Крестьянская одежда начала 20 века

Feb 04, 2013 19:07

Моё первое понимание об одежде дореволюционных крестьян сформировалось из просмотра фотографий моих прабабушек и прадедушек. К сожалению, обширного архива у меня нет - хранилось всё очень разрозненно, по многочисленным родственникам, многое сгорело во время пожара, но очевидцы рассказывают, что у кого-то из крестьян были даже "патреты маслом".

Вот одни из моих прадедов. Фото сделано до 1914 года - это точно, потому что прадед сгинул на Первой Мировой войне - пропал без вести. Думаю, здесь ему немногим больше 30ти лет. Они считались "середняками", дед , кроме всего прочего, занимался пчеловодством и  был хорошим портным. Умел писать: сохранилось его Евангелие, собственноручно им же подписанное.  В семье было 7 детей. Фотография дошла до меня в очень ветхом состоянии, но благодаря фотопортретам, сделанным в то же время и с этого же снимка, я её потихоньку восстанавливаю.




"...Одежда мужчин - русская рубаха из пестряди - у пожилых и ситцевая - у молодых, праздничная - ластиковая или из другой мануфактуры, кафтан, поддёвка, пиджак, шуба, тулуп, в последнее время - френч, сапоги простые в будни, в праздники «гамбургские» с бураками и набором, или штиблеты, и прочее. Головной убор - картуз и шапка.

Женщины поверх сорочки носят кофты и юбки, фартук. В праздники одеваются по-городскому, платье из ткани, на голове платки или шарфы, пальто у пожилых саком, у молодых клёш. ..." 
(Из краеведческого очерка 1922г.)

Думаю, что здесь следует пояснить  некоторые слова. 
Пестрядь -это грубая ткань из пеньки (остатков пряжи различного рода) в полоску или клетку, чаще чередованием синих и белых нитей .  А вот "ластиковая мануфактура" - (от англ. lasting, буквально - прочный), это хлопчатобумажная ткань атласного переплетения, напоминающая по внешнему виду сатин. Бураки - это толстые негнущиеся голенища сапог без складок. Картуз - если кто не знает - это головной убор, похожий на  кепку (см. фото). Ну, клёш - это понятно, а вот "сак"- это дамское пальто, простого мешковатого прямого покроя- двубортное или однобортное, на застежке или запашное с поясом.




Крестьянская семья.  1910

Когда речь заходит о деревенской жизни,  которая никогда лёгкой не была (даже сейчас!) надо понимать,
что крестьянская одежда делится на два вида: одна - для работы по хозяйству, другая - на выход. Тот, кто знаком с крестьянским трудом, понимает, что это вполне логично: уход за скотом и работа на земле - дело грязное. Фартук  у моей бабушки и её ровесниц был обязательным предметом будничного "наряда". Как и платок. Кстати, советские крестьянки вместо фартука носили чёрные или синие рабочие халаты (спецодежда, которую выдавали на ферме). Стирка была непростым и нелёгким делом в деревне: наносить из колодца воды, сварить мыло (из золы), постирать, и нести тяжеленную корзину мокрого белья на реку - полоскать в холодной воде (в любую погоду), а потом тащить это бельё обратно домой.

Бытовую технику ещё не изобрели...
Тогдашняя "стиральная машина" выглядела так:


И называлась "валЁк" (ей выколачивали бельё во время стирки), но об этом я расскажу позже.
И даже покажу   наш семейный сохранившийся валёк.

А утюг выглядел сначала так:


И назывался он "рубель"  (ребрак, пральник). Ну и, конечно, нужен был ещё валик или скалка, на которое наматывалось полусухое бельё. А вот рубель у нас не сохранился, но, возможно, я его ещё просто не нашла.

Всё вышесказанное естественным образом сказывалось на делении одежды на праздничную и повседневную. Кстати, это   сохранилось в деревне и до наших времён. Впрочем, и  мы ведь  тоже отправляем ненужную одежду донашивать на даче)))

Посмотреть, как одевались крестьяне дореволюционной  России  в начале 20 века можно на старых  фотографиях.

Первый снимок из серии знаменитых  фотографий   С.М. Прокудина-Горского , который задумал грандиозный проект: запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию.  Прокудин-Горский, получил даже  одобрение Николая II, который поручил ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей России. В результате в  1909-1916 годах,  он объездил  значительную часть России, фотографируя старинные храмы, монастыри, заводы, виды городов и разнообразные бытовые сцены.



Молодые русские крестьянки недалеко от реки Шексна. 1909

Но фотографировали Россию и другие фотографы, подчас совсем неизвестные, как "наш знакомец" - крестьянин Вонифатий Ловков. Вот подборка фотографий (видимо неизвестных авторов) из разных источников, где можно увидеть крестьянскую одежду, стиранную вальком и глаженую рубелем...



Парни в праздничной одежде. Ярославская губ., Пошехонский у., Софроновская вол., д. Петроково. 1915



Сестры в праздничной одежде. Ярославская губ., Пошехонский у., Софроновская вол., д. Овинчищи. 1915



Молодуха в праздничном костюме. Костромская губ., г. Галич, Рыбная слобода. 1907



Крестьянская семья.



Зажиточный крестьянин в повседневной одежде. Московская губ., Дмитровский у., с. Куликово. 1913



Крестьянки.



Крестьяне в зимней одежде.





Старик в повседневной одежде. Архангельская губ., Архангельский у., посад Луда. 1910


Старуха в типичной для возраста одежде. Рязанская губ., Касимовский у., с. Большие Пекселы. 1910

Использованы фотографии с сайтов:
http://lol54.ru/other/95672-fotografii-krestjan-nachala-20-go-veka.html
http://ljrate.ru/post/53/2889999
http://ru.wikipedia.

Продолжение следует...

Начало  Вот моя деревня!
Советские крестьяне
Деревенский говорок
Далёкие предки
Дневник крестьянина

ретро, Вот моя деревня!, Россия уходящая

Previous post Next post
Up