На Масленой неделе самое время рассказать о "руководящей и направляющей" роли русской печки в свадебных обрядах. Даже в этом деле печь принимала непосредственное участие! «Хлебом не корми, только с печи не гони»; «Хоть три дня не есть, лишь бы с печи не лезть»; «Как ни мечи, а лучше на печи». Променять тёплую лежанку крестьянин мог только на жаркую любовь - только это могло его заставить слезть с печи и заслать сватов к своей "залёточке", "дролечке", "ягодиночке"... такими словами называли в деревнях любимых.
И вот, взяв с собой помело (метлу) и кочергу, сваты отправлялись сватать невесту. Помело и кочергу крепко-накрепко связывали верёвкой. И дарили предполагаемой невесте. Не "ха-ха", а потому что это символы : помело символизировало чистоту и порядок, поскольку использовалось для очистки пода и шестка, а кочерга - домовитость и достаток. А узел их связывающий - это крепкие брачные узы. Это соответствовало крестьянскому идеалу: «Добрая жена да жирные щи - другого не ищи».
А само сватовство представляло из себя действо, позволявшее каждой из сторон "сохранять лицо" - и невесте, если кандидатура жениха её не устраивает, и парню, который вдруг не ко двору пришёлся. И выручала в этом деле опять печка. Как только сваха переступала порог, она начинала потирать руки, словно сильно озябла, и, не говоря ни слова, подносила их к устью печи. Согрев руки, она дипломатично издалека начинала разговор. Крестьяне - народ сообразительный, а если девка на выданье - сразу понятно, о чем пойдет речь. Когда же из слов свахи становилось известно имя жениха, свою роль разыгрывала уже невеста.
Ну, не совсем роль: если она присаживалась у печи и начинала как бы машинально ковырять облупившуюся глину, - всем становилось ясно, что она согласна пойти под венец. В некоторых губерниях при появлении свахи или сватов невеста сразу же забиралась на печь, как бы прося у нее защиты. Если объявленный жених был ей не люб, то, несмотря на уговоры сватов, на отсиживалась на печи до тех пор, пока те не покидали дом. Видимо, поговорка "Так можно всю жизнь на печи просидеть" - родом из этой традиции. Если невеста спускалась с печки, то это было знаком того, что она готова выйти замуж. Если дело сладилось и сватовство прошло удачно, свадьбу старались приурочить к празднику.
Перед венцом невесте и жениху как бы устраивали деревенские СПА процедуры - каждому в своей печи. В этот день печь в избе топили, не жалея дров. Считалось, чем жарче огонь, тем сильнее любовь и прочнее семейное счастье. Тому человеку, который топил печь, строго наказывали не разбивать кочергой головешек, чтобы будущий муж не бил молодую жену. Когда приходило время залезать в печь, жениху ставили в ней кружку пива, а невесте - жбан квасу. Разумеется, напитки подавались в печь не для того, чтобы пить: в них опускали небольшие венички, брызгали ими на стенки и своды, отчего топливник печи заполнялся густым душистым паром. Считалось, что от такого пара кожа очищается, становится белой, мягкой и здоровой. Для невесты мытье в печи было также прощанием с очагом родного дома, получение от него своеобразного благословения на будущую семейную жизнь.
Когда невеста отправлялась к венцу, она дотрагивалась до печки, чтобы узнать, какая у нее будет свекровь: если печь была тёплой - то и свекровь будет доброй, а если уже остыла - неприветливой и злой. После венца новобрачные отправлялись в дом мужа. И вот тут опять происходил обряд, символизировавший вход в семью.
Он мог быть разным. Например, войдя в дом, молодая снимала с себя поясок и бросала его на печь. Это было знаком того, что отныне она вступает в семью мужа под защиту его очага. У западных славян приобщение к супружескому очагу происходило несколько иначе. Как только молодая переступала порог, она вытаскивала из горящей печи полено, обгоревшее только с одного конца. Обойдя три раза вокруг печи, она трижды резко встряхивала полено так, чтобы от него в разные стороны разлетелись искры. Согласно старинной примете, чем больше искр, тем больше будет детей и изобильнее жизнь. После этого молодуха бросала полено обратно в печь.
На Украине, наоборот, молодухе запрещалось смотреть на печь и заглядывать в ее устье, поскольку боялись, что она может навредить свекру и свекрови. Ведь взглянув на устье печи, она могла про себя произнести: «Велика яма, сховается тато и мамо», т.е. пожелать смерти свёкрам. Чтобы оградить их от возможных козней невестки, присутствующие на свадьбе женщины загораживали печь плотной живой стеной.
Свадебное застолье начиналось с печки, печкой и кончалось. С самого раннего утра до поздней ночи хлопотала у печи хозяйка со своими помощниками: варили, пекли, жарили... Даже танцевать, и то приходилось от печки. Когда наступала пора расходиться, гостям подавали горшок каши и разгонные пряники. Когда последнее угощение съедали, кто-нибудь из гостей с силой бросал пустой горшок в печь, приговаривая: «Сколько черепья, столько молодым ребят!» Если горшок разбивался на множество мелких черепков, это сулило молодой семье многочисленное потомство.
Использованы материалы из книги Г.Федотова "Русская печь"
Продолжение следует...
Начало
Вот моя деревня! Советские крестьяне Деревенский говорок Далёкие предки Дневник крестьянина Крестьянская одежда начала 20 века Деревенская свадьба начала 20 века Крестьянская семья Домострой? На разных русских языках Что за праздник без частушки! Изба - от глагола "топить" Печная нежить: всё как у людей Печка греет, печка кормит, печка лечит... Часть 1. «Печь нам мать родная» Печка греет, печка кормит, печка лечит... Часть 2. «Кожух с плеч, да и полезай в печь!» Печка греет, печка кормит, печка лечит... Часть3. «Обряд перепекания ребёнка» Печка греет, печка кормит, печка лечит... Часть 4. «Хлебом не корми, только с печи не гони»