Часть V. Петрозаводск и Кижи. Глава VII. Как жили суровые северные хоббиты.
Отойти от острого эстетического отравления нам не дали - наша классная дама построила и взнуздала подведомственное стадо и повела его знакомиться с бытом островитян.
Первым пунктом нашей программы стал дом крестьянина Ошевнева из деревне, что характерно, Ошевнево, построенный в 1876 году и перевезённый в Кижи в 1951 году.
Небольшое лирическое отступление. 1951 год. Всего 6 лет назад закончилась чудовищная война. Страна ещё, по большому счёту, с голой задницей, разрушенное ещё восстанавливать и восстанавливать и восстанавливать, а правительство находит немалые средства на выкуп по рыночной цене у владельца домища, способного вызвать зависть у современных микроолигархов районного, а то и областного масштаба. И ещё большие средства на разборку дома, перевозку его через озеро, сборку на новом месте и организацию музейной экспозиции. Показательно, правда?
Ну, а мы, бросив ещё один взгляд на Погост, двинулись к дому Ошевнева.
Автор на фоне Погоста.
Семейство Петровых там же.
Первая мысль, которая посетила меня, при взгляде на дом Ошевнева была: «Широко жил партизан Поросюк!». Это вам не пятистенок в три окошка по фасаду, привычный по Средней полосе.
Дом Ошевнева. Серьёзное строение!
Кстати, не находите ничего знакомого по модным журналам о красивой жизни? А если присмотреться? Правильно, шале! Лишнее подтверждение избитой истины о том, что сходные условия порождают сходные решения. И в Альпах, и на Русском Севере зима длинная, морозы серьёзные и снегу до..., много, в общем. Только у нас это называется изба-кошель.
Следовательно, все надворные постройки: амбар, хлев, сеновал, тележный сарай, сарай для сетей, лодочный сарай, мастерские и кладовые загоняются под одну крышу с жильём. Вопрос выживания. Как и то, что жили большими семьями под одной крышей - иначе не выжить. И ничего, решали как-то проблему двух хозяек на одной кухне - их там и больше десятка случалось.
Примерный план избы-кошеля
Отдельно ставили бани, дровяные сараи, бывало, что лодочные и второй амбар - всё зерно в одном месте не держали.
Перед нами, конечно, весьма зажиточная изба, точнее, четыре избы под одной крышей - род был велик и зажиточен, но и бедные были не сильно меньше. Почему - писал выше. А вот украшены бедные избы были сильно скромнее, хотя всё равно старались. Можно съездить на Север и посмотреть. Их там ещё в количествах и люди в них продолжают жить, приспосабливая под современные потребности.
Ну а здесь хозяева за столько-то лет развернулись!
И плоскорельефная, и барельефная, и прорезная резьба - всё в одном флаконе.
Оцените гульбище (террасу по фасаду), балкончики и, главное, резьбу. Деревянное кружево, как это не избито звучит.
И обратите внимание на бутовый фундамент. Бут сухой - без связующего раствора, но камушки очень тщательно подогнаны друг к другу. Умели же предки!
Да и остальные конструктивные элементы впечатляют. Конструкция дома безгвоздевая. Сруб рублен «в обло». Кровля выполнена «по курицам и потокам». «Курицы» или «кокоры» - это молодые ели, срубленные с корнем. Плотники только отсекали, и обязательно только топором, от срубленных деревьев все ненужное. «Курицы» укладывались поперек продольных «слегов» так, что утолщенные концы свисали с крыши. На них укладывались «потоки» продольные бревна с выдолбленным лотком, которые играли роль водостоков. Сверху крыша покрывалась досками, тесанными топором - тёсом. У совсем бедных дранкой - особым образом нащипанной (надранной) щепой. Изредка могли использовать гонт - своего рода деревянную черепицу или лемех, но это уже для желавших странного.
Наличники и полотенца.
Разумеется, мы не могли не обойти здание вокруг.
Главный фасад. Да, горизонт завален. Согласен, у меня руки-крюки, но чем богаты ;-)
Балкончик на мезонине
Боковой фасад.
Обратите внимание на огородик. Вполне себе рабочий. Растёт картошка, капуста, репа. А вот жердяная ограда не очень характерная. На Севере, обычно, использовали другую конструкцию. Позже покажу.
