По Верхневолжью и Селигеру сквозь хляби небесные.

Aug 21, 2023 16:27

Глава XVI. Осташков. Павшее величие, часть I.

Времени на осмотр Осташкова у нас было мало и, наверное, слава богу. Я люблю этот город и видеть его в таком состоянии мне просто больно. Развал и запустение там, где, по идее, должен быть туристический «пряничный городок», загребающий с этого очень большие деньги и для себя, и для области. Ведь всё для этого в Осташкове есть: прекрасная архитектура, восхитительное озеро Селигер, транспортная доступность, интересная история, статус столицы Селигера... Нет только одного - первоначальных вложений. Зато властьпридержащие граждане с харизмами не вмещающимися в экран телевизора, вещают о развитии туризма в области, но не делают для этого ничего и ещё прилично вредят.

Ну, хватит о них. Лучше расскажу о наших похождениях - всё не так грустно. Итак, бросив машину у Магнита на Ленинском проспекте и отправились к Воскресенскому собору.



Башня бывшей монастырской ограды с размещающимся в ней кофейней "XVIII век". Вид с парковки.





Проспект Ленина. Вид с парковки.



Бывшие монастырские ворота Знаменского монастыря, а нынче ворота швейной фабрики.

Мы миновали ворота и мимо строений Рабочего городка направились к собору.



Знаменский женский монастырь, соборным храмом которого был Вознесенский собор, ведёт свою историю с 1673 г., когда на пустыре Старое Струговище или Убогое, к югу от стен Осташковской крепости обосновалась женская монашеская община.

Монастырь, видимо, имел влиятельных и богатых покровителей, т.к. очень скоро стал приобретать земли, покосы, получать вклады, пожертвования, и уже в 1692 г. была заложена новая деревянная церковь, в середине XVIII в. началось каменное строительство.

В середине XIX в. Знаменскому монастырю принадлежало 72 десятины земли и мельница на реке Песочня.

В 1868 г. во время большого городского пожара монастырь весь выгорел. Епархиальное начальство предлагало упразднить погоревший монастырь и перевести из него игуменью с сестрами в Новоторжский Воскресенский монастырь. Но осташковское дворянство и городское общество отстояли существование своего монастыря и собрали средства для его восстановления. Через несколько месяцев после пожара игуменья Агния с сестрами могли возвратиться в свою обитель. Погоревший храм был отремонтирован и достроен новой колокольней и двумя приделами Божией Матери и св. Илии пророка.

Монастырь был отстроен в камне: корпуса для сестер, 2-х этажная гостиница за оградой, просфорня, с помещением для живописной, больница, прачечная; была проведена вода из озера. Вновь открылось училище для бедных девиц.

В 1928 г. монастырь был закрыт. Здесь образовался «рабочий городок», позже открылась швейная фабрика.

Ну а теперь давайте о соборе. Сейчас он предстаёт перед нами в великолепии кирпичного стиля.



Однако, так было не всегда.  Первый деревянный храм был построен на этом месте в 1692 г., а через 50 лет возвели и первый каменный. До наших дней от него после многочисленных перестроек дошли разве что фундаменты. Цитирую по книге А. А. Галашевича «Художественные памятники Селигерского края»: «Его несколько раз перестраивали, расширяли в XVIII-XIX веках, а после большого городского пожара 1868 года, когда выгорел весь монастырь, собор переделали по проекту местного техника Демидова. Но и то, что замыслил Демидов, до конца не осуществили. После его смерти прибывший из Твери архитектор побоялся продолжать строительство и распорядился приступить к отделке интерьеров, приказав немедленно прекратить эти работы, если в кладке стен и сводов будут замечены какие-либо трещины. Обилие всяких «рюшечек», ширинок, кокошников, крестиков в декоре собора, которых Демидов не пожалел для его отделки, превратили здание в лубочно украшенный терем. Только со стороны апсиды можно увидеть небольшие остатки древнего здания, представить по которым его первоначальный облик трудно. Лишь по описаниям в монастырских документах можно попытаться реконструировать эту церковь. Она была «об одной главе. И церковь и приделы крыты тесом... Колокольня с шатровым верхом... Около церкви и приделов были устроены в четырех местах паперти, или крыльца... на столбах. При приделах - ризничная и казенная палатки, хлебная и келарская». Традиционное пятиглавие появилось у монастырского храма во время его ремонта в 1780 году, для чего потребовалось устройство четырех полукруглых фронтонов».

Первый каменный собор, возведённыый «щедротами ея императорского величества Елисавет Петровны» в 1860-х выглядел так:



Вид Вознесенского собора в 1860-х до пожара и перестройки.

И три придела: Вознесения Господня, Знамения Пресвятой Богородицы  и  Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи. Как видите, Торопецко-Осташковское барокко в полный рост. А теперь давайте посмотрим на интерьеры.



Внутренний вид теплого придельного храма со входной аркой в главный храм.



Правый придел теплой церкви.

В 1868 г. в Осташкове случился большой пожар. Собор выгорел и частично обрушился. Необходимо было восстанавливать здание. Взялся за это осташковский техник Демидов. Ещё раз - техник, не инженер. Вдумайтесь и оцените качество тогдашнего средне-специального технического образования.



Фасад собора по проекту техника Демидова.

Кстати, имени-отчества техника Демидова мне в доступной литературе найти не удалось - богаты в нашей стране традиции пренебрежения инженерно-техническими кадрами...

