Глава XVI. Осташков. Павшее величие, часть I.
Времени на осмотр Осташкова у нас было мало и, наверное, слава богу. Я люблю этот город и видеть его в таком состоянии мне просто больно. Развал и запустение там, где, по идее, должен быть туристический «пряничный городок», загребающий с этого очень большие деньги и для себя, и для области. Ведь всё для этого в Осташкове есть: прекрасная архитектура, восхитительное озеро Селигер, транспортная доступность, интересная история, статус столицы Селигера... Нет только одного - первоначальных вложений. Зато властьпридержащие граждане с харизмами не вмещающимися в экран телевизора, вещают о развитии туризма в области, но не делают для этого ничего и ещё прилично вредят.
Ну, хватит о них. Лучше расскажу о наших похождениях - всё не так грустно. Итак, бросив машину у Магнита на Ленинском проспекте и отправились к Воскресенскому собору.
Башня бывшей монастырской ограды с размещающимся в ней кофейней "XVIII век". Вид с парковки.
Проспект Ленина. Вид с парковки.
Бывшие монастырские ворота Знаменского монастыря, а нынче ворота швейной фабрики.
Мы миновали ворота и мимо строений Рабочего городка направились к собору.
Знаменский женский монастырь, соборным храмом которого был Вознесенский собор, ведёт свою историю с 1673 г., когда на пустыре Старое Струговище или Убогое, к югу от стен Осташковской крепости обосновалась женская монашеская община.
Монастырь, видимо, имел влиятельных и богатых покровителей, т.к. очень скоро стал приобретать земли, покосы, получать вклады, пожертвования, и уже в 1692 г. была заложена новая деревянная церковь, в середине XVIII в. началось каменное строительство.
В середине XIX в. Знаменскому монастырю принадлежало 72 десятины земли и мельница на реке Песочня.
В 1868 г. во время большого городского пожара монастырь весь выгорел. Епархиальное начальство предлагало упразднить погоревший монастырь и перевести из него игуменью с сестрами в Новоторжский Воскресенский монастырь. Но осташковское дворянство и городское общество отстояли существование своего монастыря и собрали средства для его восстановления. Через несколько месяцев после пожара игуменья Агния с сестрами могли возвратиться в свою обитель. Погоревший храм был отремонтирован и достроен новой колокольней и двумя приделами Божией Матери и св. Илии пророка.
Монастырь был отстроен в камне: корпуса для сестер, 2-х этажная гостиница за оградой, просфорня, с помещением для живописной, больница, прачечная; была проведена вода из озера. Вновь открылось училище для бедных девиц.
В 1928 г. монастырь был закрыт. Здесь образовался «рабочий городок», позже открылась швейная фабрика.
Ну а теперь давайте о соборе. Сейчас он предстаёт перед нами в великолепии кирпичного стиля.
Однако, так было не всегда. Первый деревянный храм был построен на этом месте в 1692 г., а через 50 лет возвели и первый каменный. До наших дней от него после многочисленных перестроек дошли разве что фундаменты. Цитирую по книге А. А. Галашевича «Художественные памятники Селигерского края»: «Его несколько раз перестраивали, расширяли в XVIII-XIX веках, а после большого городского пожара 1868 года, когда выгорел весь монастырь, собор переделали по проекту местного техника Демидова. Но и то, что замыслил Демидов, до конца не осуществили. После его смерти прибывший из Твери архитектор побоялся продолжать строительство и распорядился приступить к отделке интерьеров, приказав немедленно прекратить эти работы, если в кладке стен и сводов будут замечены какие-либо трещины. Обилие всяких «рюшечек», ширинок, кокошников, крестиков в декоре собора, которых Демидов не пожалел для его отделки, превратили здание в лубочно украшенный терем. Только со стороны апсиды можно увидеть небольшие остатки древнего здания, представить по которым его первоначальный облик трудно. Лишь по описаниям в монастырских документах можно попытаться реконструировать эту церковь. Она была «об одной главе. И церковь и приделы крыты тесом... Колокольня с шатровым верхом... Около церкви и приделов были устроены в четырех местах паперти, или крыльца... на столбах. При приделах - ризничная и казенная палатки, хлебная и келарская». Традиционное пятиглавие появилось у монастырского храма во время его ремонта в 1780 году, для чего потребовалось устройство четырех полукруглых фронтонов».
Первый каменный собор, возведённыый «щедротами ея императорского величества Елисавет Петровны» в 1860-х выглядел так:
Вид Вознесенского собора в 1860-х до пожара и перестройки.
И три придела: Вознесения Господня, Знамения Пресвятой Богородицы и Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи. Как видите, Торопецко-Осташковское барокко в полный рост. А теперь давайте посмотрим на интерьеры.
Внутренний вид теплого придельного храма со входной аркой в главный храм.
Правый придел теплой церкви.
В 1868 г. в Осташкове случился большой пожар. Собор выгорел и частично обрушился. Необходимо было восстанавливать здание. Взялся за это осташковский техник Демидов. Ещё раз - техник, не инженер. Вдумайтесь и оцените качество тогдашнего средне-специального технического образования.
Фасад собора по проекту техника Демидова.
Кстати, имени-отчества техника Демидова мне в доступной литературе найти не удалось - богаты в нашей стране традиции пренебрежения инженерно-техническими кадрами...