Так резьбу лучше видно.
Боковой и задний фасады.
Вот тут, как раз, видна правильная северная жердяная ограда - диагональная. Причём, опоры в ней обязательно из можжевеловых стволов, а прясла - из еловых. Такой забор способен сопротивляться гнили не один десяток лет.
Вид на огород, курную баню и Погост.
А теперь пора внутрь. К сожалению, с общими планами там не задалось - народу много.
Жилая горница. По центру в платочке наша "классная дама".
Вдоль стен идут полки - надлавочницы, а между ними протянуты другие - полицы. На полицах лубяные короба. В углу виднеется ткацкий станок. С потолка свисает люльки или зыбка для младенца. Вдоль стен лавки, у окна стол. Классический интерьер. Если смотрели советский сериал Россия молодая, то он вам знаком - избу кормщика Ивана Рябова снимали именно здесь.
Красный угол с иконами и солидный ларь под ними. В ларе хранили свечи, лампадное масло и книги, если были.
Кухня. Кухонный стол с претензией (богатая семья), на нём повседневный самовар и полки для посуды - подблюдницы.
Ткацкий станок и зыбка.
Бронзовый рукомойник и ушат под ним.
Печная утварь и второй повседневный самовар.
А это уже парадная горница. В ней и настенные часы (жутко дорогая вещь) и городская или с претензией на городскую мебель, и лампа с абажуром, и стол со скатертью. Скатерть, кстати, подлинная, причём кружевная. От узора даже я - близко не знаток и то обалдел, а женская часть группы была сражена наповал.
Дама за столом - вышивальщица и бисерница. На столе перед ней изделия из бисера и речного жемчуга. Очень красивые и искусно выполненные. Но не покажу - когда дамы поняли, что на столе лежат украшения, там учат как их делать, да ещё и продают не очень за дорого, то с криком «Бусики!» смели мужскую часть экскурсантов, насмерть затаптывая неосторожных и нерасторопных. :-)
Парадная горница.
Парадные самовары на лежанке печи - такие выставляли когда принимали гостей.
Хозяйская кровать. Оцените покрывало. Гуры печворка из этих ваших энторнетов могут идти коллективно топиться от зависти.
Шкаф. Явно городской. Дорогая и статусная вещь. Теперь таких не делают. А среди посуды мой намётанный глаз приметил и знаменитый конаковский фаянс фабрики купца Жукова, убитой почти в ноль при нашем позапрошлом губернаторе
Зеркало и сундук. Сундук, наверное, хозяйкин. А резьба на оправе зеркала - у меня слов нет. Тоже весьма статусная вещь. Ну и рушники - уж на что не знаток и то проникся.
Лавка, часы (наверняка предмет лютой зависти соседей) и икона в красном углу.
А дальше мы пошли в хозяйственные помещения. Тут вперёд твёрдым шагом вышла мужская часть группы.
Сани и санки. Как сделано!
Сети, мерёжки (морды) и лодка - без этого на Онеге, да и на Севере вообще никуда.
Кстати, лодка традиционная - кижанка, имевшая хождение на всех крупных озёрах Севера России. И собрана не на гвоздях, а сшита вицей - специально обработанным еловым корнем.
Ворот.
Токарный станок. Самодельный. На заднем плане бороны, вилы, грабли, а в темноте справа - крупорушка.
Столярная мастерская хозяина дома.
Серпы и косы. Обратите внимание на короткие косы с кривой ручкой - горбуши. На Севере они прекрасно сосуществовали с привычной нам косой-литовкой, а в остальной России вышли из употребления веке в XIV
А вообще мы находились в крытом сарае на втором этаже, где базировались и сеновал, и «техника» - сани, телеги, бороны, сохи или плуги, мастерская и т.п. Сарай был приспособлен для того, чтобы в него без проблем зашла лошадь запряжённая в гружёную телегу или сани. Для этого строилась специальная аппарель - её хорошо видно на фотографиях заднего фасада. Сеновал располагался над хлевом, чтобы не тратить лишнюю энергию на доставку корма скоту - бери и кидай в люк.
И так во всём - объёмно-планировочные и конструктивные решения крайне функциональны, проработаны и, поверьте, изящны и грамотны с инженерной точки зрения. Жизнь заставила.
