выделять, награждать красноармейцев, отличившихся в бою. Вот и после взятия Самары он в 1-м Николаевском полку приказал всему личному составу выдать из мешков по 250 рублей [30]. Конечно, на эти деньги тогда можно было купить, скажем, пачку махорки. Но важна не сумма денег, а сам факт раздачи их от его имени! Уж это-то председатель РВСР, как тонкий психолог, понимал лучше многих. Деньги розданы. Л.Д. Троцкий тут же спрашивает опять принародно командира полка:

- Кто особо отличился? Назовите фамилии двадцати человек...

Когда фамилии названы, приказывает:

- Вывести этих людей из строя.

В волнении замерли ряды красноармейцев. Председатель РВСР идет к тем, кто вышел из строя. Каждому лично вручает серебряный портсигар [31]. В свое время их изъяли с царских складов несколько тысяч. Часть из них Л.Д. Троцкий возит с собой в бронепоезде. Вручает одному, второму, десятому... восемнадцатому... Больше с собой нет. А вышли из строя двадцать человек. Троцкий, не раздумывая, снимает свои часы - девятнадцатому, вынимает из кобуры свой браунинг - двадцатому [32]. Это вызывает восторг бойцов, преклонение массы перед ним. Авторитет его как политического вождя и военного лидера еще более вырастает на глазах у собравшихся на митинг.

Л.Д. Троцкий не только раздавал деньги, портсигары и браунинги, но и сурово карал тех, кто не выполнял приказ или... не хотел умирать за революцию. Даже один из его главных биографов, троцкист Дойчер, в общем-то восхищаясь своим кумиром, признавал: «Лев Троцкий был жестокий человек».

Этого не скрывал не только И. Дойчер, но и сам Л. Д. Троцкий в своей автобиографии «Моя жизнь», изданной еще при его жизни. Так вот: он был убежден и считал, что «каждый солдат, который находится на фронте, должен знать, что впереди его может ждать смерть с почетом, а сзади - неизбежна смерть с позором».

Приведу выдержки из приказов Председателя Реввоенсовета Республики. «Солдаты Рабочей и Крестьянской Красной Армии не трусы и негодяи... Если они отступают или худо сражаются, то виноваты командиры и комиссары. Предупреждаю: если какая-либо часть отступит самовольно, первым будет расстрелян комиссар части, вторым командир. Мужественные, храбрые солдаты будут награждены по заслугам и поставлены на командные посты. Трусы, шкурники и предатели не уйдут от пули» [33].

Это не было простой угрозой. По приказу Троцкого расстреливали комиссаров, командиров, красноармейцев, оставивших позиции без приказа, проявивших малодушие и отсутствие стойкости. Так, во время поездки в 4-й Николаевский полк, ему доложили, что в части дезертировало 25 красноармейцев. Призвали их из соседних сел. Красноармейцами-то побыли всего несколько дней. Арестовали, вернули. Троцкий приказал: «Немедленно в 24 часа образовать Революционный Военный Трибунал и передать всех арестованных трибуналу. Всех лиц, уличенных в дезертирстве, расстрелять на месте» [34]. Получалось: в одном полку раздает награды, а в другом по его же приказу расстреливают полуграмотных мужиков, которые еще толком-то и не сообразили: почему их призвали в Красную Армию, да и вообще что происходит в стране? Таким противоречивым было поведение трибуна революции.

И в то же время подлинные документы подтверждают: Л.Д. Троцкий искренне сожалел о гибели революционеров-товарищей по фронту, стремился увековечить их память, не забыть семьи. Об этом свидетельствует телеграмма-обра-/194/-щение «Памяти Николая Георгиевича Маркина». Она связаны с гибелью в октябре 1918 г. комиссара Волжской военной флотилии большевика Н. Г. Маркина [35].

В то же время Л.Д. Троцкий оказался тем, кто первым в Гражданскую войну создал заградотряды. По его приказу «наиболее стойкие бойцы и командиры, объединенные в революционные отряды заграждений», расстреливали отступающих рабочих и крестьян, одетых в солдатские шинели еще в 18-м и 19-м годах XX в. Подтверждением этого является приказ Председателя РВСР по войскам и советским учреждениям Южного фронта № 65 от 24 ноября 1918 г.: «Краснов и стоящие за его спиной иностранные капиталисты бросили на Воронежский фронт сотни своих наемных агентов, которые пробрались под разными видами в красноармейские части и ведут там подлую работу, разлагая и подговаривая к дезертирству…

В то время как на всех других фронтах, во всех других армиях войска гонят неприятеля и продвигаются вперед, на Воронежском фронте происходят нередко бессмысленные, преступные отступления и развал целых полков.

