Немного о политическом маркетинге

Sep 17, 2013 19:59

Итак, на митинге 9 сентября Навальный объявил о рождении новой оппозиции, а  "белые ленты", похоже, ушли в небытие.  А, может, ещё вернутся. Болотная площадь воодушевлённо вздымала вверх голубые таблички с белыми буквами "Навальный". Смена символики.
У каждого политического товара - свой цвет. Коммунисты предпочитают  красный, справедливороссы - жёлтый, яблоко - зелёный, лдпр - синий, а у Навального  мы увидели  голубой. Особого оттенка. И красного немного.  Не знаю, что означает сей выбор. Под цвет глаз?) Что-то православное? Там этот цвет означает чистоту и непорочность, Святой Дух. Но вообще, учитывая нашу российскую нетолерантность, выбор голубого цвета  вряд ли удачен.




В нашем обществе потребления всё подчиняется законам рынка. И политика тоже. Если есть спрос на новый товар  - нового лидера - значит, скоро он появится. Ежели спрос уж слишком противоречивый  - одному нужен лидер-националист, а другому - совсем противоположное, то в таких случаях нужна грамотная стратегия продвижения политтовара, которая заставит человека посмотреть на всё под другим углом зрения. И - о, чудо! - националист вдруг увидит в нём "спасителя нации",  либерал - "дарителя свобод", рядовой обыватель - "супер-героя по  решению проблем", бизнесмен - "источник своего будущего благосостояния" ... и т.д.

.








Чтобы избиратели заметили "новый политический товар",  для начала он  просто обязан  привлечь к себе внимание любым способом, выделиться, чтоб его заметили из множества других, запомнили и заинтересовались им.  Это как  в магазине: вы привыкли покупать определённую марку йогурта - полюбили её, доверяете производителю, берёте уже не глядя ни на полку, ни на сам товар. Вот как вас заставить обратить внимание на новый никому неизвестный йогурт?... Сложно. Но можно.
Так же и в политике. Годится всё: скандалы, интриги, расследования... Были они? Были! И скандалы, и интриги, и расследования, и даже суд. Заметили товар? Заметили! Заинтересовались? Заинтересовались!
Но купить проголосовать были не готовы: много недостатков.


Здесь важно было придумать, как можно эти недостатки  превратить в ценности, используя имеющиеся возможности.

Отсутствие доступа к официальным СМИ - конечно, проблема. Но зато это антипод продвижению и Путина, и прочих властных кандидатов. Кандидату с улицы сейчас гораздо больше доверия в определённых кругах. Этим подчёркивается его "самость": он - другой, он - чист, за ним народ, ему не нужен "прогнивший зомбоящик".

А ещё это создаёт флёр таинственности и  подпольности, зарождая любопытство к  бесстрашному борцу с режимом.  Кстати, отказ Навального от дальнейших дебатов и нежелание воспользоваться  эфиром  РБК - лишний раз доказывает, что согласно его стратегии продвижения  пока "продукту Навальный"  лучше было оставаться не совсем доступным "дефицитом". В том плане, что он "продаётся" не в каждом магазине экране ТВ. Он - антипод власти. За  ним надо идти в интернет, на митинг и пр.

Но в отсутствие официальных, обязательно должны быть  альтернативные источники информации - это  интернет,  листовки, газеты, кубы, встречи с избирателями и пр.

 

Сторонникам Навального очень важно, чтобы информация шла из неофициальных источников, альтернативных СМИ, определённого - "своего"! - круга моральных авторитетов. В их глазах , всё  что "оттуда"  -  заслуживает доверия и уважения. Вот, кстати, свежий номер газеты - https://dl.dropboxusercontent.com/u/210432/navalny_newspaper_4.pdf.

И в нём как раз то самое: "Алексей Навальный без помощи телевизора набрал больше,чем любой оппозиционный кандидат в Москве с начала 90-х".



Вот через эти альтернативные источники информации и шло преобразование слабых сторон - в сильные:

-отсутствие политического стажа и репутации? зато новое молодое лицо! не запачкан властью, воровством - он чист!
-националист? да он  просто хочет сохранить русские "культурные коды"!
-участвует в нечестных выборах? у него нет другого выхода -у него нет доступа к СМИ : надо ж ему как-то донести людям свои идеи!
-агент кремля? да посмотрите, как его власть преследует!
-any questions? У него ж "РосПил" ! Он столько денег не дал украсть! Скока? Много!
ну и т.п.

Что касается сильных сторон...

"Я такой же как Вы, я из Марьино" - ключевой рефрен избирательной кампании Навального. Это расчёт на то, что человек из Марьино  прекрасно понимает все проблемы человека из Зюзино. Жулебино и т.п.  А  раз  знает - значит, решит, считает избиратель.

