Продолжаем. Этот пост будет целиком саркофагу №2, в котором был похоронен явно не простой человек - уж больно богатое у него погребальное убранство. Здесь я расскажу об оружии и золотых украшениях, найденных в саркофаге. А ведь ещё были и серебро, и бронза, и керамика, и стекло, но они в один пост точно не влезут.
Не обобранный склеп-II-75. Схема для ориентировки.
И опять пост полностью будет состоять из цитат, взятых в книге Е. М. Алексеевой «Некрополь античного города Горгиппии: комплекс гробниц рубежа II-III вв». Итак...
САРКОФАГ 2 также представлял собой ящик, выдолбленный из монолитной глыбы ракушечника, и был закрыт массивной крышкой. Внутри него по углам вырезаны колонки, короткие декоративные ножки выпилены вместе с ящиком. Длинная сторона саркофага, прислонявшаяся к стене склепа, оставлена гладкой, длинная лицевая и обе короткие стенки украшены резьбой. Они опоясаны двойной рамкой из профильков и одиннадцатью тонко выпиленными вместе с саркофагом розетками. На коротких сторонах размещено по два цветка. Два цветка имеют по семь лепестков, остальные - по шесть. Это единственный декорированный саркофаг из восьми известных на горгиппийском некрополе. Середина длинной стороны занята выступающим трапециевидным щитком, на котором едва намечен процарапанными линиями тамгообразный знак. По первичной размётке знак был написан красной краской, от которой в момент расчистки саркофага сохранилось несколько пятен. Основание крышки и верхний край саркофага профилированы, соединённые вместе врезки создают замок прочности, место стыка промазано известью. Крышка саркофага соединялась с ящиком железной скрепой, залитой свинцовыми пломбами на двух концах. Пластинчатая скрепа длиной 20 см, шириной 2.5 см, толщиной 1 см вставлялась в специальные углубления в крышке и ящике. Длина ящика по внешнему краю - 2.5 м, ширина - 1 м, высота - 0.9 м, толщина стенок - 0.08-0.14 м, толщина дна у ножек - 0.2 м.
Саркофаг 2.
Он же.
А так он выглядит сейчас (фото автора).
Внутрь каменного саркофага, очевидно, был поставлен деревянный гроб, о чем свидетельствует находка внутри ящика четырёх железных уключин с разведёнными в разные стороны концами и древесным тленом на железной коррозии.
По-видимому, уключины располагались по углам деревянного гроба или его крышки. Сомкнутые концы уключин пронизывали доски толщиной 2.2-2.4 см. Петли уключин были дополнены бронзовыми кольцами, скрученными из прута толщиной 0.7 см, концы отрезков прута в кольцах наслоены друг на друга и спаяны, диаметры колец по внешнему краю: 3.5, 3.8, 4 и 4.3 см.
Скрепа-пломба, соединявшая крышку с ящиком, не была нарушена. Из-за высокого стояния грунтовых вод саркофаг вынимался подъёмным краном вместе с водой запломбированным. От перемещения воды при качании на тросах вещи в нём сместились с первоначальных мест.
Погребальный инвентарь из саркофага 2
Под крышкой саркофага сверху всего наполнения лежали листья из золотой фольги. Все листья не имеют ножек для крепления, из чего следует, что они были либо рассыпаны по погребальному покрывалу, либо наклеены на него. Размеры: 16 экз.: 3×2.9 см; 20 экз.: 4.5×4.2 см; 3 экз.: 5.1×4.9 см; кроме перечисленных есть листья разорванные и во фрагментах. Часть листьев вырезана из более толстого листа золота, другие - из тонкой фольги.
Золотые трилистники из саркофага 2.
Листья из саркофага 2 подобны найденным в саркофаге 1, а также многим листьям из погребений горгиппийского некрополя II-III вв. н. э.
Накладные лицевые пластины: два наглазника и нагубник. Они вырезаны из золотого листа. Наглазники овальной формы, край каждого опоясан валиком, продавленным с обратной стороны, середина овалов слегка выпуклая. Аналогии этой форме наглазников мне неизвестны. Длина наглазника - 6.3 см, ширина - 4.1 см. Нагубник вытянутой линзовидной формы с заострёнными углами, вогнуто-выпуклый, с вдавленным углублением в центре. Длина нагубника - 10.6 см, ширина - 4 см.
Два наглазника и нагубник из саркофага 2.
