Печка греет, печка кормит, печка лечит... Часть 5. «Счастье придёт - и на печи найдёт»

Mar 16, 2013 14:10

На Масленой неделе  самое время рассказать о  "руководящей и направляющей" роли русской печки в свадебных обрядах. Даже в этом деле печь принимала непосредственное участие! «Хле­бом не корми, только с печи не го­ни»; «Хоть три дня не есть, лишь бы с печи не лезть»; «Как ни мечи, а лучше на печи». Променять тёплую лежанку крестьянин мог только на жаркую любовь - только это могло его заставить слезть с печи и заслать сватов к своей "залёточке", "дролечке", "ягодиночке"... такими словами  называли  в деревнях любимых.



И вот,  взяв с собой  помело (метлу) и кочергу,  сваты отправлялись сватать невесту.  Помело и кочергу крепко-накрепко связывали верёвкой. И дарили предполагаемой невесте. Не "ха-ха", а  потому что это символы : помело символизировало чис­тоту и порядок, поскольку ис­пользовалось для очистки пода и шестка, а кочерга - домови­тость и достаток. А узел их связывающий  - это крепкие брачные узы. Это соответст­вовало крестьянскому идеалу: «Добрая жена да жирные щи - другого не ищи».

А само сватовство представляло из себя  действо, позволявшее каждой из сторон "сохранять лицо"  - и невесте, если кандидатура жениха её не устраивает, и парню, который вдруг не ко двору пришёлся. И выручала в этом деле опять печка. Как только сваха пе­реступала порог, она начинала по­тирать руки, словно сильно озяб­ла, и, не говоря ни слова, подно­сила их к устью печи. Согрев ру­ки, она дипломатично издалека начинала разговор.  Крестьяне - народ сообразительный, а если девка на выданье - сразу понятно, о чем пойдет речь. Когда же из слов свахи станови­лось известно имя жениха, свою роль  разыгрыва­ла уже невеста.

Ну, не совсем роль: если  она при­саживалась у печи и начинала как бы машинально ковырять облу­пившуюся глину, -  всем становилось ясно, что она согласна пойти под венец. В некоторых губерниях при появ­лении свахи или сватов невеста сразу же забиралась на печь, как бы прося у нее защиты. Если объ­явленный жених был ей не люб, то, несмотря на уговоры сватов, на отсиживалась на печи до тех пор, пока те не покидали дом.  Видимо, поговорка "Так можно всю жизнь на печи просидеть" - родом из этой традиции. Ес­ли невеста спускалась с печки, то это было знаком того, что она го­това выйти замуж. Если дело сладилось и сватовство прошло удачно, свадьбу стара­лись приурочить к празднику.

Перед венцом невесте и жениху как бы устраивали деревенские СПА процедуры  - каждому в своей печи. В этот день печь в избе топили, не жалея дров. Считалось, чем жарче огонь, тем сильнее любовь и прочнее се­мейное счастье. Тому человеку, который топил печь, строго нака­зывали не разбивать кочергой го­ловешек, чтобы будущий муж не бил молодую жену. Когда приходило время залезать в печь, жениху ставили в ней кружку пива, а невесте - жбан квасу. Разумеется, напитки пода­вались в печь не для того, чтобы пить: в них опускали небольшие венички, брызгали ими на стенки и своды, отчего топливник печи заполнялся густым душистым па­ром. Считалось, что от такого па­ра кожа очищается, становится белой, мягкой и здоровой. Для невесты мытье в печи было также прощанием с очагом родного до­ма, получение от него своеобраз­ного благословения на будущую семейную жизнь.

Когда невеста отправлялась к венцу, она дотрагивалась до печ­ки, чтобы узнать, какая у нее бу­дет свекровь: если печь была тёплой - то и свекровь будет доброй, а если уже остыла - неприветли­вой и злой. После венца новобрачные отпра­влялись в дом мужа. И вот тут опять происходил обряд, символизировавший вход в семью.
Он мог быть разным. Например, войдя в дом, молодая снимала с себя поясок и бросала его на печь. Это было знаком того, что отныне она всту­пает в семью мужа под защиту его очага.  У западных славян приобщение к супружескому очагу происходило несколько иначе. Как только мо­лодая переступала порог, она вы­таскивала из горящей печи поле­но, обгоревшее только с одного конца. Обойдя три раза вокруг печи, она трижды резко встряхи­вала полено так, чтобы от него в разные стороны разлетелись ис­кры. Согласно старинной приме­те, чем больше искр, тем больше будет детей и изобильнее жизнь. После этого молодуха бросала по­лено обратно в печь.
На Украине, наоборот, молодухе запрещалось смотреть на печь и заглядывать в ее устье, поскольку боялись, что она может навредить свекру и свекрови. Ведь взглянув на устье печи, она могла про себя произнести: «Велика яма, сховает­ся тато и мамо», т.е. пожелать смерти свёкрам. Чтобы оградить их от возможных козней невестки, присутствующие на свадьбе женщины загоражива­ли печь плотной живой стеной.

Свадебное застолье начиналось с печки, печкой и кончалось. С самого раннего утра до поздней ночи хлопотала у печи хозяйка со сво­ими помощниками: варили, пекли, жарили... Даже танцевать, и то приходилось от печки. Когда наступала пора рас­ходиться, гостям подавали горшок каши и разгонные пряники. Когда последнее угощение съедали, кто-нибудь из гостей с силой бросал пустой горшок в печь, приговари­вая: «Сколько черепья, столько молодым ребят!» Если горшок разбивался на множество мелких черепков, это сулило молодой се­мье многочисленное потомство.

Использованы материалы из книги Г.Федотова "Русская печь"

Продолжение следует...

Начало Вот моя деревня!
Советские крестьяне
Деревенский говорок
Далёкие предки
Дневник крестьянина
Крестьянская одежда начала 20 века
Деревенская свадьба начала 20 века
Крестьянская семья
Домострой?
На разных русских языках
Что за праздник без частушки!
Изба - от глагола "топить"
Печная нежить: всё как у людей
Печка греет, печка кормит, печка лечит... Часть 1. «Печь нам мать родная»
Печка греет, печка кормит, печка лечит... Часть 2. «Кожух с плеч, да и по­лезай в печь!»
Печка греет, печка кормит, печка лечит... Часть3. «Обряд перепекания ребёнка»
Печка греет, печка кормит, печка лечит... Часть 4. «Хле­бом не корми, только с печи не го­ни»

свадьба, Вот моя деревня!, Россия уходящая, русская печь

Previous post Next post
Up