Часть VII. Соловки. Глава IX. Ножками по Соловецкому Кремлю. Топа-топа. Война, тюрьма и повседневная работа.
Путь нашей экскурсии.
Вечер в хату, арестанты! Мы же как-никак тюрьму смотреть отправляемся. Полезное знание - от сумы и тюрьмы не зарекайся, как известно. А уж тут место намоленное - без малого 500 лет народ сидел - куда там прославленному Владимирскому Централу.
Вход в тюрьму. Просто и буднично - никакого Мордорского замка. Что капусту квашеную хранить, что государственных преступников - монахи в хозяйственных делах люди рациональные.
За дверью. Рационализм так и прёт - пол вымощен пришедшими в негодность жерновами. Интересно, кормили з/к столь же "рационально"?
Местечко, как и ожидалось, оказалось не радостным, однако, как там пела Лайза Минелли в фильме «Кабаре»: «Деньги вертят шар земной»? Вот и в Соловецкой монастырской тюрьме так же - узники со средствами могли «щедрыми пожертвованиями» купить себе лучшие условия содержания. Нет, я тащусь от эвфемизма «пожертвования». Как уж по стекловате. Впадаю в восторг, так сказать.
Вот так сидели рядовые узники. Эта камера ещё ничего - в ней окно есть. И настил из досок. И печку топили регулярно.
Так - особо отличившиеся.
Или так.
А «внесшие пожертвования» - в сенях монашеских келий.
Вот в таких помещениях сидели "щедрые жертвователи".
А последний кошевой атаман Сечи, которого лишили свободы, но не имущества и, кстати, не за защиту «воли козацькой», а за сношение с поляками и, особенно, турками, тот, видимо, национальная черта, заносил много и регулярно, за что мотал срок летом в летней камере, где не жарко, а зимой в зимней, смежной с сушилом, где всегда тепло и питался пищей, приготовленной личным поваром. Зато и дожил до 103 лет. Правда, было одно «но» - сосланным «под строгий надзор» никакие деньги помочь не могли. Это только для заключённых «для исправления». И ещё один тонкий момент - ни у одного из з/к не было установленного срока. Грели нары «пока не исправятся», а кто судил о том исправлении - бог весть. И по 70 лет сидели некоторые...
Да, седели сидельцы строго на хлебе и воде. Те, кто на облегчённом режиме получали ещё пустые щи и квас, но со строгим указанием «рыбы николи не давать». Правда, пожертвователи могли обеспечить себе вполне пристойный рацион, но тоже постный. И только при Екатерине II, не без труда, правительству удалось заставить монахов перевести узников на обычный монашеский рацион.
Во времена оны тюрьма занимала всю Корожную башню, кроме боевого яруса, и подвалы ещё нескольких. Сейчас остались только камеры на нижнем (холодном) ярусе Сушила. За всю историю в тюрьме отсидело от 500 до 550 человек - еретики и политические. Проштрафившиеся монахи и священники шли по отдельной статистике и содержались отдельно. А из фигур политических тут посидели
Матвей Башкин, князь
Симеон Бекбулатович - одно время соправитель Ивана Грозного, князь
Михаил Львов, архимандрит Саввино-Сторожевского монастыря Никанор,
Пётр Андреевич Толстой - первый граф Толстой, князь
Василий Лукич Долгорукий, ну и упоминавшийся уже кошевой атаман Петр Калнышевский.
Был ещё один любопытный персонаж - раскольник Семён Шубин. Сидел за пропаганду раскола аж 63 года, а за 47 дней до смерти вдруг обратился в православие. Похоронен с почестями в монастырском некрополе.
Выбравшись из царства мрачного Аида отправились мы на поле Марсово, то бишь на экспозицию «Соловецкая крепость», занимающую Архангельскую, Белую и Прядильную башни, а так же прясла стен между ними. И тут было повеселее.
У подножия башни нас встретили пушки острова Наваррон Соловецкой крепости. Знали бы англичане чем их отогнали от острова - удавились бы от позора. Или написали и выгодно продали книгу об этом.
Перед нами лежал, по меркам Крымской войны, антикварный хлам: 2 длинных 12-фунтовки, 2 длинных 8-фунтовки, 1 длинная 6-фунтовка и на заднем плане - 3 или 4 разорванных при выстреле 12-фунтовки. Все орудия не моложе Семилетней войны.