Обычно распространены менее крупные наглазники миндалевидной формы с заострёнными углами и прочерченными инструментом по мягкому металлу ресницами и зрачками, подобные найденным в саркофаге 1 описываемого склепа. Нагубник выделяется крупными размерами и специально приданной вогнуто-выпуклой формой с углублением с центре.
Гривна золотая. Она сделана из двух отрезков массивной проволоки, сложенных вдвое и перевитых; волочение. На одном конце сложенного пополам отрезка оставлена широкая петля, образующая половину Гераклова узла. На противоположной стороне концы согнутых проволок спаяны в стержень для устройства замка. Замок оформлен в виде петли и крючка с конической шишечкой на конце. Конец проволоки, создающий петлю замка, три раза обвит вокруг стержня гривны. Конец замка с шишечкой вытянут из перекрученного стержня; широкие петли, образующие гераклов узел, спаяны в местах соприкосновения. Наибольший диаметр проволока имеет на геракловом узле - 0.4 см, к замку диаметр проволоки сужается до 0.2-0.3 см, диаметр гривны по наружному краю - 17.8 см.
Гривна из саркофага 2. В 90-е это украшение вполне зашло бы определённой группе населения.
Гривны, особенно золотые и серебряные, рассматриваются исследователями как маркеры статусности владельца.
Венок золотой из 12 листьев с квадратным центральным щитком. Листья-трилистники вырезаны из золотого листа, имеют мягкий абрис и тонкий черенок, который вставлен в отверстие в ленте из достаточно плотного золотого листа и загнут на её оборотной стороне. Вершины листьев направлены к центральному щитку, по шесть листьев с каждой стороны. На листьях оттиснуты прожилки и узор листа дуба. Лента, на которой закреплены листья, на концах вытянута в проволоку, на одном конце проволока изогнута крючком, на другом образует круглую петлю. Центральный щиток в двух местах прикреплён к золотой ленте маленькими отрезками золотых пластинок, продетыми в отверстия на ленте и щитке, сзади ленты они завязаны узлами. Край щитка опоясывают три рельефных пояска из нечётко оттиснутых разновидностей жемчужника. Щиток украшен тиснёным изображением. Длина венка - 63 см, ширина листьев - 5.5 см, ширина квадратного щитка - 4.1 см, ширина ленты - 0.9 см. Листья измяты и в некоторых местах разорваны. Рассматриваемый тип венка из саркофага 2 становится распространённым в первые столетия нашей эры. Форма листьев этого венка характерна для II - начала III в.
Золотой венок из саркофага 2.
В центр квадратного щитка помещено погрудное изображение женского божества. За левым плечом - крылатый Эрот, из-за правого плеча выступает профилированное навершие узкого предмета. На матрице, имелось изображение ещё одного Эрота сразу под навершием, но на оттиске пластины на него пришлось отверстие для крепления щитка к ленте венка - перед отверстием уцелел край утраченного лика второго Эрота.
Лицевой щиток крупным планом.
Лицевой щиток и его изнанка.
На двух круглых дисках из погребений горгиппийского некрополя с подобным изображением, действительно, под навершием присутствует второй Эрот. Одежда богини - хитон в складках поперёк груди и с традиционными прорезями на рукавах (видны на правом); с правого плеча спускаются лёгкие складки гиматия, схваченные на нём застёжкой; на шее - витой обруч с подвесками, над обручем - низка бус (нечетко) бочковидных очертаний. Волосы разделены прямым пробором, на темени схвачены и распределены бантообразно, как бы образуя «ушки»; на шею спускаются локоны.
Аналогичные изображения с медальонов, найденных в Горгиппийском некрополе.
Ещё.
Рассмотренный сюжет с женской полуфигурой с двумя Эротами в первые века нашей эры пользовался популярностью. В культурном слое Горгиппии первых веков нашей эры найден бронзовый штамп для оттиска погрудного изображения Афродиты с двумя Эротами за плечами, он исполнен в более высоком и грубом рельефе, чем на расмотренных предметах.
Бронзовый штамп для оттиска погрудного изображения Афродиты с двумя Эротами из культурного слоя Горгиппии.
Хтоническая сторона культа Афродиты и защитные функции богини объясняют семантику сюжета, избранного для погребального венка. Навершие скипетра за плечом Афродиты, возможно, позволяет рассматривать венок и прижизненной наградой погребённому.
