О некоторых вопросах военного искусства в боевых действиях Туркестанского фронта

Nov 01, 2016 13:48

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ВОЕННОГО ИСКУССТВА В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ ТУРКЕСТАНСКОГО ФРОНТА

Боевые действия войск Туркестанского фронта (командующий М. В. Фрунзе) представляют большой интерес для военных историков. В настоящей статье рассматриваются лишь некоторые вопросы советского военного искусства, главным образом тактики, на примерах малоизученных операций правого крыла этого фронта, где в августе - октябре 1919 года действовали войска 11-й армии. Волжско-Каспийская флотилия и правофланговые соединения 4-й армии.

* * *
Обстановка в районе Нижней Волги в середине августа 1919 года была весьма сложной. Белогвардейцы рвались к Астрахани. Их наступление обеспечивали и поддерживали английские интервенты. В руках противника находился Царицын, а уральские белоказаки, выйдя в район Николаевска (Пугачева), пытались нанести удар в тыл войск 10-й армии севернее Саратова.

Переправив в районе Царицына на левый берег Волги значительные силы конницы, армия Врангеля стремилась соединиться с уральскими 6влоказаками, замкнуть кольцо окружения и уничтожить 11-ю армию Туркестанского фронта, преграждавшую кораблям интервентов и белогвардейцев путь по Волге.

Центральный Комитет Коммунистической партии, В. И. Ленин, всесторонне оценив обстановку на фронтах и глубоко проанализировав ее, правильно определили главные направления, где действовали наиболее сильные группировки противника. Летом 1919 года одной из важнейших задач был срыв начатого Деникиным похода на Москву. Частичным решением этой задачи являлся разгром крупных сил белогвардейцев в районе Нижней Волги.

С этой целью был разработан план контрнаступления против Деникина и принято решение провести Царицынскую наступательную операцию смежными крыльями Южного и Туркестанского фронтов. Главный удар наносили армии левого крыла Южного фронта, а вспомогательный - войска правого крыла Туркестанского фронта [1].

11-я армия и Волжско-Каспийская флотилия [2] готовились к наступлению. До 15 августа войска 11-й армии (11 950 штыков и 2300 сабель) отражали натиск врага с юга, запада и востока по линии протяженностью до 1000 км (см. схему). Противостоящий противник имел 6,5 тыс. штыков и 11 тыс. сабель [3].

В последующем армия [4] (командующий В. П. Распопов, члены РВС С. М. Киров и В. В. Куйбышев) была усилена за счет войск фронта, и к 1 сентября ее состав уже достигал 17 928 штыков и 3849 cа-/70/-

1. Эти войска до июня I9I9 г. входили в состав Восточного фронта.
2. В августе 1919 г, в состав Волжско-Каспийской военной флотилии входило до 130 кораблей различных классов, в том числе боевые корабли и плавучие батареи, вспомогательные суда, катера, плавучие мастерские и пр, (ЦГА ВМФ. ф, 2. д. 337. лл. 15-16).
3. ЦГАСА, ф. 195, оп. 896, д. 91, лл. 1-6.
4. До середины августа - Астраханская группа.

бель [5]. Это позволило не только оборонять занимаемые рубежи, но и готовиться к Царицынской, Кизлярской и Гурьевской наступательным операциям.

Командование 11-й армии, выполняя требование М. В. Фрунзе, стремилось почти все силы сосредоточить на направлении главного удара. Так, на царицынском направлении в полосе около 100 км были сосредоточены 3,5 дивизии из четырех, имевшихся в армии. Особое внимание уделялось Черноярской ударной группе (возглавлял начдив 34-й стрелковой дивизии А. С. Смирнов), созданной за счет части сил 50-й, 34-й стрелковых и 7-и кавалерийской дивизий, переброшенных с левого берега Волги. К середине сентября в этой группе насчитывалось 2400 штыков, 1900 сабель, 30 орудий и 100 пулеметов [6]. Она имела задачу в ходе наступления с плацдарма перерезать железную дорогу Царицын - Тихорецкая и с юга выйти к Царицыну.



