Как мы по Северу прокатились, или "Всё на Севере хорошо, только жарко".

Jan 31, 2023 08:42


Часть VII. Соловки. Глава VII. Музей Соловецкой школы юнг Северного флота.

Вы ещё помните, что после насыщенной половины (ладно, больше) дня, за которую мы успели доехать от Медвежьегорска до Рабочеостровска, устроить машину на стоянке, переправиться на Соловки и водвориться в снятую квартиру, шило в заднем мосте не позволило нам заслуженно отдыхать? Помните? Отлично!

Итак из нашей соловецкой резиденции мы направились прямиком в экскурсионное бюро музея-заповедника с целью закупить экскурсии по максимуму. В целом, мы преуспели, ибо взяли обзорную экскурсию по Кремлю и экскурсию на гору Секирную. а вот мимо острова Анзер и Большого Заяцкого и его лабиринтов мы пролетели, аки фанера с Эйфелевой башни - билеты были только на день нашего отъезда и мы не укладывались. Пичалька...

Но мы решили не унывать и в день отъезда покататься на лодочке по каналам. Павел Валерьевич героически вызвался взять напрокат велосипед и найти лодочную станцию. Завтра. А пока мы отправились в музей Школы юнг - надо же было с толком потратить 1,5 часа, остававшиеся до экскурсии по Кремлю. Несколько кружным путём, ибо сначала сфотографировались у старого памятника юнгам.



Семейство Петровых у памятника.





Ваш покорный слуга там же.

Эскиз памятника разработали сами бывшие юнге на первой встрече, посвящённой 30-летию открытия школы, прошедшей в 1972 г. Деньги собрали тоже сами.

Ну а мы пошли с горки вниз - к музею и уже виденному новому памятнику.



Новый памятник юнгам.

Насколько музей неказист снаружи, настолько же он хорош внутри. Для начала нас усадили перед телевизором и показали фильм о той самой встрече 1972 года. Посмотрите, потратьте 20 минут - оно того стоит.

image Click to view



После этого экспозиция воспринимается совсем иначе...

В принципе, это обычный музей: документы, фотографии, модели, личные вещи, но эта обычность выстроена так, что затягивает, оживляет в голове образы, запоминается, но, при этом, как-то не складывается в какую-то строгую систему. По крайней мере, мне не удалось выстроить её в фотографиях. Образ, ощущение... Или у меня слишком живое воображение?

Ладно, оставим мистику. Для начала небольшая историческая справка.

Школа была создана 25 мая 1942 года приказов главкома РККФ  адмирала Кузнецова Н. Г. Флот остро нуждался в специалистах, и на Большом Соловецком острове развернули Учебный отряд Северного флота, а при нём Школу юнг.



Места дислокации подразделений Школы.



Копия приказа об учреждении Школы юнг Северного флота.

Как говорилось в официальном приказе: «в целях создания кадров будущих специалистов флота высокой квалификации, требующих длительного обучения…». Юнги обучались в школе 12 месяцев, по её окончании они отправлялись служить в действующий флот, где по достижении совершеннолетия зачислялись в кадровый состав.

Широкого оповещения о наборе в школу не давалось, так как опасались излишнего энтузиазма среди юношей, самовольных побегов на флот. Многие подростки были заняты тогда в тылу и терять этот ресурс было нерационально. Конечно, было много и беспризорников, потерявших родителей на войне или вышедших лесами с оккупированных территорий. Поэтому набор производился по специальной разнарядке ЦК ВЛКСМ в г. Москве и еще восьми областях. Всего планировалось набрать 1,5 тыс. юношей 14-15 лет, имевших 6-7 классов образования.

Однако, меры секретности сработали слабо, и конкурс оказался весьма велик. Но, к сожалению, на местах довольно нерадиво отнеслись к отбору кандидатов, поэтому уже на сборном пункте в Архангельске, да и по прибытию на Соловки, часть подростков отсеивалась по различным причинам: из-за недостаточности образования, по биометрическим показателям или здоровью. В 1942 г. пришлось даже в срочном порядке проводить донабор кандидатов в Архангельске и Молотовске (ныне г. Северодвинск). Самым большим набором стал последний, третий (1944-1945 гг.) - 1 тыс. 428 человек, а самым маленьким - второй (1943-1944 гг.) - 1,3 тыс. человек.



Фотография выпуска одной из учебных групп.

