В 1993 г. в журнале «Исторический архив» кандидат философских наук М. И. Одинцов опубликовал доклады эксперта Наркомюста М. В. Галкина за 1918 г.
Об авторе публикуемых документов М. И. Одинцов сообщал следующее: «М. В. Галкин будучи священником одной из петроградских церквей, в ноябре 1917 г. обратился в Совнарком с письмом, в котором излагал программу реформ вероисповедной политики и предлагал свои услуги для ее реализации. Вскоре он был включен в состав комиссии СНК по подготовке проекта декрета об отделении церкви от государства, деятельно участвовал в этой работе, за что был награжден денежной премией. Весной 1918 г. Галкин порывает с церковью и по протекции В. Д. Бонч-Бруевича принимается на работу качестве эксперта в созданный в мае VIII отдел Наркомюста - отдел по проведению в жизнь декрета об отделении церкви от государства. Тогда же он переезжает с семьей в Москву. В 1921 - 1922 гг., во время кампании по изъятию церковных ценностей и борьбе с голодом, Галкин являлся членом специальной правительственной комиссии. Активно печатался в газетах и журналах под псевдонимом Михаил Горев. В последующем стал профессиональным «антирелигнозннком». В 1930 г. поехал с циклом лекций на Украину, где при невыясненных обстоятельствах бесследно пропал» . (См.: Одинцов М. И. «Церковь отделяется от государства»: Доклады эксперта Наркомюста М.В.Галкина. 1918 г // Исторический архив. 1993. № 6. С. 162)
В «Докладе о посещении Новоладожского уезда Петроградской губернии Новгород» от 24 ноября 1918 г. № 116 в разделе VIII Духовенство сообщалось: «На днях в Новоладожский Исполком поступило следующее заявление иеродиакона Староладожского монастыря Романа: «Я поступил в монашество назад тому 20 лет. Был темным человеком, но, служа в Петрограде во время революции, я понял, что наши архиереи эксплуатировали монашество, держали нас, как крепостных, что хотели, то и делали над нами, попросту издевались. Теперь я понял, что переворот в России меня уже сделал сознательным, теперь я знаю, только власть Советов истинная заступница угнетенных и эксплуатируемых, теперь я решил твердо защищать Советскую власть, если нужно, то и умереть за нее. Я прошу Новоладожский Исполнительный Комитет зачислить меня в ряды Красной Армии, так как не хочу более служить эксплуататорам и обманывать народ, или назначить на какую-либо другую Советскую службу. Гражданин Михаил Петров Двиночников. В монашестве Роман».
На этом прошении Исполкомом была положена следующая резолюция: «Принять Двиночникова в Красную Армию».
В настоящее время Двиночников служит в Красной Армии и ведет усиленную агитацию против попов. Заявление бывш[его] иеродиакона было отпечатано в нескольких стах экземпляров и расклеено, как по улицам Новой Ладоги, так по селам и деревням Новоладожского уезда.
Оно явилось поводом к горячим спорам о церкви среди местных крестьян, причем сторонники попов и «попизма» терпели неизменно поражение.
Примеру иеродиакона Романа в том же самом монастыре вскоре же последовали 8 послушников и вступили в ряды существующего здесь «батальона беспощадных»»(См.: Одинцов М. И. «Церковь отделяется от государства»: Доклады эксперта Наркомюста М.В.Галкина. 1918 г // Исторический архив. 1993. № 6. С. 167-168)
https://vk.com/wall-162646481_31 Очень любопытно. Я даже видел это обращение в питерской газете за 1918 год.
Ну, и еще немного красных попов, их скоро придется считать.
Деревня Айязгулово находилась в наших руках не значительное время, противник, подтянув резервы, произвёл фланговый обход и повёл наступление густыми цепями. Принимая во внимание значительное превосходство сил противника, мы вынуждены были по стратегическим соображениям отступить на выгодные позиции. Левее нашего боевого участка, в деревне Булатово находилась часть моего отряда под командой одного товарища не военного, и он потом попал в тяжолое положение, именно: Когда противник потеснил нас, захватил важнейший переходный участок, это Селезни-Булатово, создал явную угрозу быть пленённым отряду, находящемуся в Булатово. Благодаря находчивости бывшего священника, потом добровольно вступившего в отряд, он, учитывая создавшееся положение, немедленно принял командование растерявшимся отрядом, благополучно [39] его вывел, потеряв лиш одного убитым. Донесение, которое мне делал этот бывший священнослужитель культа тов. ФРОЛОВ, заключало в себе следующее: "Я, приняв командование вследствии создавшегося положения, вывел часть этого отряда и, когда натолкнулся на заставу противника, услышал КРИК: "ПРОПУСК", немедленно я скомандовал: "В ЦЕПЬ" и повёл обстрел белогвардейской заставы, прорвался на линию железной дороги, оставив одного убитого товарища, благополучно вышел в город КЫШТЫМ". Этот тов. ФРОЛОВ как будто в империалистическую войну был полковым священником, окончил духовную семинарию - он порвал с поповским дурманом не на словах, а на деле, и оказал большую услугу погибающему отряду. Тов. ФРОЛОВ в данный момент как будто работает в управлении Пермских ж/д.
ЦДООСО. Ф. 41. Оп. 2. Д. 187. Лл. 39-40.