И с этим, да с полевыми 6-фунтовками и горными (Как они сюда попали?) 4-фунтовками гарнизон принял бой против двух современных «больших» параходофрегата? Дааа... Может, в сообщении архимандрита о чуде что-то да есть?
А мы поднялись на стену.
Заборола (бруствер) боевого хода стены.
Прошли по боевому ходу и оказались на боевом ярусе. Здесь стояли орудия поинтереснее.
Длинная 18-фунтовка на крепостном станке. Тоже 1 половина XVIII века, не позже.
Длинная 8- или 9-фунтовка. Шведская. Трофей, наверное. И, похоже, вообще XVII век. Тоже на крепостном станке.
Оба орудия разом.
Вид из амбразуры Белой башни на Архангельскую башню.
И всё - сладкое кончилось. А мы-то разохотились. Но в довесок нам досталось только лицезрение стен келейного корпуса с отметками от английских ядер.
Святительский корпус с отметками попаданий английских ядер.Святительский корпус с отметками попаданий английских ядер.
А мы пошли в Сушило. Что такое Сушило? Логика подсказывает, что это место, где что-то сушат. Конкретно здесь сушили зерно. Эдакий прообраз элеватора. Причём, это был вполне производственный комплекс, где с помощью водяного привода подавали зерно в сушильную камеру, сортировали на механических ситах, перемешивали его во время сушки и, по окончании процесса, подавали на расположенную рядом водяную мельницу. Ещё в эту цепочку входила портомойня (прачечная), тоже на водяном приводе. Для всего этого под Кремлём был прорыт подземный канал от Святого озера до сухого дока.
И что интересно, если всякие фортификационные сооружения и механизмы с водяным приводом ещё можно списать на западное влияние, то сам комплекс Сушила с его гигантской печью - никак. Хотя, пытаются, не обращая внимания, что бедная сова, измождённо моргает глазами с глобуса и не может уже даже пищать.
Сушило снаружи.
Жалко птичку. Тем более, что страдает она напрасно - когда Сушило строили никто технологией создания таких печных систем не обладал. Древний Рим с его термами пал, Византия тоже, да и в ней к моменту падения терм не строили уже лет 500. Про Европу с её каминами (Потрепляет дрова, вырабатывать энергия и, оп ля, может снова потреплять дрова! ©Пин из м/ф «Смешарики). Так что сами, всё сами. И получилось. Не только тут, а по всей обители - система печного отопления действует до сих пор и используется в полный рост. Даже современные энергетики говорят, что лучше её не заменять - она близка к идеалу. Вот такие пирожки с котятами. Ну а в Сушиле сейчас постоянная экспозиция, посвящённая хозяйственной деятельности монастыря.
Сначала мы отправились в адЪ в печь.
Мама, мы в аду! ©Хипстер, увидевший корову. На самом деле нет - это нижний сушильный зал для предварительной сушки зерна.
На самом деле нет. Печи располагались в подклете, рядом с камерами. А на фотографии нижний сушильный зал, куда поступало зерно на предварительную сушку. В верхнем сушильном ярусе зерно окончательно доводили до кондиции. Однако, бывало что на нижнем ярусе сушили рожь, а на верхнем, например, овёс.
Стенд с описанием конструкции и технологии Сушила.
Добиваться такой технологической вариативности позволяла система дымовых каналов в стенах и перекрытиях, по которым подавался горячий воздух от печей. Так что, ловко работая вьюшками, можно было менять температурный режим в очень широких пределах. Ей-богу, игумен, а затем митрополит Филипп очень зря не оставил записей и учеников - могла получиться великолепная инженерная школа.
А потом мы пошли на верхний - второй сушильный ярус, где расположена экспозиция, посвящённая ремёслам монастыря.
Общий вид
А с ремёслами всё было хорошо - монастырь являлся главным технологическим центром Поморья. Судите сами.
Всяческие поковки. Нынешним мастерам художественной ковки не грех и поучиться.
Гвозди.
Инструмент. В основном, кузнечный:
Изразцы.
Изразцы и дверца большой печи.
Столярный инструмент.
Решётки, оконные переплёты, детали наличников.
