Масса мнений высказывается в связи с последними событиями.
А для меня это не кажется неожиданным после того, что я наблюдала в процессе учёбы моих детей. Причём, ситуация постоянно деградировала. И никакими охранниками эту проблему не решить.
Искать все причины в семье - довольно наивно. Семья даёт первичные нравственные ориентиры. Но, во-первых, любой родитель, у кого больше одного ребёнка, знает, что одинаковых детей не бывает, а во-вторых, выходя из родительского дома в социум, человек "опыляется" моралью этого самого социума. Кто-то в большей степени, кто-то в меньшей - и это уже зависит от индивидуальности, заложенной свыше. В-третьих, и семья, и школа также часть общества, поэтому учить детей хорошему, совершая не совсем хорошее, - это ни к чему светлому не приводит.
Ну, например, все знают, что взятки - это плохо, и даже преследуется по закону. И вот ребёнок, придя в школу, видит или слышит от одноклассников, как за подарок учитель улучшил кому-то годовую оценку и т.п. Ребёнок видит, как учитель может чинить произвол, который может покрываться коллегами - и ученику , и родителям сложно что-то доказать: ведь у нас же учитель лгать не может, правда же?
Несправедливость, враньё, право сильного, подставы, агрессия - вот с этим имеет дело каждый человечек, который вышел пусть даже из правильно воспитывавшей его родной семьи в социум.
А чему учат СМИ? Тот же телевизор? Т.н. Ток-шоу, где не уважается никто, где ор, обзывательства и выяснения мордобоем в порядке вещей? Я за всю жизнь такой помойки и агрессии не видела на экране.
Кроме того, общаясь со сверстниками, ребёнок вдруг начинает понимать, что вообще-то родительское высшее образование не приносит таких доходов в семью, как полубандитская деятельность папы другого мальчика, например. Ребёнок узнаёт сколько кто зарабатывает, на какой машине ездит, в какой квартире живёт, сколько стоит образование и как долго его получать - и зачастую делает прямые выводы не в пользу нравственности и не в пользу получения высшего образования. Отсюда нет и интереса к учёбе.
А какая была мотивированность у сельских детей к учёбе в советское время! Потому что им не хотелось работать доярками и скотниками на ферме пропахшей навозом и силосом, а хотелось получить высшее образование и сидеть в чистом кабинете, получить квартиру с ванной и горячей водой...
Сейчас же всё изменилось. Деньги, затраченные на образование, не оправдываются. Социальные лифты не работают. И если взрослые люди могут найти оправдание всему этому, родители заставляют учиться, давят, учителя ставят двойки, которых уже мало кто боится, а дети бунтуют. Потому что не видят смысла. Ну, а как - если врач зарабатывает меньше маникюрши?
Всё вот это "понимание жизни" , этот конфликт нравственный может копиться до определённого возраста, в результате чего подросток может отвергнуть родительские нравственные ориентиры, как не соответствующие реальной жизни, и принять какие-то новые, уродливые. Поэтому, зачастую так бывает, что в детстве жестокие преступники были премилыми созданиями, а потом что-то пошло не так, видимо.
Конечно, есть психопаты и в благополучном обществе. Но я не о том. Что делать-то?
Начинать у нас надо с воспитания в обществе ценности человеческой жизни. Если государство в лице власти повернётся к человеку, начнёт уважать и любить своих граждан - и это отразится в зконах, равных для всех, в социальной системе, в перераспределении доходов и т.д. и т.п. , то общество начнёт выздоравливать.
Хотя, учитывая нашу историю, процесс этот быстрым не будет.