Невьянская расправа и сарапульские террористы

Dec 27, 2015 11:52

Зверства белогвардейцев и социал-предателей на Урале

Нам доставлено следующее воззвание к рабочим и крестьянам Урала, которое мы полностью и перепечатываем.
"Победившая буржуазия всегда зверски беспощана к побежденным рабочим и крестьянам. Ее наемные палачи не знают жалости к беднякам даже тогда, когда им удается захватить власть в каком-нибудь маленьком городке хотя бы на несколько дней. Контр-революционный мятеж в Невьянске должен раскрыть самым слепым глаза на истинное положение дел.
Вот вкратце ход событий.
Пару с лишком месяцев тому назад в Невьянск переселился автомобильный отряд из Луги, численностью до 200 человек, для устройства там автомобильных мастерских. Отряд этот не был подчинен Областному управлению национальными предприятиями Урала и находился в ведении всероссийского автоцентра, и таким образом пользовался широкой автономией и самостоятельностью. Сразу же он обратил на себя внимание местных рабочих. Автомобилисты стояли в стороне от Совета, профессионального союза и советских партий и всячески вообще сторонились советских организаций. Отдельные личности из них выступали с особенным усердием на крестьянских сходах и там натравливали кулаков на Совет. Их подозрительное поведение заставило Исп. Ком. Совета поставить вопрос об их разоружении, но практическое решение этого вопроса затянулось.
Так дело шло до чехо-словацкого мятежа. Когда разразился этот мятеж, все сознательные рабочие и активные работники ушли на революционный фронт, и этим-то воспользовались притавшиеся контр-революционные гады.
12 июня, в 11 часов дня, они вооруженной шайкой ворвались в помещение Исполнительного Комитета и открыли стрельбу из винтовок по членам Совета. После пятиминутной "работы" палачей оказался убитым председатель следственной комиссии Совета и ранены были товарищ председателя Исполнительного Комитета и 2 служителя.
Всех членов Исполнит. Комит. забрали и отвезли под арест. И сейчас же начали праздновать свою победу. Собрали митинг и стали говорить, что теперь везде власть Советов низвергнута и власть перешла правым эсерам. В их контр-революционном штабе оказались представители меньшевиков и правых эс-эров и саботажники из делового Совета и кулаков Невьянского района, которые выступили с ними заодно.
В 2 часа ночи белогвардейцы явились в арестное помещение, вывели председателя Исполнительного Комитета товарища Касковича и расстреляли на глазах его товарищей.
Затем, как будто оставили в покое своих пленников.
Но покой этот был страшным покоем заживо погребенных.
Все время слышался набат и тревожные свистки. Все время приводили арестованных членов Исполнительных Комитетов Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов Невьянского района, красноармейцев и ссаженных с поездов на станции советских работников. Арестованных держали, как в могиле, не допуская никого со стороны и давая им только хлеб и воду.
17 июня в 3 часа дня пленники услышали перестрелку, которая все более и более приближались к ним. К этому времени в камеры арестованных палачи, охранявшие их, начали стрелять и бросать бомбы.
Трудно представить себе, какой ужас получился в темных и тесных каморках, битком набитых людьми!
Оторванные руки, искалеченные до неузнаваемости тела ст[о]ны раненых, выстрелы и взрывы - все смешалось в чудовищно-кровавый клубок.
Живых людей рвали по частям.
Тщетно пытались пленники забаррикадироваться от убийц. Убийцы не унимались и по нескольку раз возвращались, чтобы покончить со всеми.
Не нужно много слов, чтобы описать картину гнусных зверств.
Достаточно сказать, что в одной камере из 14 человек уцелело двое, в другой - из 17 человек трое. Все остальное были перебиты или тяжело ранены. Это белогвардейцы уходили из Невьянска, - оставляя позади себя зверски изуродованные тела, уходили под напором СОветских войск, которые освободили оставшихся в живых.
Белогвардейцы не щадили не только мужчин, но и женщин и детей.
На станцию были принесены трупы женщины и ее троих детей, в том числе пятимесячного младенца, у одного из них весь живот был выворочен разрывной пулей.
У Невьянских белогвардейцев были связи с Екатеринбургскими, и, как выяснилось, выступление фронтовиков в Екатеринбурге было приурочено к мятежу в Невьянске.
Мятеж подавлен.
Но рабочим и крестьянам Урала врагами народа дан страшный, кровавый урок, и горе тем, для кого он пройдет даром.
То, что устроили наемные палачи буржуазии с меньшевиками и правыми эсерами в Невьянске, это хотят устроить по всей России чехо-словацкие и казацкие банды под покровительством русских и иностранных капиталистов и помещиков.
Нам не далеко ходить за примерами. Судьба Финляндии и Украины решилась у нас на глазах. В Финляндии победившая буржуазия уничтожает рабочий класс, в самом буквально, в самом страншном значении этого слова. На Украине захватчики выжигают и уничтожают целые крестьянские селения.
Того же самого ждет и русская контр-революция.
И нашим ответом на белый террор озверевших палачей буржуазии должна быть беспощадная борьба с буржуазной контр-революцией.
Рабочие и крестьяне Урала! Если вы не хотите, чтобы вас живых рвали по частям ручными гранатми, если не хотите умирать в страшным мучениях, не имея возможности оказать какое-либо сопротивление вашим палачам, беритесь за винтовку и пулемет!
Вставайте в ряды рабоче-крестьянской армии!..
Рабочий класс и трудовое крестьянство должны взять в железо имущие классы, мощной вооруженной рукой подавить внутреннюю и внешнюю контр-революцию.
У бедняков отнимаются самое последнее - жизнь и они должны - все - встать, как один, на защиту крестьянской земли, рабочих заводов и Советской власти!
Долой буржуазную контрреволюцию, со всеми ее зверствами и жестокостями!..
Да здравствует наша борьба!
Да здравствует наша победа!"
Областной Исполнительный Комитет Совета Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов Урала.
Уральский Областной Комитет Российской Коммунистической партии (большевиков).
Уральский Областной Комитет партии левых социалистов-революционеров (интернационалистов).