Сам Демидов успел довести своё творение до карнизов второго света и перекрытия сводов. Шпиль не успел - умер. После его смерти проект упростили, заменив шпиль довольно невнятным пятиглавием. По легенде приезжий из Твери архитектор испугался, но это легенда - смету урезали. Но даже в таком виде Вознесенский собор является великолепным образцом кирпичного стиля. Давайте посмотрим.















Вдоволь налюбовавшись мы пошли дальше к Речному вокзалу - в наши планы входило покататься по Селигеру на прогулочном теплоходике.

Сначала мы вышли на набережную.





Набережная в Осташкове хорошая и её активно приводят в порядок. Хоть что-то.

С набережной мы свернули на улицу Магницкого. Вот так выглядит Осташков:



Калитка.



Удачный пример современной стилизации.



Великолепный образец кирпичного стиля. Состояние на диво хорошее.

Улица Магницкого вывела нас на проспект Ленина.



Ещё один прекрасный образец кирпичного стиля - городская администрация Осташкова. Комментарии, думаю, излишни.



Она же.



Прекрасный образец эклетики - дом №43 по Ленинскому проспекту. Построен в середине XVIII в., перестроен в конце XIX в. Состояние - сами видите.



№44 по проспекту Ленина. Ещё один прекрасный образец рядовой исторической застройки второй половины XVIII - начала XIX в. Теперь в стиле провинциального барокко. Состояние удручающее. А ведь это самый центр.



Дом №42 - провинциальное барокко. Хоть покрашен и крыша новая.



Дом №41. Кирпичный стиль. Состояние на удивление хорошее.



Он же. Покрадено в интернете.

Ну, а мы обзавелись билетами на экскурсию по Селигеру и решили провести с пользой оставшиеся до неё 45 минут. В пределах досягаемости был только парк Свободы в который мы и направились.



Вид на Восточный переулок, колокольню в парке Свободы и памятник В. И. Ленину.

Застройка Восточного переулка, ведущего к парку, и его окрестностей:







Но вот мы вошли в парк Свободы.



Колокольня в парке.



Это всё, что осталось от Преображенского собора, построенного в 1762 г. и разрушенного перед Войной.  Вот так он выглядел.



Преображенский собор в начале XX в.

Колокольню построили позже - в 1789 г. по проекту архитектора И. Парфенова-Фомкина. Недавно её отремонтировали, восстановив весь изысканный барочный декор, что можно только приветствовать.



Колокольня вблизи.

Ещё в парке находится примечательный памятник партизанам Великой Отечественной войны.



Установлен монумент в 1958 г. Партизанское движение было активно развито на территории Селигерского края, так что памятник им тут просто обязан был быть. Средства на строительство памятника партизанам осташи начали собирать ещё в годы войны. Автором скульптурной композиции является московский скульптор Алексей Ильич Тенета. На постаменте, облицованном серым гранитом - бронзовая скульптурная группа - два партизана и женщина-партизанка. Центральная фигура партизана с поднятым автоматом олицетворяет образ командира, ведущего бойцов в бой. На фасаде постамента бронзовая плита с текстом: «Партизанам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.».

И вот мы подошли к осташковской гордости - Общественному или Народному театру, а ныне Дому культуры. Осташам есть чем гордиться - не много было в уездных городах профессиональных театров. В Осташкове был. Причём, раньше, чем в губернской Твери.



Это здание уже второе. тОно построено по проектуу архитектора А. И. Кузнецова в кирпичном стиле, оборудовано и открыто в 1892 г. Кирпич для постройки использовали от старого здания театра и полученной от города Корольковской мельницы.

Рядом со зданием театра стоит памятник Юрию Гагарину.



Кстати, это единственный памятник Гагарину в Тверской области. И он тут тоже не случаен - осташковский завод «Звезда» изготавливал и изготавливает гироскопы для космической отрасли. Возможно и на Гагаринском корабле стоял осташковский гироскоп.

Ну а мы продолжили прогулку. И наткнулись на улицу Евстафьевскую:







Прекрасная иллюстрация того, как у нас в области принято повышать туристическую популярность региона - свежеотремонтированный бульвар и ободранные, разваливающиеся исторические здания вдоль него. Грустно , девушки. Мы даже не стали сворачивать на Евстафьевскую, чтобы не усугублять унылое настроение. Лично мне от такого контраста было просто физически больно. Как и от остальных видов Осташкова - прекрасного, но жутко запущенного города, тем не менее старающегося бороться.

А мы пошли по улице Рабочей в сторону Набережного сада.





















Такое впечатление, что Война кончилась вчера... Хотя, после Войны Осташков был в лучшем состоянии. Грустно. И даже бравый рыбак в Набережжном саду не улучшил моего настроения.



Памятник поставили здесь в 2018 г. Автор - известный тверской скульптор Евгений Антонов, создатель многих памятников в Твери: ликвидаторам чернобыльской катастрофы на Смоленском переулке, подводникам на набережной Афанасия Никитина, легендарному экипажу Степана Горобца и рабочему классу "Договор тысяч" в Пролетарском районе.

Но даже этот действительно жизнерадостный памятник не улучшил моего настроения. Размышляя о бренности сущего, я поплёлся вслед за моими сопоходниками на Речной вокзал - кататься по Селигеру.

Предыдущие части: Глава I, Глава II, Глава III, Глава IV, Глава V, Глава VI, Глава VII, Глава VIII, Глава IX, Глава X, Глава XI, Глава XII, Глава XIII, Глава XIV, Глава XV.

Архитектура, Скульптура, История, Родной край, Путешествия, Фотографирую на утюг

Previous post Next post
Up