Объявляю, что отныне этому будет положен конец при помощи беспощадных мер.

1. Всякий негодяй, который будет подговаривать к отступлению, дезертирству, невыполнению боевого приказа, будет расстрелян.

2. Всякий солдат Красной Армии, который самовольно покинет полк, будет расстрелян.

3. Всякий солдат, который бросит винтовку, или продаст часть обмундирования, будет расстрелян.

4. Во всей прифронтовой полосе распределены заградительные отряды для ловли дезертиров. Всякий солдат, который попытается оказать этим отрядам сопротивление, должен быть расстрелян на месте.

5. Все местные Советы и комитеты бедноты обязуются со своей стороны принимать все меры к ловле дезертиров, дважды в сутки устраивая облавы: в 8 часов утра и в 8 часов вечера.

Пойманных доставлять в штаб ближайшей части и в ближайший военный комиссариат.

6. За укрывательство дезертиров виновные подлежат расстрелу.

7. Дома, в которых будут открыты дезертиры, будут повергнуты сожжению» [36].

Работая в поезде, на железнодорожных станциях, Л.Д. Троцкий принимал энергичные меры по налаживанию работы транспорта в военных условиях, железнодорожной администрации.

«Всякие требования военного характера к железнодорожной администрации должны предъявляться не иначе, как через посредство военных представителей, комендантов станций или начальников обороны по принадлежности» [37].

«Почти на каждой станции приходили в поезд люди с жалобами на медленное следование эшелонов, на задержки и прочее. Тут же разбирались дела, составлялись протоколы, посылались телеграммы о привлечении виновных к ответственности. На каждой станции вызывался в поезд представитель на железной дороге» [38].

10 августа Л.Д. Троцкий прибыл на станцию Свияжск, а через неделю ему докладывали о проделанной работе и состоянии дел:

«17 августа 1919 г. на станцию Свияжск прибыло крытых вагонов 48, платформ 18, цистерн 1, классных вагонов 7. Отправлено крытых вагонов 99, платформ 15, классных вагонов 15.

О постройке тупиков. С 4-го пути один тупик сделан. С 6-го пути один тупик не закончен.

О постройке бараков. 2 больших барака закончены. Приступили к постройке жилых бараков и привезен материал.

Санитарный надзор. В смысле сохранения чистоты и порядка на станции сделано:

1. 30 ящиков, которые будут подставляться к приходящим и находящимся на путях пассажирским составам, и будут очищаться не менее 3 раз в день.

2. Намечены 3 места для постройки ретирадов и 3 больших ящиков для мусора. 18 августа будет приступлено к постройке последних» [39].

Суровые меры были приняты им при обороне Петрограда. Так приказом Председателя Реввоенсовета Республики № 157 от 20 октября 1919 г. «Начальник военных сообщений 7-й армии Аратов за преступно-небрежную работу управления военных сообщений отстраняется от должности с назначением над ним служебного расследования для предания Революционному Военному Трибуналу» [40].

В проведении партийно-политической работы и ее оценки Л.Д. Троцкий предпочтение отдавал агитации и пропаганде, просветительству. В условиях, когда большинство личного состава /195/ Красной Армия было неграмотным, эффективно влиять на него можно было, прежде всего, с помощью агитации, пропаганды и культурно-просветительной работы.



Рис. 3. Приказ 7-й армии от 17 октября 1919 г. Участие бронепоезда имени тов. Троцкого в обороне Петрограда. РГВА. Ф.4. Оп. 7. Д. 40. Л. 21.



Рис. 4. Листовка. Преодолеть боязнь танков. РГВА. Ф.4. Оп. 7. Д. 40. Л. 12.

«Большое значение имела организованная в поезде в двух вагонах походная типография, в которой с большой быстротой отпечатывались приказы, воззвания тов. Троцкого, печаталась газета «В ПУТИ» [41]. Сейчас трудно установить количество выпущенных номеров газеты «В пути». Но по далеко не полным данным за 1918-1921 гг. было издано не менее 500 номеров, тиражом приблизительно 4,5 тыс. экземпляров.

Число публикаций Троцкого указывает, что он активно использовал поездную газету как рупор для пропаганды своих взглядов по широкому кругу проблем. Её изучение позволило выделить основные тематические направления материалов Л.Д. Троцкого и других авторов. В их числе пропаганда идей мировой революции, освещение коммунистического движения и борьбы рабочего класса в зарубежных странах, обстановки на фронтах, проблем и задач защиты революционных завоеваний, становления и укрепления Красной армии, использования опыта военных специалистов царской армии, подготовки военных кадров, роли науки в военном строительстве, партийно-политической работы, укрепления воинской дисциплины.