Личное оружие погребённого представлено длинным железным мечом в деревянных ножнах и коротким мечом в ножнах в парадном оформлении.
Длинный железный меч сарматского типа с узким двулезвийным клинком без перекрестия и длинным стержнем для устройства рукояти, в деревянных ножнах, окрашенных в красно-терракотовый цвет.
Меч покойного.
Классический скифо-сарматский меч, найденный на Украине и хорошо сохранившийся. У покойного было нечто похожее, но с эфесом скорее эллинского типа - с клювом или яблоком.
Такие мечи могли иметь навершия из поделочных камней дисковидной или грибовидной формы, а также в виде бронзовой полусферической бляшки на штифте, обтянутой золотом со вставками в гнёздах. Полусферическая бляшка с бирюзой в гнёздах есть среди инвентарей саркофага 2, однако сзади на бронзовой основе она имеет следы припаянной пластинки, что больше подходит для крепления, например, к портупейному ремню. Штырь с тыльной стороны бронзовой основы уцелел на полусферической бляхе из саркофага 2 с золотым тиснением лицевой поверхности в виде львиной морды, она могла завершать рукоять длинного меча.
Бляха, найденная в саркофаге. Могла украшать, как поясной ремень, так и навершие меча.
Ещё одна бляха из саркофага, претендующая на должность навершия меча.
Меч лежал на всём наполнении саркофага, поверх золотых трилистников. Длина меча 80 см, стержневой рукоятки - 20 см, ширина меча - 5.2 см. Коррозия проела металл насквозь, древесный тлен ножен уцелел местами на железистых окислах, красный пигмент исчезал при соприкосновении с воздухом, он был нанесён на белую грунтовку. Остатки белой грунтовки под красную раскраску деревянных ножен отмечены на длинных позднесарматских мечах Подонья. «Деревянные, расписанные красной краской ножны» были и у длинного меча сарматского типа из погребения 4 некрополя Тилля-тепе I в. до н. э. - I в. н. э.
Такие мечи имели долгое хождение, появившись в сарматских погребениях II-I вв. до н. э. одновременно с короткими мечами с перекрестием и кольцевым навершием.
Парадное оружие - короткий железный меч (кинжал) в деревянных ножнах с боковыми лопастями с золотым окладом, рельефным украшением, инкрустацией гранатами и бирюзой длина железного клинка 21.3 см, ширина - 5.2 см, коррозия поразила металл насквозь. Деревянная рукоятка длиной 13.2 см с лицевой стороны и боков обтянута золотым листом. Оборотная сторона рукояти оставлена деревянной и была окрашена в красно-коричневый цвет, древесина уцелела фрагментарно. Край оклада рукояти украшает рельефный ободок шириной 0.5 см, он инкрустирован вставленными в лунки гранатами, сохранилось 25 камней, три лунки были пустыми. В верхней части ручки золотая обтяжка разорвана, в месте утраты также располагалось гнездо для вставки. Судя по аналогиям, здесь могло находиться навершие в виде кольца или фигурное.
Парадный кинжал или короткий меч (вероятно, акинак) в золотых ножнах.
Рукоять меча.
Меч и ножны.
Середина рукояти занята изображением трёх орлов. У всех птиц рельефно оттиснуты глаза, клювы и оперение. Высота нижней птицы 2.7 см, её хвост украшают две бирюзовые вставки каплевидной формы, по одной вставке на груди и крыле (две бирюзовые вставки сохранили зелёный цвет, две почернели). Средний орёл высотой 3.3 см украшен бирюзой подобно первому. Верхний орёл высотой 4.4 см имел три бирюзовые вставки в хвосте (одна утрачена) и одну на груди. В крыло этого орла вставлен гранат, помещённый в сквозное отверстие, в то время как другие вставки на рукоятке клинка закреплены в лунках. На оборотной стороне золотого оклада рукояти сохранились остатки чёрного смолистого вещества, заполнявшего тыльную сторону изображений, выполненных в высоком рельефе (наполнение удерживало форму оттиска).
Кинжал хранился в деревянных ножнах, обтянутых по лицевой стороне толстым золотым листом с оттиском изображений в высоком рельефе (проба 750). С оборотной стороны высокий рельеф заполняло чёрно-коричневое смолистое вещество, сверху него в мелких кусочках сохранилась древесина ножен. На боковые стороны ножен края оклада загнуты на 0.3-0.5 см. Ножны имеет два выступа в верхней части около рукоятки и два внизу на уровне острия кинжала. Длина золотого оклада ножен - 23.6 см, ширина - 4.5 см, ширина по линии выступов - 11.3 см. Длина оружия в собранном виде без (утраченного?) навершия рукояти - 36.8 см.
