В Анапу за слонами. Часть VII. Музей Горгиппия. Глава I. Основная экспозиция 1.

Dec 02, 2023 08:11


Ну вот, с Горгиппией живых и Горгиппией мёртвых мы познакомились. Пора отправляться в основную экспозицию музея, где выставлены артефакты, на основании которых и были сделаны все те выводы, что я, как смог, описал в предыдущих частях.

Для начала несколько слов об организации экспозиции. Гнездится она в типичном для нашего юга доме, но построенном с некоторой отсылкой к античности, правда, эту отсылку ещё надо разглядеть из-за зарослей крымских сосен, посаженных вдоль главного фасада.



Кусочек главного фасада музея. Единственный, какой получилось рассмотреть.





Вход на территорию.

Касса, засевшая в странного вида ларьке, вход и начинается интересное. Очень.



Общий вид музейного зала.



Другой ракурс.



Ещё один.

Как по мне, находка оформителей экспозиции очень удачная. Эдакая отсылка к центральной площади греческого полиса: в центре главный храм города, вокруг общественные здания и виден порт. А сверху звёздное небо. Ассоциация очень чёткая.

Ну, с чего начнём? Кто сказал: «С золота!»? Садитесь, два! Не золотом единым жил античный мир. Точнее, совсем не золотом. Вот с этого «не золота» и начнём.

Древняя Греция, дамы и господа - это море. Ни от одного греческого города до моря не было больше 3 дней пути.



Карта древнегреческого мира.

По морю доставлялось всё. В смысле, вообще всё. Даже перечислять не буду. Даже пелопонесские сухопутные извращенцы - спартанцы вынуждены были вести морскую торговлю, а потом, во время Пелопонесской войны с Афинами, завести и военный флот.

Греков подталкивал к морю и, как следствие, к колонизации могучий стимул. Имя ему было голод. Даже тогда, когда Балканский полуостров был покрыт дубовыми и буковыми лесами, которые ещё не съели овцы и козы, пахотной земли там было мало, да и на той камни росли куда лучше, чем пшеница и ячмень. Так что периодически древнегреческий хартлэнд отрыгивал лишнее население и отправлял его морем на новые земли в поисках лучшей доли. А на новом месте процесс через некоторое время повторялся, ибо на всём Средиземноморье с пахотной землёй как-то не айс, а где айс, там уже сидели весьма зубастые хозяева.

В ходе этого перманентного процесса, греки и добрались до Чёрного моря, найдя там суперплодородные причерноморские степи и совершенно невероятное, по меркам внутреннего Средиземноморья, количество рыбы. Греки подумали и решили, что жуткий климат (виноград регулярно побивает морозом, оливы не растут, лимоны тоже, зимой идёт снег и так холодно, что приходится надевать штаны, чтобы не отморозить самое дорогое) и воинственные соседи всё же небольшая плата за то невероятное количество еды, которую можно выгодно продать во Внутреннем Средиземноморье. Да и соседи, на второй взгляд, оказались тоже терпимыми, когда выяснилось сколько пшеницы с них можно стрясти за плёвые по греческим меркам предметы ремесла.

Оставались штаны, кои, хочешь-не хочешь приходилось носить зимой. Это была проблема. Греки Внутреннего Средиземноморья изощрялись в остроумии в адрес оварварившихся северных соплеменников с северного побережья чёрного моря. Последние, в ответ на это, до невиданных высот прокачали навык ответных насмешек, сквернословия и кабацкого мордобоя, после чего между эллинами в штанах и без штанов установилось взаимопонимание и взаимовыгодное сотрудничество. По Чёрному морю начали сновать караваны судов, везущих на юг зерно, сушёную и солёную рыбу, кожи, лён, воск, шерсть, железо, а на север - вино, оливковое масло, тонкие ткани и всякого рода предметы ремесленного производства.



Карта греческих колоний на Чёрном море.

Вот с моря мы и начнём. Греческому мореходству в музее посвящён отдельный стенд.



Стенд, посвящённый рыболовству и морской торговле.

На картинке мы видим торговый или, как говорили древние греки, «круглый» корабль. Военный корабль на этом жаргоне назывался «длинным». Как известно из гидродинамики, «длина бежит», а у военных кораблей той эпохи определяющим качеством являлась скорость, от чего отношение длины к ширине у них колебалось от 1:7 до 1:10. Валкие, зато очень ходкие. Почему здесь нет изображения военного корабля? А, похоже, в Северном Причерноморье их не строили, но это не точно.

У торговых судов всё было иначе. Скорость была им не так важна, а вот вместимость очень даже. От того отношение длины корпуса к ширине находилось в районе 1:3 - 1:5. Первое чаще. И правда круглые корабли.

Внизу фотографии видна основная тара, которой загружались круглые корабли - амфоры. В них возили зерно, вино, масло да и вообще всё, что могло пролезть в горлышко. Даже вместимость судна определялась количеством амфор. Так и говорили - на 500 амфор, к примеру.