Начальник бронепоезда Л.Д. Троцкого в 1919-1920 гг. Р.А. Петерсон, подробно описавший пропагандистскую работу аппарата поезда Л.Д. Троцкого, вспоминал, что газета «В пути» распространялась по штабам армий, дивизий, бригад, полков и «раздавалась также непосредственно красноармейцам на вокзалах, перепечатывалась в армейской, местной прессе и распространялась… по всей линии следования поезда. Это рассеивало нарочно распускаемые нелепые слухи о наступлении врага и другие небылицы, и укрепляло наш тыл» [42].

Наркомвоенмор использовал газету «В пути» и как средство дезинформации противника, психологического давления на него. Например, /196/ через газету был пущен слух, будто вместе с войсками Красной армии на Казань наступают немецкие части. Это вызвало панику в городе. Из
Казани началось бегство зажиточных горожан, на местном пороховом заводе вспыхнули волнения. 26 августа 1919 года Троцкий опубликовал в газете воззвание к тем, кто находился в городе: «Казань окружена со всех сторон. Переходите все на сторону советских войск!». 3 сентября
в Казани вспыхнуло восстание рабочих против белогвардейцев. Оно, хотя и было подавлено, ослабило дух противника. Получив телеграмму В.И. Ленина с требованием «железом истребить Казань», нарком опубликовал в газете «В пути» обращение к жителям, в котором просил мирное
население покинуть город до начала штурма [43].

Наряду со свежими номерами поездной газеты политотдел поезда распространял среди красноармейцев, рабочих и крестьян значительные количества других изданий, листовок, воззваний, которые шли нарасхват.

К примеру - приказ Председателя Реввоенсовета Республики № 164 от 3 ноября 1919 г. «Ввиду того, что враг народа царский генерал Юденич самовольно и насильственно мобилизовал трудовое население против РККА, именем Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета объявляю: Все без исключения военнослужащие Северо-Западной армии освобождаются от военной службы и обязуются вернуться к себе домой. За сданное оружие будет оплачено полностью, за винтов-
ку 600 руб., за пулемет - 2000 руб., за орудие - 15 000 руб.44». Рис. 3.

А чего стоит «агитация» дрогнувших бойцов 7-й армии красных не бежать от танков Северо-Западной армии Н.Н. Юденича во время обороны Петрограда в 1919 г. Тогда Предреввоенсовета умело использовал неосведомленность запаниковавших красноармейцев, убедив их, что «танки
Юденича сделаны из крашеного дерева» [45] (листовка «Преодолеть боязнь танков»). Рис. 4.
Листовка «Великая Победа». 25 октября 1919 г. «Буденный разгромил Мамонтова и Шкура. Корпус Буденного - первое крупное кавалерийское соединение Красной Армии. Другим кавалерийским корпусом на Южном фронте командует герой Думенко» [46]. Рис. 5.



Рис. 5. Листовка Председателя Революционного Военного Совета Республики Л.Д. Троцкого. «Великая Победа. Буденный разбил Мамонтова и Шкура. Корпус Буденного - первое крупное кавалерийское соединение в Красной Армии. Другим корпусом на том же Южном фронте командует герой Думенко. РГВА. Ф.4. Оп. 7. Д. 40. Л. 15.

В самый критический период Гражданской войны (лето-осень 1919 г.) Л.Д. Троцкий верил в победу. Именно в это время он впервые высказал мысль о создании музея Красной Армии.
Об этом говорит приказ Председателя РВСР по Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Красно-
му Флоту № 136 от 2 августа 1919 г.: «5 августа 1918 г. возникла под стенами захваченной бе-
лыми Казани небольшая группа красных войск. 10 августа эта группа была приказом названа
5-й армией. В борьбе с чехо-словаками, как и в борьбе с Колчаком, 5-я армия занимала и занимает одно из первых мест. /197/

Приветствую 5-ю армию в годовщину её рождения, считаю своим долгом вручить армии почетное знамя, полученное мною из рук Московского совета для доблестной части. На знамени этом укреплен орден Красного Знамени, который отныне будет отличать 5-ю армию в целом. При расформировании 5-й армии, после окончательной победы над врагами её почетное знамя займет мести в музее Красной Армии в качестве священной революционной реликвии» [47].

Приказом Председателя Революционного Совета Республики № 2207 от 23 декабря 1919 г.,
который подписал его заместитель Э.М. Склянский, была учреждена постоянная выставка-музей «Жизнь Красный Армии и Флота» [48].

Таким образом, бронепоезд Л.Д. Троцкого явился важным техническим средством управления Красной Армией в годы Гражданской войны.