А нам дорога на улицу. В сектор «Русское Заонежье». Ещё один взгляд на Погост.
Следующая остановка - церковь Воскрешения Лазаря.
Сама церквушка не велика, чего не скажешь о её истории.
Церковь Воскрешения Лазаря. XIV век.
По преданию, церковь была построена во второй половине XIV века основателем Муромского монастыря (не того, который в Муроме, а того, что недалеко от Пудожа в Карелии) преподобным Лазарем Муромским. Т.е. вот эта небольшая церквушка - ровесница Куликовской битвы.
Со временем в Муромском монастыре появились церковь Успения Пресвятой Богородицы и церковь Рождества Иоанна Предтечи, а церковь Воскрешения Лазаря оказалась за монастырём «на Гробище», то есть на кладбище.
Далее история храма прослеживается по писцовым книгам Юрия Сабурова 1496 года, Андрея Плещеева 1583 года, князя Ивана Долгорукого и подъячего Посника Ракова 1628 года. В последней указано, что храм клетского типа, а также впервые описан интерьер: «А в церкви образов: образ месный Лазарево Воскресенье на краске; образ Пречитыя Богородицы Одигитрия на краске; Деисус и двери царские и сень и столбцы на краске; да в алтаре за престолом образ Пречистыя Богородицы Одигитрия, а на другой стороне образ Николая Чудотворца на краске; крест выносной на краске; индитья и покров крашенинные».
В 1788 году Муромский монастырь упразднили, а его храмы стали приходскими. В 1867 году монастырь восстановлен по инициативе И. И. Малокрошечного. Разумеется, была составлена опись монастырского имущества, а в 1875 году эту опись кто-то прочитал и церковь Воскресения Лазаря обнесена оградой - её признали историческим памятником.
Примерно в те же годы архитектор Л. В. Даль (да, родственник - сын) произвёл обмеры и нарисовал чертежи храма. В 1880-х годах над церковь заключена в часовню-футляр, иконостас подвергся изменениям, разобран притвор.
В 1918 году монастырь был упразднён окончательно и церковь стояла бесхозной.
В 1954 году А. В. Ополовников подготовил проект реставрации храма. В 1959 году он был разобран и перевезён в музей-заповедник «Кижи». Длительное нахождение в футляре привело к появлению грибка. Сгнившие доски были заменены, а притвор восстановлен по чертежам Л. В. Даля.
Вот такая занимательная история. А нам дальше - к ветряной мельнице.
Дорога на мельницу и классическая северная жердяная ограда. За оградой огород - картошка, морковка, лучок.
Когда-то она принадлежала крестьянину Н.А.Биканину и стояла в деревне Волкостров, Медвежьегорского района. В 1959 году на неё положил глаз А.В.Ополовников - директор музея-заповедника Кижи. Мельницу выкупили и перевезли на остров.
Мельница вблизи.
С другого ракурса.
Сооружение относится к классическому типу «мельница-столбовка», распостранённому, в своё время, не только на Севере. Представляет собой квадратный в плане высокий сруб, в центре которого проходит осевой столб, врытый в землю - вертлюг, на котором и возведён корпус мельницы.
Вертлюг крупным планом.
От корпуса со стороны крыльев и со стороны входа отходят бревна-рычаги - «воротила». Поворотный круг и «воротила» позволяют повернуть мельницу в сторону ветра. Поворот мельницы осуществлялся при помощи веревочного каната и ворота простейшей конструкции, вкопанного неподалеку от сооружения.
С разрешения экскурсовода и если мельница не работает, а это случается, можно попробовать повернуть мельницу. Мы попробовали - тяжеловато, но вполне возможно.
Рабочее помещение постройки двухэтажное: на втором этаже расположен горизонтальный вал, с внешней стороны заканчивающийся восемью крыльями, каменные жернова, ковш для засыпки зерна. Вал снабжен деревянными зубьями, приводящими в движение деревянные песты от ступ первого этажа. При помощи деревянной шестерни приводятся в действие жернова. Первый этаж кроме ступ снабжен ларем для муки и устройством, регулирующим помол зерна. Корпус мельницы возведен из толстых досок. Венчает всё это асимметричная двускатная крыша гвоздевой конструкции.