Амфоры на фоне круглого корабля.



Амфоры крупным планом.

Обратите внимание как лежат амфоры. Вот так их и укладывали в трюм, причём, по спирали. И настолько плотно, что во время качки они не сдвигались, а разобрать эту конструкцию можно было только начиная с последней амфоры. Непростая работёнка. И требующая высокой квалификации, так что корабельные грузчики были уважаемой и хорошо оплачиваемой корпорацией.

Был, правда ещё один способ, применявшийся для особо больших амфор - их вставляли в специальные отверстия в палубе и раскреплялт специальной деревянной решёткой, а пространство между ними заполняли амфорами поменьше или иным грузом, например тюками щерсти или полотном. Но это когда судно брало сборный груз.

И ещё обратите внимание на то, что амфоры разные. Это не просто так. Дело в том, что в каждой области Греческого мира изготавливали свои амфоры, так что по внешнему виду тары можно было понять откуда пришёл груз. Здесь есть афинские, коринфские, пергамские, критские, родосские и ещё куча разных. Кстати, амфоры были практически одноразовыми, ибо глина пропитывалась запахом товара и от того к повторному применению сосуд более не годился, так что в каздом древнегреческом полисе находился квартал гончаров - КерамИк, и без работы эти ребята не сидели. Так что теперь давайте его и посетим. Зайдём в лавку гончара.



Продукция гончаров. От флаконов для духов до черепицы и водопроводных труб.



Верхний ряд слева направо: кувшин II - 1 половины III вв. н. э., фляжка I - III вв. н.э., кувшин I в. до н.э., сковорода I - III вв. н. э. Средний ряд слева направо: светильник IV в до н.э. - III в. н. э., кувшинчик I в. до н.э., светильник IV в до н.э. - III в. н. э., светильник на гофрированной подставке II - I в. до н.э., 4 светильника IV в до н.э. - III в. н. э., один из которых подвесной, миска III - I вв. до н.э. Нижний ряд слева направо: кастрюля III - I вв. до н.э., мисочка III - I вв. до н.э., пелика IV - i вв. до н.э., курильница II - I вв. до н.э., мисочка III - I вв. до н.э., миски III - I вв. до н.э.



Верхний ряд слева направо: сковорода III - I вв. до н.э, кувшин II - III вв. н.э., кувшин II в. до н.э., лепной горшок I - III вв. н.э. Средний ряд слева направо: миска III - I вв. до н.э., архитектурная деталь (датировка не определена), форма для изготовления статуэтки "Женщина, сидящая на троне" и копия оттиска с неё II - III в. н.э., форма "Геракл с ланью" и копия оттиска с неё II - III вв. н.э, терракота "Мужчина в коротком кафтане" II - III вв. н.э., терракота "Сидящий мужчина" II в до н.э. Нижний ряд слева направо: гуттус I - III вв. н.э., котелок I - III вв. н.э., гуттус I - III вв. н.э., кастрюля IV - III вв. до н.э., рыбное блюдо III - I вв. до н.э., кастрюля II - III вв. н.э, кувшин IV - III вв. до н.э.



Нижняя полка слева направо: водопроводные трубы II - III вв. н.э., плоская черепица (солен) III - I вв. до н.э., воронка III в. н.э., горшок III - I вв. до н.э, за воронкой - кирпич I в. н.э., лутерий со сливом II - III вв. н.э., плоская черепица (солен) III - I вв. до н.э., горшок II - I вв. до н.э., фигурная черепица III - I вв. до н.э.



То же, плюс кирпичи, гончарный круг с заготовкой на нём, напольная плитка и кратер I в до н.э.



Те же и кувшин для вина I в. н.э. За стойкой скрывается пифос I в. до н.э.



А это кровля из плоской черепицы, швы которой перекрыты фигурной.

То, что мы тут видели - ширпотреб, массовая продукция. То, что применялось каждый день и стоило дёшево. Но была ещё другая керамика, но о ней я расскажу позже.

Без чего на свете жить невозможно? Без воздуха? Без воды? Без еды? Правильно! Но ещё невозможно жить без железа, так что отправляемся в кузницу, благо в Горгиппии кузнецы жили хорошо - могли себе позволить дома на центральной улице.



Общий вид лавки кузнеца.

И не удивительно - Горгиппия была довольно крупным, по местным меркам, центром металлообработки - даже своего железа не хватало. Ввозили крицы из Фракии, Малой Азии, Поднепровья. Есть гипотеза, что сюда даже поступала от скифов качественная руда из района нынешнего Кривого Рога и крицы из неё. Так же качественное сырьё поставлялось из области племени халибов (нынешняя Аджария), но там сильна была конкуренция со стороны греческого полиса Синопы - они забирали львиную долю. Ну а уже в Горгиппии кричное железо превращалось в изделия и сбывалось, благо рынок сбыта был под боком - все причерноморские степи, а по рекам изделия уходили и дальше - в лесную зону.