Лицевая сторона ножен обрамлена рельефным ободком шириной 0.7 см с гранатовыми вставками различной формы, чаще каплевидной. Сохранилось 58 гранатов, 9 лунок по ободку на момент открытия склепа были пустыми (внутри запломбированного саркофага без наполнения грунтом выпавших камней не найдено, утрата произошла при пользовании оружием). Павлин и сцены орла с зайцем украшены бирюзовыми вставками - сохранилась 31 бирюзина (некоторые почернели), 13 гнёзд пустые.
Ножны украшает 9 раз повторённый мотив: орёл терзает зайца; на выпуклом щитке перед рукоятью помещён павлин, выполненный в невысоком рельефе. Высота рельефа крыльев орлов достигает 1 см, у всех птиц чётко передано оперение, глаза и клювы; птицы на боковых лопастях сидят почти вертикально. Вставки на груди орла и ухе зайца на одном из нижних выступов утрачены, изображение на втором нижнем выступе инкрустировано бирюзовыми вставками каплевидной формы. Подобным образом инкрустированы грудь орла и ухо зайца на одном из верхних выступов. На втором верхнем выступе бирюзовой вставкой инкрустирован ещё и хвост орла. Изображения орла, терзающего зайца, в пяти сценах вдоль ножен уменьшаются в сторону острия клинка: 4.6, 4.6, 4.3, 4.1, 2.6 см. Высота сидящих птиц на лопастях составляет 2.8-3 см. На всех изображениях бирюзовая вставка украшает ухо зайца, крыло и грудь орла (одна утрачена). Хвосты каждого из пяти орлов, размещённых вдоль ножен, были украшены тремя вставками удлинённой каплевидной формы; целиком вставки сохранились только у одной птицы, у трёх птиц в хвосте уцелело по одной вставке, из хвоста одной утрачены все три. Многие бирюзины почернели.
К рукоятке кинжала примыкал прямоугольный щиток (4.8 × 2.1 см) с рельефным изображением павлина с хохолком на голове, вставка в хохолок утрачена. Грудь и крыло павлина инкрустированы каплевидными вставками бирюзы, хвост украшен тремя округлыми бирюзовыми вставками. Оперение птицы передано рельефом и тонкими насечками. Все камни, украшающие ножны, вставлены в неглубокие лунки. Для прочности они могли приклеиваться ко дну лунок, так как дополнительными обоймами камни не закреплены, инкрустацию удерживала глубина лунок с невысоким бортиком.
Находки подобного оружия в дорогом оформлении крайне редки, известны наперечёт и происходят из наиболее богатых захоронений царей-вождей в: Афганистане (некрополь Тилля-тепе, погребение 4 I в. до н. э. - I в. н. э.) 114, в донских степях (пос. Дачи под Азовом, тайник подкурганного сарматского погребения, вторая пол. I в. н. э.) 115, в Нижнем Поволжье (у села Косика Астраханской обл., разрушенное погребение сарматского скептуха I в. н. э.) 116, в Грузии (некрополь Армазисхеви, гробница № 1 представителя высшей военной знати с монетами Адриана 117-138 гг.) 117. Названные аналогии, каждая, эксклюзивны. В кочевнических погребениях I-II вв. известны находки оружия такой формы и без дорогого оформления.
Пряжка из цельного золота с овальной рамкой с двумя волютами и прямоугольным щитком, инкрустированным бирюзой; длина - 6.2 см, ширина щитка - 2.6 см, проба - 800. В Крыму такой формы пряжки определяются термином «дугоконечные укороченные». Завитки внутри овальной рамки на хорошо исполненных экземплярах имеют вид лебединых головок. Украшенный щиток напаян на золотую пластину с гвоздиком, скреплявшую пряжку с ремнём. На край щитка напаяны две витые проволочки, создающие филигранный узор «косички» и одна с ложной зернью. Отрезки ребристой проволоки напаяны и на основания пластинчатых гнёзд, удерживающих бирюзу. Камень сохранил цвет разной интенсивности, центральная вставка треснула. Края пластинчатых обойм «обжаты» на поверхность удерживаемых камней. Язычок пряжки прямой, сверху коленчатый, закреплён подвижно на крохотном гвоздике. Корень язычка окружает овальная пластина, спаянная с коротким элементом с прорезью для соединения с пластиной на ремне.