Если посмотреть налево от мельницы, то взору откроется странное сооружение, похожее на гигантскую деревянную антенну. Наша экскурсовод спросила, что это, по нашему мнению? Не угадал никто.
Сушила для овса.
Оказалось - сушила для овса. Овёс вполне доспевает в лёжке, если не обмолочен, вот снопы его и распяливали на этом сооружении, чтобы сох и зрел и не попал под заморозки. зона рискованного земледелия - приходится приспосабливаться.
А нам дальше - к часовне Михаила Архангела.
Часовня Михаила Архангела. Обратите внимание на человека, заходящего в неё - он ещё появится в этом повествовании.
Она тоже не молоденькая - 1670 года постройки. Раньше стояла в деревне Леликозеро, Медвежьегорского района. В Кижах с 1961 года.
Конструктивно это часовня развитого клетского типа. Западная часть часовни с северной стороны имеет пристройку сеней. Горизонтальная ось композиции образована равноширокими срубами собственно часовни, трапезной и поставленными впритык к трапезной сенями. Вертикальные оси композиции образуют на западе шатровую колокольню над сенями, на востоке - сруб собственно часовни, перекрытый двускатной симметричной двухъярусной крышей и увенчан луковичной главкой.
Часовня Михаила Архангела с другого ракурса.
Срубы рублены «в обло», восьмерик колокольни «в лапу». Шатер звонницы опирается на одинарные круглые столбы. Восьмерик колокольни имеет повал, сруб собственно часовни двойной повал.
Кровля тесовая: над трапезной и сенями безгвоздевой конструкции, во втором - гвоздевой из красного теса. Декор часовни Михаила Архангела строг и по своему характеру является типичным для подобных сооружений Заонежья.
Часовня Михаила Архангела имеет двухярусный иконостас, который состоит из местного и деисусного чина, и потолочное перекрытие - «небо». Живопись иконостаса датируется XVII-XVIII вв. Иконостасные иконы и иконы неба написаны в последней трети XVII века. Среди них есть подписные иконы, которые датируются 1671-1674 годами.
В настоящее время иконы неба находятся под записью конца XIX века.
Тут - на лавочках возле часовни наша экскурсия и закончилась, мы расстались с нашей «классной дамой». Классной во всех отношениях. Но не сразу - напоследок у неё был заготовлен для нас сюрприз.
Мужчина с первой фотографии часовни оказался звонарём. Нам предстоял концерт колокольной музыки!
Своё видео я вставить не сумел, так что пусть будет с Ютуба
Click to view
Дальше тоже хватало интересного, но об этом в следующий раз.
Предыдущие части:
Часть I, Глава I:
https://vodnik-t.livejournal.com/19897.html Часть I, Глава II:
https://vodnik-t.livejournal.com/20006.html Часть II, Глава I:
https://vodnik-t.livejournal.com/20467.html Часть II, Глава II:
https://vodnik-t.livejournal.com/20727.html Часть III, Глава I:
https://vodnik-t.livejournal.com/20810.html Часть III, Глава II:
https://vodnik-t.livejournal.com/20996.html Часть III, Глава III:
https://vodnik-t.livejournal.com/21327.html Часть IV, Глава I:
https://vodnik-t.livejournal.com/21600.html Часть IV, Глава II:
https://vodnik-t.livejournal.com/21971.html Часть IV. Глава III:
https://vodnik-t.livejournal.com/22251.html Часть IV. Глава IV:
https://vodnik-t.livejournal.com/23136.html Часть IV. Глава V:
https://vodnik-t.livejournal.com/23136.html Часть IV. Глава VI:
https://vodnik-t.livejournal.com/23696.html Часть IV. Глава VII:
https://vodnik-t.livejournal.com/23840.html Часть V. Глава I:
https://vodnik-t.livejournal.com/24271.html Часть V. Глава II:
https://vodnik-t.livejournal.com/24473.html Часть V. Глава III:
https://vodnik-t.livejournal.com/24773.html Часть V. Глава IV:
https://vodnik-t.livejournal.com/25068.html Часть V. Глава V:
https://vodnik-t.livejournal.com/26039.html Часть V. Глава VI:
https://vodnik-t.livejournal.com/26223.html