Jun 17, 2013 00:49
Заканчиваю записывать "Князя Игоря" из БТ.
Новая постановка, авторства Юрия Любимова.
Каюсь - пока смотрела урывками, целиком посмотрю в записи. Может быть... Чуть позже...
То, что я увидела, меня потрясло.
Нет, я всё понимаю, новый взгляд, гениальный режссёр и всё такое прочее.
Но зачем - ЗАЧЕМ???!! - резать Бородина и убирать час (!!!) музыки? И ладно бы убрали (ну, я не знаю даже, чтО в пример привести?)... Ну, что-нибудь "проходное", хотя там такого нет. Убрали даже арию хана Кончака!!! Один из самых потрясающих номеров оперы, одна из самых низких по тесситуре басовых арий, вообще - одно из важнейших драматургически и музыкально мест оперы. Если на то пошлО - из окончания арии "вырастают" (в музыкальном смысле слова) следующие далее "Половецкие пляски" (спасибо - не вырезали).
Мерзко было смотреть интервью Бэлзы (я его и так-то видеть-слышать не могу, а тут ещё и это...), который пытался "развести" исполнителей на оды в сторону Любимова. И было грустно смотреть на Маторина (Галицкий), который пытался что-то сделать с лицом, чтоб оно инстинктивно не дёргалось, когда он отвечал... Человеку - реально было трудно врать. Ну, или (скажем более обтекаемо) подбирать правильные слова в ответ.
Про декорации и костюмы a la "из князи в грязи" (в полном смысле слова - серые, непонятные... то ли ватники, то ли просто что-то долго стирали в луже) я говорить не буду.
Про особенности" режиссуры" тоже говорить не хочу... Сцена в первой картине первого акта, где девушки приходят к Галицкому, чтоб он им "выдал девку", которую украл - по современной традиции - сопровождается чуть ли не прилюдным изнасилованием князем Галицком той самой "девки" прямо на столе...
Мерзко.
Жалко Бородина.
Всё-таки, далеко не всегда театральный режиссёр и режиссёр оперный это знак равенства. А уж когда человек просто ориентируется на либретто как на текст пьесы (то, с чем он привык работать), а к музыке относится как к досадной помехе, которая только затемняет смыслы (отсюда, видимо, отказ от части музыки, отказ от арии, отказ от партии Ярославны в заключительном дуэте её с Игорем... получается такой... урезанный дуэт... то ли недо-дуэт, то ли недо-ария... не-пойми-что, в общем) - тут ничего хорошего не получится.
Мне стыдно за такую постановку. Если человек, не знающий "Князя Игоря", придёт и послушает, он не вынесет ни-че-го, кроме того, что он "видел спектакль Любимова" (и это будет правильно, потому что это - Любимов, но не Бородин, это - спектакль, но не ОПЕРА). А если придут и послушают мои студенты, они будут долго удивляться, откуда я взяла те номера, которые они учили, а их (оказывается!) в опере нет...
"Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдет на лад.
Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит.
Тот завсегда других упрямей и вздорней:
Он лучше дело все погубит,
И рад скорей
Посмешищем стать света,
Чем у честных и знающих людей
Спросить иль выслушать совета"
(«Щука и Кот», И.А.Крылов)
ЖУТЬ,
писк души,
О_о,
клюква астраханская