Пряжка.
Комплект с пряжкой составляет поясной наконечник с прямоугольной пластинкой с бирюзовыми вставками и подвижным ажурным элементом; длина - 6 см. Прямоугольный щиток для крепления к ремню подобно щитку пряжки украшен пластинчатыми гнёздами с бирюзой и филигранными проволочками по краю пластины.
Наконечник ремня.
Круглая выпукло-вогнутая бляшка, инкрустированная бирюзой; диаметр - 4 см, проба - 750. Бронзовая основа обтянута тонким золотым листом. На плоский оттянутый край напаяны проволочки, подобные размещённым на краях прямоугольных пластин пряжки и ременного наконечника: две витые проволочки с разным наклоном рёбер создают узор «косички», крайняя проволочка имитирует узор жемчужника/зерни. Поле бляхи занято 8 крестообразно размещёнными каплевидными бирюзовыми вставками в пластинчатых обоймах, прижатых отрезками проволочек с «ложной» зернью. В центр помещена круглая вставка. В середине тыльной стороны бронзовой основы уцелела часть насквозь проеденной коррозией бронзовой пластинки, при помощи которой осуществлялось крепление бляхи к ремням. До сих пор идут споры поясная это бляха или деталь навершия длинного меча. Фотографию её я уже показывал.
Браслет из цельного золота с разъёмным замком; наибольший диаметр снаружи - 8.6 см, по внутреннему краю - 7.4 × 5.4 см, толщина прокованного дрота - 0.7 см. Центральная часть браслета выполнена в виде овального медальона на подвижном соединении с концами дужки. Медальон представляет собой коробочку с припаянным дном и рельефным ободком по краю из отрезка проволоки, имитирующей зернь. Из коробочки вынимается средняя грибовидная часть со вставкой из прозрачного яблочно-зелёного стекла с плоской поверхностью. На боковые стороны овальной коробочки напаяны 2 прямоугольные пластинки, каждая с петлей, выходящей на бок овала, с одной стороны петля надорвана. Концы дужки оформлены в виде напаянных сверху профилированных обойм с двумя профилированными петлями на каждой. Петли от боков овальной коробочки введены в промежуток между петлями обойм на концах дужки. Три петли у каждого конца дужки скреплены гвоздиками с пухлыми шляпками, с одной стороны замок разъёмный, механизм «запирает» маленький гвоздик.
Края дужки украшены бирюзовыми вставками каплевидной формы, по три на каждом конце, создающими схематизированный зооморфный узор. Основания пластинчатых гнёзд, удерживающих камни, укреплены отрезками проволочек с ложнозернистой ребристостью.
Золотой браслет.
Детали браслета.
Перстень, отлитый из цельного золота, с геммой на италийском николо; наибольшая ширина шинки - 29 мм, размер кольца 16.5, размер камня - 9.5 × 7 мм, вес 19.39 г, проба - 900 150. Форма оправы характерна для римских перстней II в. н. э. 151 Шинка без горизонтальных плечиков, плавно скруглена сверху. Внутренняя часть шинки со значительной курватурой отделена ребром от её внешней части. На внутренней стороне шинки видны следы ручной доработки.
Литые перстни, найденный в Горгиппийском некрополе. Описываемый перстень слева, а следующий - справа. Центральный найден в другом захоронении.
Камень - италийский николо овальной формы с небольшим скосом вверх заглублён в толщу оправы и не имеет крепёжных устройств. На плоской поверхности вырезана голова Пана влево, под ней - пастушеский посох и неясный предмет, возможно, имеющий отношение к музыкальным инструментам. Инталья прорезала светлый голубой слой камня до подстилающего его тёмно-синего. Лицо Пана с тяжёлым подбородком и широко открытым глазом обрамлено крупными локонами, на затылке волосы выполнены прямыми штрихами и схвачены двойным узлом, надо лбом - тонкие витые рожки.
Гемма с головой Пана и размер перстня.