Наступление на Царицын начали 28 августа правофланговые части 4-й армии и войска левобережного боевого участка Туркестанского фронта. Взаимодействуя с 10-й армией Южного фронта, к 6 сентября они разгромили деникинцев на левобережном плацдарме восточнее Царицына и Камышина, вынудив их остатки к поспешной эвакуации на правый берег Волги [7]. 1 сентября перешли в наступление войска Черноярской ударной группы, поддерживаемые отрядом кораблей и плавучими батареями Волжско-Каспийской флотилии. 9 сентября они сломили сопротивление противника и через три дня подошли к Райгороду - мощному узлу сопротивления на южных подступах к Царицыну. В наступлении важную роль сыграла подвижная группа, созданная на черноярском плацдарме из двух кавалерийских дивизий и пулеметно-артиллерийского дивизиона, располагавшего 26 автомашинами. С выходом советских войск к Райгороду белогвардейское командование сосредоточило южнее Царицына сильную контрударную группировку: 4000 сабель, 2000 штыков, 60 пулеметов, 40 артиллерийских орудий, 27 бронеавтомобилей, 4 танка и 9 самолетов [8], которая 14 сентября остановила продвижение Черноярской ударной группы. Затем противник серией контрударов севернее Царицына сорвал наступление войск 10-й армии и вынудил их к отходу. Черноярская ударная группа перешла к обороне, отразила при поддержке артиллерии кораблей и плавучих батарей Волжско-Каспийской флотилии все атаки белогвардейцев и прочно закрепилась на черноярском плацдарме.

19 сентября перешла в наступление Кизлярская ударная группа 11-й армии Туркфронта (до 7 тыс. штыков и сабель), сосредоточенная на западном боевом участке. В ее состав вошли: десантный отряд моряков, три стрелковых полка, батальон курсантов, два отдельных кавдивизиона, три батареи легкой артиллерии. Подготовкой этой ударной группы к наступлению руководил член РВС 11-й армии В. В. Куйбышев. Во взаимодействии с отрядом кораблей Волжско-Каспийской флотилии она сломила сопротивление астраханской группировки деникинских войск и к 5 октября 1919 года продвинулась по песчаной местности более чем на 50 км.

Недостаток резервов в армии, угроза захвата противником осажденного Черного Яра и плацдарма не позволили войскам Кизлярской ударной группы развить тактический успех в оперативный. Однако опасность для Астрахани с запада была ликвидирована, белогвардейцы понесли огромные потери. Войска 11-й армии заняли более выгодные исходные позиции для последующего наступления на кизлярском направлении. В обороне дельты Волги большую роль сыграла Волжско-Каспийская флотилия. Плавучие батареи и корабли прикрывали подходы к Астрахани со стороны моря. Для отражения морских десантов противника был сформирован специальный отряд из пароходов, вооруженных орудиями и пулеметами.

В последующих упорных и активных оборонительных боях 11-я армия и отря-/71/-

5. 34 сд - 8121 штык; 50 сд - 2511 штыков и 110 сабель; 1-я Московская кд - 1034 сабли; 7 кд - 1769 сабель; отдельные кавдивизионы - 876 сабель; 13-й желдорполк - 2786 штыков; бригада ВЧК - 1058 штыков; отдельный интернациональный отряд - 214 штыков.
6. ЦГАСА, ф. 1448, оп. 1, д. 26, л. 43.
7. В ходе дальнейшей борьбы, когда 11-я армия уже вошла в состав Юго-Восточного фронта, деникинцы вновь форсировали Волгу и захватили крупный плацдарм восточнее Царицына. Борьба за его ликвидацию продолжалась до декабря 1919 г.
8. ЦГАСА, ф. 195. оп. 4, д. 369, л. 14.

ды Волжско-Каспийской флотилии [9] не только отстояли Нижнюю Волгу, но и подготовились к новым наступательным операциям.

8 ноября 1919 г. 11-я армия нанесла удар по уральским белоказакам на гурьевском направлении и способствовала войскам 4-й армии в освобождении Гурьева - важной базы интервентов и белогвардейцев на северном побережье Каспия. 3 января 1920 года войска 11-й армии во взаимодействии с 10-й армией успешно завершили Царицынскую операцию и освободили Царицын. Затем на кизлярском направлении перешли в наступление части Кизлярской ударной группы. В марте 1920 года они во взаимодействии с другими армиями Кавказского фронта завершили разгром деникинских войск на Северном Кавказе.