Ещё оконные переплёты.
Крупноформатные соловецкие кирпичи, дверь, керамические "дыньки" - архитектурные элементы, фрагмент деревянной воротной герсы (решётки), деревянный барельеф, металлический фонарь.
Возле макета наш экскурсовод задержался надолго. Подробно рассказал о ходе строительства, назвал все объекты, а потом задал вопрос:
- А вот какую ошибку допустили создатели макета?
Макет Соловецкого Кремля на конец XVI века. С ошибками.
С другого ракурса.
Группа напряглась, а потом несколько голосов, чуть не хором заявили:
- Печные трубы. Их же не было.
- Верно, - ответил Иннокентий, несколько удивлённый нашей внимательностью. - Действительно, тогда все жилые помещения топились по-чёрному. По-белому начали топить только в XVIII веке.
Группа, гордая своей интеллектуальной мощью, приосанилась.
- Действительно, в отоплении по-чёрному были свои положительные моменты, - продолжил наш экскурсовод. - Дым обеззараживал деревянные конструкции, повышая срок их службы. Под потолком, где скапливался дым, коптили продукты, а ещё, в домах топящихся по-чёрному, не живут домашние насекомые. И расход дров при тогдашних печах был меньше. Только когда во второй половине XVII века появилась классическая русская печь, отопление по-белому начало брать верх - расход дров стал меньше.
Мы кивнули, переваривая эту информацию.
А вот источник благосостояния монастыря - солеварница. Точнее, её модель.
Модель соляной варницы. А в углу фотографии фрагмент црена - поддона для вываривания соли.
Тут хорошо видно устройство варницы: колодец из которого черпали солёную воду, Плоская печь, на которую устанавливали црены - кованные поддоны, на которых выпаривалась соль, конструкции сруба и перекрытия.
Центральный столб с другой стороны.
Бросаем напоследок взгляд на экспозицию и на выход - смотреть мельницу, совмещённую с портомойней.
Вот, собственно, и он - больной зуб, в смысле, мельница.
Мельница водяная. Канал проходит под зданием и, как я уже говорил, этот водяной привод заставлял тут крутиться всё: молол зерно, подавал зерно, перемешивал зерно, и приводил в действие мехи, раздувавшие печи. Весь комплекс исправно работал до самого закрытия монастыря.
Обратите внимание на отслужившие своё жернова, которыми вымощена часть площади - добро тут не пропадало.
Ещё интереснее было со стиркой: бельишко закладывали в установленные на оси бочки, пускали воду в специально для этого устроенный канал, где эти барабаны, собственно и стояли, и вуаля - стиральная машина XVI века начинала работать. Ровно по тому же принципу, что и наши стиральные машины. Только вот подогрева воды не было, но это, говорят, для белья лучше.
Но пора внутрь.
Сейчас там так.
Остатки оборудования последней мельницы.
Оно же крупным планом.
Контрольный колодец. Видимо, тут стояло водяное колесо.
На этом наша экскурсия закончилась. Мы тепло распрощались с Иннокентием и отправились на квартиру. Медленно - усталость от долгого дня уже сказывалась во всю. Но мы не могли ещё немного не прогуляться по Кремлю.
Преображенский собор на закате.
Необходимо было ещё посетить магазин. К счастью, Любовь Александровна, не отвлекаясь от экскурсии, сумела облегчить ларёк с монастырской выпечкой на изрядное количество пирожков. Всячески их рекомендую. Но не пирожками едиными жив турист, так что мы повлеклись по направлению к райпо.
Соловецкий Кремль на закате.
Посмотрев на аншлаг во встретившихся по дороге едальнях, мы укрепились в намерении посетить магазин местного районного потребительского общества.
Вот только не догадались сфотографировать эту замечательную торговую точку, так что картинка интернета.
Магазин Соловецкого РАЙПО.
На фотографии всё как-то благостно, а в нашем случае очередь начиналась на крыльце. Мы встали. Через некоторое время продвинулись внутрь. Там меня чуть не до слёз пробила ностальгия: прилавки, витрины, кассы по отделам и никакой тебе супермаркетовости. Old scool, как она есть. Даже очереди - детство золотое...