Перстень, отлитый из цельного золота, с геммой на агате; наибольшая ширина шинки - 34 мм, размер кольца - 19, максимальная толщина шинки - 15 мм, размер камня - 15 × 9 мм, вес - 45.81 г., проба - 900 153. Форма перстня аналогична предыдущему, но шинка имеет резко намеченное ребро, отделяющее скруглённую внутреннюю часть от слегка выпуклой внешней. Перстень выделяется массивностью. На его внутренней стороне также заметны следы ручной доработки. Оправа, как и перстня оп. № 32, относится ко II в.
Камень - трёхслойный агат терракотовых тонов (сардоникс): верхний слой ярко-коричневый, нижний - чёрно-коричневый, разделяющая полоса - белая. Камень скошен вверх, углублён в толщу оправы и не имеет специальных крепёжных устройств. Во всю длину верхнего овала вырезано изображение обнажённой фигуры юноши в фас, слегка опирающегося на правую ногу, с проработанными мускулами и пышными волосами. В опущенной правой руке - два колоса, в горизонтально отведённой левой - чаша. Под ступнями прочерчена полоска почвы. Резчик использовал глубокую резьбу круглым резцом и полировку изображения, усиливающую эффект объёмности. Атрибуты в руках определяют Гения доброй судьбы - Bonus Eventus. Он был почитаем в пантеоне римских божеств. В период триумвирата его изображения ставились на государственных дорогах, во времена империи помещали на монетах, ему был посвящён храм на Марсовом поле. Считалось, что Bonus Eventus приносит удачу, счастье, благополучие и является воплощением военных успехов, сопутствует человеку на протяжении всей жизни. Его изображения, иногда у алтаря, помимо патеры и колосьев сопровождались виноградной лозой, маками, корзиной с фруктами, сосудом с вином. Образ Гения доброй судьбы близок иконографии Триптолема, персонажа из круга Деметры (она дала ему колосья пшеницы и послала к людям научить их искусству земледелия). Плиний упоминает статую Bonus Eventus, в основу которой был положен образ Триптолема. Изображение на анапском перстне является типичным для римских инталий I-II вв. н. э.
Низка из 20 золотых бусин бочковидной формы; литьё, ковка, спайка. Каждая бусина спаяна из двух усечённых конусов листового золота. У трёх бусин шов спайки закрыт двумя напаянными золотыми витыми проволочками, на остальных - место спайки сглажено. На края всех бусин напаян валик из отрезков такой же проволоки. На самой крупной бусине концы проволок над швом спайки связаны узлом. Ширина на длину бусин в мм:
12×13 - 6 экз., 15×18 - 1 экз.,
12×14 - 8 экз., 15×17 - 1 экз.,
13×15 - 1 экз., 18×23 - 1 экз.,
14×11 - 1 экз., 23×25 - 1 экз.
Низка из золотых бусин, а по-нашему золотые бусы.
Фибула золотая одночленная лучковая подвязная с фигурной обмоткой дужки; длина - 6.2 см, максимальный диаметр проволоки - 0.2 см; проволока кованая, тянутая из одной нити.
Золотая фибула
4 накладки из золотой фольги с изображением птиц; размер каждой - 7.4 × 3 см. Вероятно, они принадлежали деревянной шкатулке или ларцу, куда первоначально были собраны личные украшения покойного. Ларец могла украшать резьба в невысоком (0.1-0.3 см) рельефе - например, с каждой стороны по прямоугольнику с двумя птицами с перевитыми шеями в рамке. Резьбу обтягивали накладки из тонкой золотой фольги. У птиц широкие когтистые лапы хищников, гибкие шеи и головы водоплавающих. Оперение хвостов и крыльев передано рельефно, чётко оттиснуты глаза и клювы. По краям изображений птиц висят обрывки фольги - возможно, она покрывала резьбу вместе с частью фона.
Накладки из золотой фольги.
Прекрасная работа, что ни говори. И это относится ко всем изделиям. Часть из них мне удалось увидеть в живую. Ниже фотографии, сделанные моими кривыми ручками.
Браслеты, перстни, бляхи и прочее. На второй полке гривна и золотые трилистники.
Гривна, бляхи, золотые трилистники. На нижней полке фибула, пряжка и поясные бляхи.
Гривна, трилистники и бляхи крупным планом.
Венок, нагубник, наглазники и монеты.
Вот и всё. В следующий раз поговорим о менее драгоценном, но не менее интересном погребальном инвентаре.
Предыдущие части:
Часть I,
Часть II,
Часть III,
Часть IV,
Часть V,
Часть VI глава I,
Часть VI Глава II,
Часть VI Глава III,
Часть VI Глава IV.