Сам Демидов успел довести своё творение до карнизов второго света и перекрытия сводов. Шпиль не успел - умер. После его смерти проект упростили, заменив шпиль довольно невнятным пятиглавием. По легенде приезжий из Твери архитектор испугался, но это легенда - смету урезали. Но даже в таком виде Вознесенский собор является великолепным образцом кирпичного стиля. Давайте посмотрим.
Вдоволь налюбовавшись мы пошли дальше к Речному вокзалу - в наши планы входило покататься по Селигеру на прогулочном теплоходике.
Сначала мы вышли на набережную.
Набережная в Осташкове хорошая и её активно приводят в порядок. Хоть что-то.
С набережной мы свернули на улицу Магницкого. Вот так выглядит Осташков:
Калитка.
Удачный пример современной стилизации.
Великолепный образец кирпичного стиля. Состояние на диво хорошее.
Улица Магницкого вывела нас на проспект Ленина.
Ещё один прекрасный образец кирпичного стиля - городская администрация Осташкова. Комментарии, думаю, излишни.
Она же.
Прекрасный образец эклетики - дом №43 по Ленинскому проспекту. Построен в середине XVIII в., перестроен в конце XIX в. Состояние - сами видите.
№44 по проспекту Ленина. Ещё один прекрасный образец рядовой исторической застройки второй половины XVIII - начала XIX в. Теперь в стиле провинциального барокко. Состояние удручающее. А ведь это самый центр.
Дом №42 - провинциальное барокко. Хоть покрашен и крыша новая.
Дом №41. Кирпичный стиль. Состояние на удивление хорошее.
Он же. Покрадено в интернете.
Ну, а мы обзавелись билетами на экскурсию по Селигеру и решили провести с пользой оставшиеся до неё 45 минут. В пределах досягаемости был только парк Свободы в который мы и направились.
Вид на Восточный переулок, колокольню в парке Свободы и памятник В. И. Ленину.
Застройка Восточного переулка, ведущего к парку, и его окрестностей:
Но вот мы вошли в парк Свободы.
Колокольня в парке.
Это всё, что осталось от Преображенского собора, построенного в 1762 г. и разрушенного перед Войной. Вот так он выглядел.
Преображенский собор в начале XX в.
Колокольню построили позже - в 1789 г. по проекту архитектора И. Парфенова-Фомкина. Недавно её отремонтировали, восстановив весь изысканный барочный декор, что можно только приветствовать.
Колокольня вблизи.
Ещё в парке находится примечательный памятник партизанам Великой Отечественной войны.
Установлен монумент в 1958 г. Партизанское движение было активно развито на территории Селигерского края, так что памятник им тут просто обязан был быть. Средства на строительство памятника партизанам осташи начали собирать ещё в годы войны. Автором скульптурной композиции является московский скульптор Алексей Ильич Тенета. На постаменте, облицованном серым гранитом - бронзовая скульптурная группа - два партизана и женщина-партизанка. Центральная фигура партизана с поднятым автоматом олицетворяет образ командира, ведущего бойцов в бой. На фасаде постамента бронзовая плита с текстом: «Партизанам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.».
И вот мы подошли к осташковской гордости - Общественному или Народному театру, а ныне Дому культуры. Осташам есть чем гордиться - не много было в уездных городах профессиональных театров. В Осташкове был. Причём, раньше, чем в губернской Твери.
Это здание уже второе. тОно построено по проектуу архитектора А. И. Кузнецова в кирпичном стиле, оборудовано и открыто в 1892 г. Кирпич для постройки использовали от старого здания театра и полученной от города Корольковской мельницы.
Рядом со зданием театра стоит памятник Юрию Гагарину.
Кстати, это единственный памятник Гагарину в Тверской области. И он тут тоже не случаен - осташковский завод «Звезда» изготавливал и изготавливает гироскопы для космической отрасли. Возможно и на Гагаринском корабле стоял осташковский гироскоп.
Ну а мы продолжили прогулку. И наткнулись на улицу Евстафьевскую:
Прекрасная иллюстрация того, как у нас в области принято повышать туристическую популярность региона - свежеотремонтированный бульвар и ободранные, разваливающиеся исторические здания вдоль него. Грустно , девушки. Мы даже не стали сворачивать на Евстафьевскую, чтобы не усугублять унылое настроение. Лично мне от такого контраста было просто физически больно. Как и от остальных видов Осташкова - прекрасного, но жутко запущенного города, тем не менее старающегося бороться.
А мы пошли по улице Рабочей в сторону Набережного сада.
Такое впечатление, что Война кончилась вчера... Хотя, после Войны Осташков был в лучшем состоянии. Грустно. И даже бравый рыбак в Набережжном саду не улучшил моего настроения.
Памятник поставили здесь в 2018 г. Автор - известный тверской скульптор Евгений Антонов, создатель многих памятников в Твери: ликвидаторам чернобыльской катастрофы на Смоленском переулке, подводникам на набережной Афанасия Никитина, легендарному экипажу Степана Горобца и рабочему классу "Договор тысяч" в Пролетарском районе.
Но даже этот действительно жизнерадостный памятник не улучшил моего настроения. Размышляя о бренности сущего, я поплёлся вслед за моими сопоходниками на Речной вокзал - кататься по Селигеру.
Предыдущие части:
Глава I,
Глава II,
Глава III,
Глава IV,
Глава V,
Глава VI,
Глава VII,
Глава VIII,
Глава IX,
Глава X,
Глава XI,
Глава XII,
Глава XIII,
Глава XIV,
Глава XV.