Очередь, меж тем, начала растраиваться - по числу касс. Я свернул в правую, Павел Валерьевич - в левую. Нам нужен был хлеб, яйца, сыр, сосиски и пиво. Тут меня начало глодать беспокойство - по мере приближения к кассам, ассортимент стремительно убывал. Туристы хотели есть. И пить. Три продавщицы в поте лица отгружали товар, а мужичок, поддтаскивающий его из подсобки, явно не справлялся, хоть и метался, как укушенный.
Однако, св. Николай Мирликийски - покровитель всех плавающих и путешествующих, нас хранил. На мою долю достался приличный кусок вполне хорошего, как выяснилось позже, пошехонского сыра, буханка чёрного хлеба (очень вкусного), батон (не менее вкусный) и упаковка яиц. Павел Валерьевич разжился упаковкой сосисок, пряниками и всякой сдобой.
А как же пиво? С пивом получилось интересно: на четырёх туристов один желал есть, один есть и пить и ещё двое только пить. И от того, когда мы подошли к кассам, в торговом зале из приличного осталось только наше родное Тверское пиво. Знаки - они повсюду, да! Ну и затарилиь: я - «Портером», а Павел Валерьевич «Марочным тёмным». Вот так нас Соловки поприветствовали.
Афанасий портер.
Марочное тёмное.
И можете считать это рекламой, хотя, что Ларин - владелец, что Апостолов - гендир за неё ни копейки не заплатят. Они вообще ни за что платить не привыкли.
Ну а дальше всё было предсказуемо: на квартиру, пирожки внутрь, чай/пиво туда же и спааать - устали мы капитально. Однако, я собрал всё своё мужество и, стараясь не дышать, чтобы не скрипнуть своим адски скрипучим лежбищем, всё же накатал товарищам, оставшимся в Твери, очередной кусок своей летописи:
«Выехали мы, значит, вчерась из города Петрозаводска, что в воеводстве Олонецком на север к городу Кеми, что во Кемской волости, дабы сесть на морскую ладью до островов Соловецких, где монастырь бысть славный монахами святого жития, дабы поклониться мощам угодников Соловецких Савватия и Германа. Путь-то не близкий, а дороги в воеводстве Олонецком не везде богопротивно прямы, есть и кривые да наезженные. Вот по ним-то мы и поехали. И видали на том пути дива дивные: гору Салмо, что над градом Петрозаводском высится, водопад Кивач зело предивный, где вода с горы сверзается, гору Гирвас, что во времена допотопные извергалася огнем и серой, знать, до пекла самого доставала, а ныне там потёки камня плавленного зело предивные. А ещё были мы на водах Марциальных, что государем Петром Алексеевичем открыты и лечат те воды от хворей сердечных и нутряных, коих и испили в волю. Путь до Кемской волости велик зело и от того заночевали мы во граде Медвежьегорске, славном штями предивными, солянкою именуемыми, коих и откушали всласть. А ещё встретили мы путников из града Корсуни, что в воеводстве Тьмутараканском, иначе Крымом именуемом, и были те путники с шилом в месте заднем, жопою именуемом, ибо, выехав на коляске своей самобеглой из града Корсуни, подивились уже на Тулу - град оружейников искусных, на стольный град Москву, на град Петроград, что в устье Невы царем Петром Алексеевичем поставлен, на град Петрозаводск и волости его предивные, о коих поведал я ранее, и хотели ещё дивиться ненасытные. Посоветовали мы им поворотить оглобли и ехать на ливонский рубеж ко градам Пскову и Изборску, куда они стопы свои и направили, поблагодарив по вежеству. Мы ж, как я поведал ранее, заночевали во граде Медвежьегорске, омыв на сон грядущий телеса свои в Онеге-озере и от того возвеселившись. Утресь же погрузились мы в коляску самобеглую и во Кемску волость стопы свои направили. Достигши Кемской волости, оставили коляску самобеглую во постоялом дворе, Причал именуемом, на бреге морском, препоручив ее заботам кабатчика. За сие взял оный кабатчик целый алтын за день божий, кровопиец. Мы же с боярином Павлом и семейством его стали ждать ладью на острова святые Соловецкие, дабы поклониться там угодникам Соловецким