Тяжелее всего пришлось юнгам первого набора, т. к. материальной базы для школы ещё не было, и пацанам пришлось её создавать самим: они отремонтировали старое, полуразрушенное здание церкви, каменный корпус и бывшую деревянную гостиницу для богомольцев в д. Савватьево, которая располагалась в нескольких километрах от соловецкого кремля. Эти здания были отведены под учебные корпуса. Жить юнги должны были в землянках, но и их надо было сначала построить, а до этого момента они ночевали в палатках, все остальное время проводили на свежем воздухе.

Кстати о землянках. Вы соловецкую почву видели? Нет? Представьте себе манную кашу с изюмом. Представили? Так вот, изюм - это валуны, размером от некрупного арбуза до троллейбуса, и их там от 50 до 70% по объёму. Манка - это песок. Ну и комочки - как же без комочков. Комочками у нас работает глина. Эту смесь не то, что лопата - кирка с ломом берут с бааальшим трудом. И вот эту землю роют слабосильные и плохо кормленные подростки (на второй тыловой норме не разжиреешь). И это без отрыва от занятий - флоту нужны специалисты, т.е. все работы за счёт сна. А из механизации - пердячий пар и свежесрубленные брёвна в качестве слег и рычагов. Впечатляет, правда?



Модель землянки. В реальности она была заглублена в землю до половины.

Вот в таких условиях и учились. Хорошо учились - рекламаций с флота не поступало. И в этом заслуга, как самих курсантов, так и командно-преподавательского состава.

А преподавательский состав подобрали замечательный - это были опытные военные моряки, как правило, имевшие уже опыт педагогической работы. Из 65 человек преподавателей 27 имели высшее образование, 4 - неоконченное высшее, 22 - среднее специальное, 12 - среднее образование. И послужной список у этих офицеров, мичманов и старшин тоже впечатлял. Они очень много сделали для материального оснащения учебного процесса: ими были смонтированы и оборудованы кабинеты радиоаппаратуры, военно-морского дела, мореходных инструментов и т.д.



Личные вещи начальника Соловецкой школы юнг капитана 1 ранга Авраамова Н. Ю.

Кому интересно, вот что в вике говорят про первого начальника Школы.



Практические занятия по минно-торпедному делу и почётные грамоты.



Конспекты, учебные пособия и штурманские инструменты.



Инструменты



Ещё.

Но в первую очередь они подготовили три выпуска высококвалифицированных специалистов для  флота. Действительно, квалифицированных. Вот такой факт - в своих воспоминаниях юнга Л Пшеничко, после обучения попавший на службу в Дунайскую флотилию, пишет: «командир, узнав, что мы являемся неплохими специалистами, заставил нас проводить занятия с матросами - на корабле служили матросы, которые воевали, но нигде не учились». Пацаны 15-16 лет натаскивают по ВУС кадровых матросов - если это не высочайший уровень, то я не знаю что считать высочайшим!

Помимо изучения специальности и обучения военно-морскому делу в образовании юнг много внимания уделялось общеобразовательным предметам и политподготовке.

О физподготовке тоже не забывали. Например, летом 1944 г. юнги в соревновании с взрослыми завоевали первенство по баскетболу, волейболу, метанию диска, копья, бегу на 5 км. И о культурной программе/самодеятельности -  концерт под девизом «Ленинград», подготовленный юнгами, был очень популярен на Соловках.



Личные вещи юнг и общественный патефон.

Всего за 1942-1945 гг. в школе юнг было подготовлено 4111 специалистов: 946 радистов, 717 мотористов торпедных катеров, 534 электрика надводных кораблей, 411 боцманов надводных кораблей, 139 торпедных электриков и т.д.

Многие выпускники были награждены боевыми наградами, некоторые за проявленный героизм получили ордена Красного знамени и Красной звезды, а Владимир Григорьевич Моисеенко за подрыв 8 японских дзотов и блиндажей был удостоен звания Героя Советского Союза. Помимо электрика В. Моисеенко Героями Советского Союза стали ещё пятеро юнг..



Список всех выпускников Школы юнг.

В мирной жизни парни тоже не пропали. Многие стали офицерами флота - думаю, с этим прицелом их и готовили.  Борис Штоколов, народный артист СССР и лауреат Государственной премии СССР, стал известным советским и российским оперным певцом. Ну а Валентин Саввич Пикуль, при всей неоднозначности его творчества, у всех на слуху и, положа руку на печень, очень много сделал для пробуждения в нашей стране интереса к родной истории.