1. Выступление С. Нарышкина перед историками в Тюмени 4 марта 2016 г. // rushistory. org…naryshkina…istorikami.html.
2. РГВА. Ф. 4. Оп. 2. Д. 35. Л. 8.
3. Г. А. Зив Троцкий. «Характеристика (По личным воспоминаниям)». 1921. Нью-Йорк: Народоправство. С. 12.
4. РГВА. Ф. 4. Оп. 2. Д. 35. Л. 2.
5. Там же. Ф. 4. Оп. 7. Д. 81. Л. 131.
6. Там же. Ф. 4. Оп. 7. Д. 81. Л. 131 об.
7. Там же. Ф. 4. Оп. 7. Д. 81. Л. 132.
8. Там же. Ф. 4. Оп. 7. Д. 81. Л. 138.
9. Там же. Ф. 4. Оп. 7. Д. 81. Л. 139.
10. Там же. Ф. 4. Оп. 7. Д. 15. Л. 3.
11. Там же. Ф. 4. Оп. 7. Д. 81. Л. 124.
12. Там же. Ф. 4. Оп. 2. Д. 35. Л. 4.
13. Там же. Ф. 4. Оп. 7. Д. 81. Л. 126.
14. Там же. Ф. 4. Оп. 7. Д. 81. Л. 124 об.
15. РГВА. Ф. 4. Оп. 7. Д. 81. Л. 19.
16. РГАСПИ. Ф. 325. Оп. 1. Д. 10. Л. 9 об.
17. РГАСПИ. Ф. 71. Оп. 35. Д. 491. С. 383.
18. РГВА. Ф. 4. Оп. 2. Д. 35. Л. 116.
19. Там же. Ф. 4. Оп. 18. Д.2. ЛЛ. 84-85; Ф. 4. Оп. 18. Д. 1. ЛЛ. 19-21.
20. Там же. Ф. 4. Оп. 3. Д. 18. ЛЛ. 141-146.
21. Там же. Ф. 4. Оп. 18. Д. 1. Л. 19-21.
22. Там же. Ф. 4. Оп. 7. Д. 35. Л. 8.
23. Там же. Ф. 4. Оп. 7. Д. 35. Л. 4.
24. Там же. Ф. 4. Оп. 7. Д. 35.ЛЛ. 38, 116.
25. Там же. Ф. 33988. Оп. 2. Д. 8. Л. 36.
26. Там же. Ф. 4. Оп. 7. Д. 10. Л. 3.
27. Там же. Ф. 4. Оп. 7. Д. 35. Л. 3.
28. РГАСПИ. Ф. 325. Оп. 1. Д. 10. ЛЛ. 1-10.
29. Там же. Ф. 325. Оп. 1. Д. 10. Л. 9.
30. Там же. Ф. 325. Оп. 1. Д. 10. Л. 8.
31. Там же. Ф. 325. Оп. 1. Д. 10. Л. 8.
32. Там же. Ф. 325. Оп. 1. Д. 10. Л. 9 об.
33. Там же. Ф. 325. Оп. 1. Д. 507. Л. 24.
34. Там же. Ф. 325. Оп. 1. Д. 10. Л. 9.
35. РГВА. Ф. 33987. Оп. 3. Д.76.
36. Там же. Ф. 33988. Оп. 2. Д. 8. Л. 33.
37. Там же. Ф. 33988. Оп. 2. Д. 38. Л. 11.
38. Там же. Ф. 4. Оп. 2. Д. 35. Л. 116.
39. Там же. Ф. 33987. Оп. 3. Д.12. ЛЛ, 80-81.
40. Там же. Ф. 4. Оп. 7. Д. 40. Л. 7.
41. Там же. Ф. 4. Оп. 7. Д. 35. Л. 4.
42. Там же. Ф. 4. Оп. 7. Д. 35. Л. 4.
43. Там же. Ф. 33988. Оп. 2. Д. 18. Л. 24.
44. Там же. Ф. 4. Оп. 7. Д. 40. Л. 21.
45. Там же. Ф. 4. Оп. 7. Д. 40. Л. 12.
46. Там же. Ф. 4. Оп. 7. Д. 40. Л. 14.
47. Там же. Ф. 33988. Оп. 2. Д. 8. Л. 114.
48. Там же. Ф. 4. Оп. 12. Д. 8. Л. 763. /198/

Материалы международной научно-практической конференции «История Гражданской войны в России 1917-1922 гг.». Москва, ЦМВС РФ, 24-25 мая 2016 г. М., 2016. С. 189-198.

биографии, гражданская война, Троцкий, научные статьи

Previous post Next post
Up