* * *
Что же является поучительным в боевых действиях войск правого крыла Туркестанского фронта?

Царицынская и Кизлярская операции войск 11-й армии носили решительный и маневренный характер. Особо важным для развития советского оперативного искусства является опыт М. В. Фрунзе в выборе направления главного удара с черноярского плацдарма - во фланг и тыл основной группировки Кавказской армии Врангеля, сосредоточенной в районе Царицына, а также ударов из района Астрахани на юго-запад (на Кизляр) и на восток (на Гурьев), выводивших советские войска в глубокий тыл деникинцев и уральских белоказаков.

Поучительным является и создание подвижной группы войск, которая явилась далеким прообразом конно-механизированных групп, получивших широкое применение в период Великой Отечественной войны.

Новым явлением в военном искусстве того времени было обеспечение тесного тактического взаимодействия сухопутных войск с морскими силами. В планах Царицынской, Кизлярской и Гурьевской операций, разработанных под непосредственным руководством М. В. Фрунзе, военно-морские силы использовались по единому оперативному замыслу, направленному на достижение основной цели операции - полного разгрома врага. Особенно ярко оперативно-тактическое взаимодействие сухопутных войск и Волжске Каспийской флотилии проявилось в Гурьевской и Кизлярской наступательных операциях. Командующий фронтом особое внимание обращал на тщательную подготовку десантов. «При составлении плана десантной операции, - указывал М. В. Фрунзе, - нужно иметь в виду, что успех последней зависит не столько от количества войск, намеченных к участию в операции, сколько от тщательной и всесторонней ее подготовки» [10]. Эти требования полководца были выполнены. Отряды флотилии содействовали успеху сухопутных сил. Они оказывали им огневую поддержку, высаживали десанты в тылу врага, обеспечивали переправу войск через Волгу, осуществляли перевозки при перегруппировках частей и соединений.

В Царицынской наступательной операции 11-я армия и Волжско-Каспийская флотилия решали одну из задач, поставленных Туркестанскому и Южному фронтам, - разгром деникинских войск в районе Царицына. Таким образом, их действия явились частью фронтовой операции и в то же время частью операции группы фронтов.

Характерной чертой Царицынской операции была смелая попытка осуществить окружение крупной группировки противника на стыке двух фронтов, разделенных широкой рекой. Здесь был применен охватывающий удар с двух сторон и осуществлено наступление ударной группы с небольшого плацдарма во взаимодействии с речной флотилией.

М. В. Фрунзе смело шел на усиление создаваемых в 11-й армии ударных группировок за счет предельного ослабления других армий фронта, также выполнявших наступательные задачи. Например, для наступления на кизлярском направлении была создана ударная группа, насчитывавшая до 7000 штыков и сабель. Для разгрома деникинской конницы, захватившей большой оперативный плацдарм на левом берегу Волги, была брошена вся имевшаяся в наличии конница 4-й и 11-й армий - две кавалерийские дивизии и одна кавалерийская бригада. Менее чем за три не-/72/-

9. 14 октября 1919 г. 11-я армия и Волжско-Каспийская флотилия выбыли из Туркестанского фронта и вошли в состав нового Юго-Восточного фронта.
10. М. В. Фрунзе на фронтах гражданской войны. Сборник документов. Воениздат, 1941, с. 197.

дели плацдарм в основном был ликвидирован.

Таким образом, организация и ведение наступательных операций войсками правого крыла Туркестанского фронта, а также оперативное использование военно-морских сил и подвижных групп явились определенным вкладом в развитие советского оперативного искусства.

Тактика войск 11-й армии, речных и морских отрядов Волжско-Каспийской флотилии характеризовалась многообразием форм и способов. Бои, как правило, носили маневренный характер. Однако при обороне Астрахани, Черного Яра, на красноярском и западном боевых участках велась и позиционная борьба.

