Вот жеж, сподобилась - смотрю новый "Тихий Дон" (Сергея Урсуляка) по телевизору.
Я, конечно, полный дилетант в деле кинокритики, но и у меня есть своё зрительско-обывательское мнение.
Нравится мне эта режиссёрская концепция.
Тут нет Герасимовского "монументализма", что ли. Там, что ни персонаж - то памятник самому себе, собирательный образ. Всё слишком выразительное: уж Григорий казак так казак, уж Аксинья, так сама стать и страсть. Герасимовский фильм по сравнению с новым смотрится как немое кино по сравнению со звуковым: с появлением звука отпала необходимость в слишком выразительных позах и взглядах, в пояснительных текстах - всё стало естественнее и понятнее
.
В фильме Урсуляка все проще, мельче и спокойнее, и я бы сказала всё ближе к жизни, где нет таких ярких красок, кроме буйной красоты природы. Вот природы в фильме много. Кино - про жизнь, про людей, про то, как эта жизнь очень быстро может измениться... и музыка такая... и щемящее чувство в груди... и какое-то чувство ностальгии что ли... по России, которую мы потеряли?
Очень нравится, как там ГОВОРЯТ. Вот как раз то,
о чём я когда-то говорила - когда удаётся, с одной стороны, сделать понятным для зрителя хуторскую речь, но в то же время сохранить музыку, манеру произношения, устаревшие формы слов, особое построение предложений и пр. Молодым артистам, думаю, это было не легко - респект им за это и уважуха.
Удивляет перевоплощение актёра Евгения Ткачука в Григория Мелехова. С конём он, как одно целое и управляется с животным просто на удивление.
Свадьба Григория с Натальей.
Аксинья. Совсем другой образ, чем у привычной нам Э.Быстрицкой.
Тут другая натура, другая энергетика: вот ведь как частенко в жизни бывает - ничего такого особого в бабе нет, а мужики так и липнут)) Вот, видимо, тут была ставка режиссёра на "естество", на внутреннюю силу и притягательность: чтоб зрители цеплялись "да что он в ней особенного нашёл? Чего мужику не хватало - вон, у него молодая жена-красавица..."
А этого артиста я долго не могла узнать вообще)
Сергей Маковецкий. Ну, он, как всегда, великолепен, имхо.
Конечно, "Ликвидацию" Урсуляка не с чем сравнивать, а этот Тихий Дон всегда будут сравнивать с фильмом Герасимова. И у каждого варианта будут свои почитатели, наверное.
Но я смотрю с удовольствием.