На сайте журнала «Директор школы» собрали вопросы от читателей директору обычной норвежской школы Астрид Холм. Думаю, что многие вопросы были не всегда понятны норвежскому директору, а многие его ответы - непонятны нашим педагогам. Во многом по-разному устроены наши образовательные системы. Про норвежскую систему образования я ещё напишу, а пока вот...
Откровения варяжского гостя.
- Директор школы в Норвегии прежде всего администратор или учитель - наставник других учителей в школе?
- Директор- это педагогический лидер, администратор, руководитель штата и ответственный за экономику. Это огромная работа, и многие директоры буквально бьются, чтобы найти время на выполнение всех трудных задач. В школе, подобной нашей по размеру (350 учеников, 50 преподавателей),есть два заместителя и администратор, которые помогают директору. Директор также занимается вопросами решения конфликтов с учениками, взаимодействия с родителями, обеспечения здоровья и благополучия учеников.
- Как директор реагирует на некорректное поведение учеников (либо конкретного ученика) в отношении учителей (либо конкретного учителя)?
- Если ученик ведет себя некорректно ему / ей будет сделано замечание учителем, он же делает соответствующую запись и информирует родителей. Если это не помогает, ученик может быть вызван к директору. Приглашаются также родители, и мывместе пытаемся найти решение возникшей проблемы. Если конфликтная ситуация становится серьезной, ученик можетбыть отправлен домой до конца учебного дня, и более серьезный шаг- отстранение от школы на три дня. Если ни один из вышеперечисленных стандартных методов не работает, мы все равно должны найти решение!
- Имеет ли право ученик в вашей школе пропустить урок, если причина пропуска признана уважительной только родителями, а не самой школой?
- Ученик имеет право пропустить урок, но родители обязаны предупредить учителя, классного руководителя. Это можно сделать постфактум, передав учителю записку с объяснением причины.
- Как решает директор норвежской школы вопрос о выборе своего заместителя- самостоятельно или согласуетэтот вопрос с вышестоящими руководителями?
- На любую должность в Норвегии объявляется конкурс. Желающие присылают резюме, затем наиболее подходящие кандидатуры приглашаются на интервью.
- По российскому законодательству директора школы могут уволить без объяснения причин в любой момент. А как с такой процедурой- увольнение директора- обстоит дело в норвежских школах? Насколько защищены законом руководители образовательных учреждений?
- При принятии на работу любой человек заключает контракт, в котором обговариваются все условия.
- Какими профессиональными качестваии должен обладать современный норвежский учитель?
- Человек, умеющий работать в команде, разделяющий основные принципы образования, знающий психологию.
- Насколько популярна и престижна профессия учителя в Норвегии? Учитель в Норвегии имеет определенные преимущества или условия работы по сравнению с другими профессиями?
- Я не могу сказать насколько популярна профессия учителя. После нескольких лет,когда немногие студенты желали получить педагогическое образование, мы видим,что ситуация улучшается. Учителя в Норвегии получают достойную заработную плату и имеют хорошие условия работы. В течение года у учителей 195 рабочих дней и 10недель без работы, из которых 5 недель
являются стандартным отпуском, а остальные- компенсацией за длинные рабочие дни. Каждый год есть пять дней для планирования и обучения учителей, которые, как правило, используются для организованной работы по развитию школы.
- Могут ли ваши учителя отказаться работать во время отпуска, если это производственная необходимость, которая возникает каждый год (например, летний лагерь в школе), но которую никак не учитывают в графиках отпусков?
- Летом все учителя отдыхают.
- Администрация школы посещает уроки, чтобы проверять работу учителя?
- Мы пытаемся посещать уроки, чтобы оценить работу, но это не то, что мы должны делать. Фактически это достаточно новая тенденция в Норвегии.
- Как учителя выставляют оценки ученикам и может ли кто-либо (другие учителя,администрация, власти) контролировать эти оценки (методы оценивания)?
- Есть определенные стандарты и школьные результаты в национальных экзаменах и тестах, они сравниваются с общими оценками, которые выставлял учитель. Учителя обсуждают оценки и методы оценивания,чтобы помочь друг другу. Если есть сомнения, директор принимает решение.
- Учитель несет ответственность, если оценки в его классе или по его предмету ниже средней по муниципалитету, региону, стране?
- Нет.
- Есть ли в норвежской образовательной системе такие критерии (оценки школы), как средний балл и качество образования?
- Если имеется в виду сравнение между школами, нет, очень мало. Единственное, что может быть близко к подобным критериям- это оценки по национальным тестам (баллы по школам), которые можно найти в Интернете.
- Просит ли городская администрация от школ предоставления средних баллов по каждому предмету в течение учебного года?
- Нет. Предоставляются только оценки за национальные тесты и экзамены.
- Какие национальные экзамены / тесты являются едиными и обязательными для учеников, заканчивающих школу?
- В 9-м классе ученики сдают один письменный экзамен- норвежский, математику или английский. По окончании колледжа ученики сдают национальный экзамен по одному предмету после 12-го или 13-гокласса. Национальные тесты проводятся в 5, 8 и 9-хклассах. Проводятся так же тесты по чтению во 2-х и 4-х классах.
- Какое дополнительное образование ученики могут получить в школе (после уроков)- например, в музыке, хореографии, спорте и пр.? Если подобное дополнительное образование доступно, бесплатно ли оно для учеников (их родителей)?
- В школах нет дополнительного образования. Большинство учеников занимаются в спортивных клубах или школах культуры после обучения. И родители оплачивают эти занятия. Муниципалитеты во многих случаях выделяют средства на подобные занятия, но это часто означает, что родительские взносы лишь уменьшаются,но не отменяются совсем.
- Является ли обязательным в школе иметь сменную обувь для школьников и если да, то как решается вопрос с ее хранением?
- Сменная обувь обязательна для всех участников учебного процесса. У учителей есть гардероб, отдельные комнаты для мужчин и женщин, в которых находятся туалет, душевая кабина, индивидуальные ящики для хранения обуви, личных вещей.Для детей в вестибюле школы установлены индивидуальные ящики для хранения личных вещей, в том числе и обуви.
- Есть ли у вашей школы тесные связи с другими норвежскими школами, а также дошкольными учреждениями и университетами? Вы сотрудничаете с зарубежными школами? Каковы основные цели и задачи такого сотрудничества?
-Мы сотрудничаем с колледжами, чтобы подготовить наших учеников для их будущего образования и чтобы помочь сделать им правильный выбор колледжа. Наши ученики узнают о разных путях достижения образовательных целей, в процессе обучения они посещают как минимум два различных колледжа.У нас не налажено сотрудничество со школами из других стран. Мы пытались установить связи несколько раз, но, к сожалению, у нас не было средств, чтоб продолжить работу.
Материал подготовил Д.Ковалевский
http://obrbratsk.ru/upload/video01/direktor_shkoly_2012_02.pdf