Петроградская Правда. №139. 3 июля 1918 г.

Сарапульские испытания

Новые испытания пережил Сарапул.
9 мая, вечером, когда 10-тысячная толпа горожан на Соборной площади требовала законного возмездия двум убийцам, зверски вырезавшим семью Лошкаревых и представителей Костромской губ., в момент, когда читалось наглое до цинизма показание Тутуева, зарезавшего до 150 жертв, в момент, когда по 10-тысячной толпе несся глухой ропот, вдруг из-за угла деревянных корпусов, в которых помещаются фруктовые магазины, раздался треск выстрелов. Пули свистали над головами толпы, летели в верхний этаж дома Исполкома. Там, на террасе, стоял весь президиум Исполнительного Комитета.
Видимо, для них, главным образом, и предназначались пули.
Председатель Красноперов только успел прочесть толпе постановление следственной комиссии и охарактеризовать преступников. Член комиссии Алмазов доканчивал чтение протокола дознания, как пули засвистели и забарабанили в стены Исполкома.
В угловой комнате Исполкма, там, где помещается кабинет президиума, пулями пробиты стекла.
При первом же выстреле толпа дрогнули, заволновалась, в панике давя детей. Женщины бросались, наполнив улицы, лезли, устраивали баррикады из тел, во дворы Назмидтинова, Дедюхиной и друг. Лезли в разбитые окна домов, падали вновь бежали.
Лишь благодаря энергичным действиям со стороны членов Исполкома, матросской фракции и некоторых не растерявшихся красноармейцев, удалось успокоить толпу и постепенно очистить улицы.
Было ясно: или враги Советской власти задумали устроить грандиозную провокацию, или члены шайки, оставшиеся на свободе, решили рискнуть для спасения товарищей.
Это последнее подтверждается и тем, что преступники, поставленные высоко на столах, нагло и развязно улыбались, глядя в толпу и, может быть, видя в ней своих товарищей, повертывались во все стороны, отпускали шуточки. И лишь, когда председатель Красноперов показал толпе длинные кинжалы - орудие убийства, и когда толпа загудела, словно пчелиный рой, побледнели и преступники, особенно Горбунов.
Покушение на расстрел совета, несчастия, вызванные паникой толпы, возможность более серьезного нападения для освобождения преступников, вызвали то раздражение, в результате которого преступники тут же на месте были расстреляны.
Для публики, в общем, обошлось дело благополучно. В земской больнице медицинская помощь оказана 10 человекам, 7 из них после перевязки были отпущены домой. Трое с тяжелыми повреждениями находятся в больнице. Ранены пулями два красногвардейца, из них один, Малышев, тяжело.
Смех и горе, то и другое в грандиозном размере перемешалось на площади. Шапки, нарядные шляпки, муфты, горжеты, все летело и катилось под ногами, мялось и рвалось. Галоши и ценные вещи охапками собирались красноармейцами, относились в Исполком и там разбирались публикой. Матери потеряли детей, многие с распущенными косами бежали по улицам, мужчины обгоняли женщин.
Возбуждение толпы против преступников чувствовалось все время. Еще с обеда возбужденная толпа начала собираться на Соборной площади. И когда на вятской улице показались преступники, шедшие в кольце вооруженных красноармейцев, то на площади буквально было негде яблоку упасть. И результаты паники можно считать, очень благополучными.
Матросская фракция всю ночь пробыла на розысках преступников, покушавшихся на расстрел совета и толпы. Произведено несколько арестов.

Ш.

Петроградская Правда. №104. 22 мая 1918 г.