Ну вот, опять получилось сумбурно - ну уж как есть. А теперь много фотографий и тоже бессистемно. Не получается иначе - ощущения, образы... Сам себя не узнаю.



Фотография одной из землянок и копии приказов по учебной части.



Личные вещи одного из преподавателей.



Стенд, посвящённый другому преподавателю



Рапорта с просьбой о зачислении в Школу.



Копия мемориальной доски начальнику Школы.



Приказ о формировании Школы юнг.



Книги о Школе и модель торпедного катера - на таких служили многие выпускники.



Личные вещи юнг А. И. Загородницкого и Ямкова К. И.



Стенд, посвящённый Герою Советского Союза Моисеенко В. Г.



Личные вещи ещё одного юнги.



Газетные статьи.



Ещё.



Рисунки одного из юнг.



Конспекты.



Аттестационные ведомости.



Командно-преподавательский состав.

Вот такой рассказ. Уж как получилось. Могу дать бесплатный совет - Музей Школы юнг Северного флота к посещению обязателен и не важно интересуетесь вы историей флота или нет. Он не столько о флоте, сколько о людях. О пацанах, добровольно пошедших на войну. И об офицерах, вложивших в этих мальчишек душу. О любви к Отечеству. Без пафоса, рисовки и красивых фраз и поз. Они были. Они сделали. И об этом надо помнить. За пафос извиняться не стану - он тут к месту.

Ну а мы вышли из музея и присели на одну из специально поставленных рядом лавочек - эмоциям надо было дать улечься. И пейзаж этому способствовал.



Вид с лавочки у Музея Школы юнг на бухту Благополучия.

Меньше, чем через час, нас ждал Соловецкий Кремль.

Предыдущие части:

Часть I, Глава I: https://vodnik-t.livejournal.com/19897.html

Часть I, Глава II: https://vodnik-t.livejournal.com/20006.html

Часть II, Глава I: https://vodnik-t.livejournal.com/20467.html

Часть II, Глава II: https://vodnik-t.livejournal.com/20727.html

Часть III, Глава I: https://vodnik-t.livejournal.com/20810.html

Часть III, Глава II: https://vodnik-t.livejournal.com/20996.html

Часть III, Глава III: https://vodnik-t.livejournal.com/21327.html

Часть IV, Глава I: https://vodnik-t.livejournal.com/21600.html

Часть IV, Глава II: https://vodnik-t.livejournal.com/21971.html

Часть IV. Глава III: https://vodnik-t.livejournal.com/22251.html

Часть IV. Глава IV: https://vodnik-t.livejournal.com/23136.html

Часть IV. Глава V: https://vodnik-t.livejournal.com/23136.html

Часть IV. Глава VI: https://vodnik-t.livejournal.com/23696.html

Часть IV. Глава VII: https://vodnik-t.livejournal.com/23840.html

Часть V. Глава I: https://vodnik-t.livejournal.com/24271.html

Часть V. Глава II: https://vodnik-t.livejournal.com/24473.html

Часть V. Глава III: https://vodnik-t.livejournal.com/24773.html

Часть V. Глава IV: https://vodnik-t.livejournal.com/25068.html

Часть V. Глава V: https://vodnik-t.livejournal.com/26039.html

Часть V. Глава VI: https://vodnik-t.livejournal.com/26223.html

Часть V. Глава VII: https://vodnik-t.livejournal.com/26506.html

Часть V. Глава VIII: https://vodnik-t.livejournal.com/26635.html

Часть VI. Глава I: https://vodnik-t.livejournal.com/27118.html

Часть VI. Глава II: https://vodnik-t.livejournal.com/27153.html

Часть VI. Глава III: https://vodnik-t.livejournal.com/27533.html

Часть VII. Глава I: https://vodnik-t.livejournal.com/27784.html

Часть VII. Глава II: https://vodnik-t.livejournal.com/28287.html

Часть VII. Глава III: https://vodnik-t.livejournal.com/28667.html

Часть VII. Глава IV: https://vodnik-t.livejournal.com/28863.html

Часть VII. Глава V: https://vodnik-t.livejournal.com/29033.html

Часть VII. Глава VI: https://vodnik-t.livejournal.com/29439.html

Соловки, Русский север, Память..., История, Путешествия

Previous post Next post
Up