Савватию и Герману спасения души для. И пока ждали мы ту ладью, вились вокруг нас жрачи богомерзкие в числе малом, но жрали без азарту, умеренно и глаголали, что были в стороне полуночной, чухонской, и течет в людишках тамошних замест крови смола и сера, столь горька и мерзостна, что даже жрачам пить ее невозможно, от чего жрачи оные возвернулись в Царство Российское, подписав у сотника стражи пограничной грамоту, о том, что обязуются за себя и потомство свое мерзостное николи чести и службы в иных землях не искать, государю Российскому верою и правдою служить, а людей православных жрать умеренно, токмо для пропитания. Тут и наша ладья подошла и по плыли мы по волнам моря Белого на святые острова Соловецкие, коих милостью Божией во благовременье и достигли. Сошли мы на берег, узрели святую обитель Савватия и Германа и возрадовались. После посетили мы место памятное во честь младых стрельцов морских, что на сих островах делу ратному учились и после живот свой за веру, царя и Отечество положили. Поклонившись их памяти направили мы с боярином Павлом Валерьевичем, боярыней Любовью Александровной и боярышней Анастасией Павловной стопы свои к обители. И вышел к нам подьячий младой годами, но зрелый разумом, и водил нас по обители, и показывал многое зело предивное и удивительное. Ещё рассказывал оный подьячий о житии угодников Соловецких и иных монастырских насельников, и о монастыре, и о зодчих его, и судьбе монастырской зело горькой и славной. И внимали мы речам оного подьячего со вниманием, и наградили за труды казною. А от лицезрения красот места сего снизошла на нас благодать».
После чего, с чистой совестью, провалился в сон. Утром нас ждали Секирная гора и Ботанический сад.
Предыдущие части:
Часть I, Глава I:
https://vodnik-t.livejournal.com/19897.html Часть I, Глава II:
https://vodnik-t.livejournal.com/20006.html Часть II, Глава I:
https://vodnik-t.livejournal.com/20467.html Часть II, Глава II:
https://vodnik-t.livejournal.com/20727.html Часть III, Глава I:
https://vodnik-t.livejournal.com/20810.html Часть III, Глава II:
https://vodnik-t.livejournal.com/20996.html Часть III, Глава III:
https://vodnik-t.livejournal.com/21327.html Часть IV, Глава I:
https://vodnik-t.livejournal.com/21600.html Часть IV, Глава II:
https://vodnik-t.livejournal.com/21971.html Часть IV. Глава III:
https://vodnik-t.livejournal.com/22251.html Часть IV. Глава IV:
https://vodnik-t.livejournal.com/23136.html Часть IV. Глава V:
https://vodnik-t.livejournal.com/23136.html Часть IV. Глава VI:
https://vodnik-t.livejournal.com/23696.html Часть IV. Глава VII:
https://vodnik-t.livejournal.com/23840.html Часть V. Глава I:
https://vodnik-t.livejournal.com/24271.html Часть V. Глава II:
https://vodnik-t.livejournal.com/24473.html Часть V. Глава III:
https://vodnik-t.livejournal.com/24773.html Часть V. Глава IV:
https://vodnik-t.livejournal.com/25068.html Часть V. Глава V:
https://vodnik-t.livejournal.com/26039.html Часть V. Глава VI:
https://vodnik-t.livejournal.com/26223.html Часть V. Глава VII:
https://vodnik-t.livejournal.com/26506.html Часть V. Глава VIII:
https://vodnik-t.livejournal.com/26635.html Часть VI. Глава I:
https://vodnik-t.livejournal.com/27118.html Часть VI. Глава II:
https://vodnik-t.livejournal.com/27153.html Часть VI. Глава III:
https://vodnik-t.livejournal.com/27533.html Часть VII. Глава I:
https://vodnik-t.livejournal.com/27784.html Часть VII. Глава II:
https://vodnik-t.livejournal.com/28287.html Часть VII. Глава III:
https://vodnik-t.livejournal.com/28667.html Часть VII. Глава IV:
https://vodnik-t.livejournal.com/28863.html Часть VII. Глава V:
https://vodnik-t.livejournal.com/29033.html Часть VII. Глава VI:
https://vodnik-t.livejournal.com/29439.html Часть VII. Глава VII:
https://vodnik-t.livejournal.com/29562.html Часть VII. Глава VIII:
https://vodnik-t.livejournal.com/30132.html