Красная столица Урала

Скорбным набатом раздалась весть:
- Чехо-словаками взят Екатеринбург. Красная столица Урала.
Окруженная темными сосновыми борами, смеющимися горными озерами.
Центр железоделательной промышленности, горных руд, драгоценных камней, золота, платины.
С мощным Верхисетским заводом, с его далеко уходящими в высь черными трубами, с горной рекой Исеть, запруженной в пощные плотины - источником двигательной силы.
Екатеринбург - железнодорожный центр, соединяющий Россию с Сибирью.
Центр умственной, экономической и политической жизни Урала.
Одна из главных артерий, питавших Советскую Россию необходимыми ей рудами, металлами, хлебом.
Потеря Екатеринбурга тяжелая утрата для Социалистической Республики.
И невольно каждый спросит:
- Почему уральские Советы не смогли сдержать натиска небольших отрядов чехо-словацких белогвардейцев? Почему красная столица Урала, насчитыывающая до 800.000 жителей, так малодушно сдалась на милость контр-революционеров?
Ведь совсем рядом с нею прекрасно оборудованные военные заводы Нижнего Тагила, Баранчи и, наконец, Перми-Мотовилихи. Недостатка в боевых припасах быть не могло.
Из кратких телеграмм о падении Екатеринбурга мы не можем знать о причинах этого несчастия.
Можно лишь, строить догадки.
И в первую очередь нельзя не отметить особого уклада жизни уральских рабочих.
Крепостное право пало на Руси в шестидесятых годах прошлого века.
На Урале оно сохранилось доселе для местных рабочих, забитых, темных, привязанных посессионным правом к частновладельческим и казенных заводам.
Рабочие Урала прикреплены к заводам собственными убогими домишками, правом на сбор хвороста в заводских лесах, правом на работу на заводах.
Заводы обязаны за владение землею, лесами и другими угодьями, в том числе и рудами давать работу своим "бывшим" крепостным рабочим. Так гласит старый закон десятилетиями, как ржа, въедавшаяся в сознание уральских крепостных пролетариев. Они цепки держатся за свои заводы, выносят все ужасы безработицы и голода, получая с заводов жалкие подачки, засчитываемые в счет будущих заработков. На уралских заводах самая нищенская в России заработная плата (15-20 руб в месяц слесарю в довоенное время), самый длинный рабочий день, самая отсталая промышленная техника. Положение уральского рабочего может быть сравнено с карликовым хозяйством крестьянина, работающего больше на крупное поместье, чем на себя.
Организованности, сплочения сил у уральского рабочего очень мадл.
Великая русская революция сдвинула его с мертвой точки нищенского прозябания, но еще не отросли у него орлиные крылья и сила сопротивления оказалась очень слаба.
Вспоминается недавняя работа одного из советов рабочих депутатов на большом уральском заводе. Совет в пленарному заседании рассматривал бесконечное количество вопросов из самых различных областей жизни и управления заводом. Заседания ежедневно начинались в 9 часов утра и заканчивались далеко за полночь и все же повестка не могла быть исчерпана. Совет погибал из-за неорганизованности работы, пока приезжие товарищи не научили депутатов выбору комиссий, отдельные коллегий для разрешения второстепенных дел.
Приезжими рабочими из Питера, Москвы и держались многие из Советов Урала.
Сама же рабочая масса не смогла выдвинуть необходимых работников. Их у нее не оказалось, и в этом вторая причина слабости уральского пролетариата, причина потери красной столицы Урала.
Их того же экономически-правового положения, в каком находился уральский рабочий, вытекала и его мелко-буржуазная психология, преодолеть которую коммунизм в столь короткое время еще не смог.
Чехо-словацкая авантюра, подкрепленная агитацией изменников социализма, правых эс-эров и меньшевиков, не могла не оказать влияния на широкие массы уральских рабочих, еще не прошедших через горнило чисто капиталистического воздействия.
В этом третья причина сдачи красной столицы Урала.
Какой же вывод мы должны сделать из происшедшего?
Все тот же. Надо работать неустанно не покладая рук над развитием сознания рабочего класса, надо теснее сплотить свои ряды в Красной Социалистической Армии и отобрать у противника потерянное.
Нельзя забывать, что жизнь сама непосредственно заставляет рабочий класс становиться на нашу точку зрения. Она делает его коммунистом. Мы лишь должны ускорить процесс этого осознания, помочь разобраться в путанном клубке, создаваемых жизнью противоречий.
Захват красной столицы Урала буржуазией и ее наемниками и неизбежное при этом ухудшение положения рабочего класса будут служить для него лучшей школой, дадут ему незабываемые уроки о преимуществах советского строя жизни.
Перед нами пример Украины.
То же будет и на Урале, и в Сибири, и в Поволжье.
Таков неизбежный, хотя и мучительный, ход истории.
И наша задача уменьшить эти муки рождения сознания, осложняемые голодом, смертью от безработицы.
Этого мы можем достигнуть лишь нашей победой над контр-революцией с оружием в одной руке и с ярким факелом коммунистической истины в другой.

"В.И."

Н.Никодимов.

Петроградская Правда. №170. 8 августа 1918 г.

Восточный фронт, рабочее движение, Чехо-словацкий фронт, белый террор, 1918, Урал, газеты

Previous post Next post
Up