Соединения и части 11-й армии из-за растянутости фронта, как правило, наступали в полосах более широких, нежели это было предусмотрено Полевым уставом 1918 года. Так, например, стрелковая бригада наступала в полосе 10-15 км вместо положенных по уставу 4 км. Боевые порядки стрелковых бригад (полков) обычно строились в один эшелон при выделении резервов, что давало возможность наносить сильный первоначальный удар по противнику. При наступлении ударных групп были случаи построения боевых порядков и в два эшелона [11]. Направление главного удара, как правило, избиралось с учетом возможности тактического маневра во взаимодействии с соседями или кораблями флотилии.

Плотность артиллерии в наступательном и оборонительном боях была низкой, поэтому поддержка пехоты и конницы огнем кораблей имела большое значение. Если средняя плотность артиллерии ударных групп сухопутных войск составляла 1-2 орудия на 1 км фронта, то вместе с артиллерией кораблей (на прибрежных участках) она увеличивалась до 4-6 орудий. Из-за недостатка орудий артиллерия использовалась на важнейших направлениях сосредоточенно, как огневой кулак.

В обороне части и соединения получали участки и полосы также более широкие, нежели их предусматривал Полевой устав 1918 года. Полк оборонялся на участке от 10 до 30 км, и только в редких случаях (оборона Черного Яра) размеры полкового участка приближались к уставным (3 км). Боевые порядки в обороне из-за недостатка сил и средств, как правило, строились в один эшелон с выделением резервов.

Основные огневые средства - пулеметы обычно располагались в первой линии окопов, на возвышенностях в глубине обороны с таким расчетом, чтобы отстреливать атакующего противника фланговым или перекрестным огнем. Артиллерийские батареи (взводы, орудия) находились за пехотными позициями, чаще всего в населенном пункте или на его окраине.

Для обороны небольших населенных пунктов выделялось от роты до батальона, а для обороны крупных, имевших важное оперативно-тактическое значение (Астрахань, Черный Яр, Владимировка др.), выделялись большие силы. Позиции оборудовались обычно на подступах к населенному пункту (на высотах) либо на самой его окраине. Постройки к о6ороне приспосабливались редко, хотя использовались войсками для расположения штабов, складов и т. д.

Большое внимание уделялось вопросам инженерного обеспечения, и особенно инженерному оборудованию местности для боя. Командующий Туркестанским фронтом, придавая важное значение самоокапыванию, требовал полного обеспечения войск необходимым шанцевым инструментом. В августе 1919 года М. В. Фрунзе писал: «...в войсковых частях фронта замечен недостаток носимого шанцевого инструмента, главным образом лопат. Хотя текущая война и дает возможность вести боевые столкновения без широкого применения шанцевого инструмента, но нужно помнить, что техника современного боя может потребовать и лопату...» Полководец категорически требовал «завести точный учет в войсковых частях всему наличному количеству шанцевого инструмента наравне с винтовками, приняв все меры бережного хранения такового» [12].

На тактику войск оказывали большое влияние и условия местности. Боевые действия были привязаны к населенным пунктам, расположенным на берегах Волги и Каспия, а также к железной дороге, /73/

11. Наступательные бои войск Туркестанского фронта можно свести к трем основным видам: наступление на противника, поспешно перешедшего к обороне; с форсированием реки; с высадкой морских и речных десантов в глубине обороны противника.
12. ЦГАСА. ф. 195, оп. 5, д. 348, л. 186.

где обеспечивалось тесное взаимодействие сухопутных войск с кораблями и бронепоездами. Ранее войскам 11-й армии приходилось вести борьбу с противником в отрыве от дорог и населенных пунктов. Однако и этих условиях красноармейцы одерживали победы над интервентами и белогвардейцами.

Формы и методы вооруженной борьбы, применявшиеся войсками правого крыла Туркестанского фронта в районе Нижней Волги, сыграли существенную роль в формировании советского военного искусства. М. В. Фрунзе в последующем неоднократно обращался к опыту наиболее поучительных операций гражданской войны, в том числе и к боевому опыту Туркестанского фронта.

Доцент, кандидат военных наук, полковник в отставке В. Горлов.

Военно-исторический журнал. 1977. №4. С. 70-74.

Дополнение: Е.А. Лепкова. Организационные мероприятия командования 11-й армии по защите г. Черный Яр (апрель - октябрь 1919 г.)

Восточный фронт, сражения, научные статьи, 1919

Previous post Next post
Up