Семья Навального - выглядит идеальной, как в рекламе, с красавицей женой, с милыми белокурыми детишками -  это ещё одна ценность: избиратель подразумевает, что заботливый отец и муж  не может быть плохим, он и о них позаботится так же, как о своей семье. И все будут здоровые, красивые и счастливые.



Национализм тоже можно отнести к его сильным сторонам, как ни странно. Этим он тоже выделился,  привлёк на свою сторону часть националистов и вождистки настроенный электорат, у которого есть запрос на  "сильную руку" и антимигрантскую риторику. А запрос есть.



Финансовые возможности позволяли Навальному вести кампанию, не особо мелочась. Навальный написал в своём Твиттере: "Ну, круто. Официальная информация: мы собрали больше ста миллионов рублей в виде пожертвований на избирательный счет. Спасибо, вы молодцы" - @navalny
Добр и щедр российский народ - мы стали "более лучше финансировать Навального" ))

Ну и его "РосПил" конечно же. Как  самый главный аргумент его сторонников.  И другие проекты: РосЯма, РосЖКХ, РосУзник, РосАгит.



Очевидно, что был создан бренд "Навальный".

Голубые таблички, баннеры на балконах и наклейки.
Оказалось, что этот цвет и не голубой совсем. А похож на цвет  "воды пляжа Бонди". Есть такой) И название цвета, и сам пляж. Пляж Бонди - самый знаменитый и популярный сиднейский пляж.








Так что, этим летом московские улицы порой окрашивались в цвет воды самого знаменитого пляжа Австралии)



Но были наклейки и красного цвета, ручки и пр. Те, что касались тематики московских выборов, видимо.





Футболки, сумки, браслеты,  велосипедная агитация и пр.







  

Существует даже мультипликационный прототип Навального. http://www.be-in.ru/shorts/18732-navalniy_cartoon/



И не один -http://staroetv.su/news/2013-09-06-2707


Покупатели "политтовара  Навальный"  - его избиратели - очень неоднородны.
Это и "продвинутая молодёжь", и часть националистов, и электорат бывшей партии СПС, и  открывшие его для себя москвичи  на недавних  встречах с избирателями, и вообще, совершенно разные люди, в т.ч. большая и разношёрстная доля голосующих  протестно.


Сомневающимся была предложена следующая мотивация:
  • Не Навального выбираем,  а  систему меняем
  • Кто не за  Навального, тот играет на стороне Cобянина и Путина
  • Поддержим, а потом разберёмся - ху из мистер Навальный.
  • Голосуйте, а то посадят (сначала его, потом всех)
  • Он - единственный шанс
  • И вообще - "Навальный - не идеальный, это фигово, но нету другого".

Сначала мне было непонятно, почему рекламные ролики избирательной кампании Навального не рассчитаны  на привлечение широкого круга избирателей, а расчитаны на тех, кто  уже в курсе.  Видимо, всё-таки целевой аудиторией этих роликов были именно колеблющиеся, сомневающиеся оппозиционно настроенные граждане, ранее голосовавшие за другие партии. Одной из задач было посеять разочарование в старых партиях и перетянуть этот электорат на себя. Цель достигнута. И "победившие" уже начали откровенно пинать "Яблоко", как главного конкурента.  Раскол протеста продолжается.

И после всего этого Навальный  уверяет, что у него "нет никаких политтехнологов".

Мнение Г. Явлинского : "Навальный ведь не появился из ниоткуда. Он в самом начале, после того как с ним рассталось «Яблоко», начал пытаться что-то делать сам по себе - движение «Народ», работа с Белых, но потом за ним встала «Альфа-групп», прикрепила своих менеджеров, стала разрабатывать для него проекты, финансировать, определять основные направления деятельности в интересах группы, сводить его с влиятельными людьми и структурами, обеспечивать международные контакты и довольно быстро превратила его в то, что он есть сейчас. Об этом хорошо известно. Если посмотрите опубликованные в интернете материалы, которые никто не опровергал, то легко в этом убедитесь. Такие вещи - целенаправленное создание и продвижение политических фигур, представляющих интересы группы, - это обычная практика больших олигархических корпораций. Примеров таких было немало. Так они в свое время сделали Лебедя, когда им надо было, чтобы Лебедь помогал им на выборах 1996 года.Вот и для Навального наступил момент, когда пару лет назад к нему пришли богатые дяди и сказали: парень, а ты вроде как становишься популярным, выглядишь хорошо - ты нам подходишь, давай мы из тебя «правильного оппозиционного» политика сделаем. Ты не проиграешь, мы тебе все это сейчас устроим - мы когда-то Ельцина подняли с 4% до 55%, - вот сейчас мы тебя будем. И пусть Путин знает… Только ты веди себя хорошо..."

белая лента, PR-технологии, политическое, Навальный, оппозиция, маркетинг, политический маркетинг, выборы

Previous post Next post
Up