Но не одной чёрной металлургией жила Горгиппия. С цветными металлами тоже работали. Медь поступала с Северного Кавказа, из Закавказья, возможно, с территории в окрестностях нынешнего Артёмовска, где в те времена тоже добывали медь, а олово, как и весь античный мир, получали из Британии.

И ювелирным делом в Горгиппии не брезговали, но об этом я расскажу позже, когда дело дойдёт до предметов роскоши, которых тоже производили немало. А пока вернёмся в кузницу. Там интересно.



Орудия труда: кузнечные меха (в центре), глиняный светильник II - III вв. н.э., кузнечные клещи, под ними костяные рашпили III в. до н.э., ниже мехов висит наконечник сопла из тугоплавкой глины. Внизу на чурбаке - железная наковаленка для тонких работ, рядом прислонена кувалда. Ещё тут присутствует нижний жёрнов зернотёрки (ручной мельницы) из которого торчит железная ось и глиняный пифос, в котором закаливали изделия.

А вот тут уже готовая продукция:



Слева направо: бронзовый крючок для одежды в форме головы лошади IV - III вв. до н.э., бронзовая онхойя I в. до н.э., железный стригель IV в. до н.э.,



Слева направо: стенки сосуда с свинцовой скрепой, железные, медные и бронзовые гвозди, железный топор III в. н. э., бронзовые подставка и ручка светильника III - I вв. до н.э.



Висит бронзовая гиря III в. н.э. Внизу лежат: бронзовая подставка под водогрейный сосуд I - II вв. н.э., выше него бронзовый кран в виде головы Сатира II - I вв. до н.э., бронзовое зеркало IV - III вв. до н.э., ниже рыболовный крючок I - III вв. н.э., бронзовая ручка сосуда II - III вв. н.э., заготовка бронзовой фибулы I - III вв. н.э., бронзовая пластина I - III вв. н.э., бронзовая фибула I - III вв. н.э., бронзовый светильник II - III вв. н.э., а так же бронзовые и железные украшения IV в до н.э. - III в. н.э. россыпью: перстни, браслет и колокольчик.



Орудия мирного труда: пила (длинная железная лента), топор, кузнечный молоток, долото, рыболовный крючок и то, из чего они сделаны - железная крица.

Горгиппия стояла в неспокойном крае - её соседями были воинственные племена, так что без оружия никак.



Вверху акинак - короткий меч, перенятый греками то ли от скифов, то ли от персов IV - V вв. до н.э., внизу - железные псалии ( предшественники конских удил) II - III в. н.э.



Слева-направо: бронзовая деталь шлема, бронзовая дужка непонятного назначения, железные наконечники копий: нижние - I - III вв. н.э., верхний - VI - V в. до н.э., железные ножи с костяными рукоятками IV в. до н.э. - III в. н.э.



Верхний ряд слева направо: бронзовые фалеры (фалары) - награды (медали), носившиеся поверх доспеха II - III в. н.э., бронзовые наконечники стрел V - II вв. до н.э., наконечник пельты - греческого дротика IV в. до н.э. Внизу - махайра (меч греческого кавалериста) VI - III в. до н.э.

А тут снова мирные сельскохозяйственные орудия.



Мотыга, сошники сохи, виноградный нож, тесло, серп с костяной рукояткой, оселки. III в до н.э. - I в. н.э.

Итак, гончарное ремесло мы видели, кузнечное тоже, с сельским хозяйством мал-мала познакомились, войну упомянули - что из обыденного осталось? Точно! Стройка!

Стройка в Горгиппии была тесно связана с загробным миром и политикой. С загробным миром понятно - в предыдущих частях я рассказывал, какие хоромы горгиппийцы строили своим покойникам. А что с политикой? С политикой то, что горгиппийцы любили ставить стеллы, даже, не побоюсь этого слова, скрижали в память о различных событиях или просто с текстами законов.



Скрижали. Целые и фрагментированные.



Это присяга гражданина города.







Отчёт о возведении храма.





Текст отчёта. Кликабельно.







А это уже архитектурные детали.



К сожалению, особенными архитектурными изысками город Горгиппия, видимо, не отличался - райцентр, как ни крути. Ну, или до наших дней они не дошли, так что рассказать мне об этом больше нечего. В следующий раз поговорим о скульптуре в жизни города и о том, что заставляло крутиться здешнюю экономику - о деньгах, точнее, о монете. Ну и снова торговлю захватим.

Предыдущие части: Часть I, Часть II, Часть III, Часть IV, Часть V, Часть VI глава I, Часть VI Глава II, Часть VI Глава III, Часть VI Глава IV, Часть IV Глава V, Часть VI Глава VI.

В Анапу за слонами, Анапа, История, Путешествия, Фотографирую на утюг

Previous post Next post
Up