Как мы по Северу прокатились, или "Всё на Севере хорошо, только жарко".

Jan 04, 2023 00:02


Часть V. Петрозаводск и Кижи. Глава IV. Увидеть Кижи и умереть!

Солнце встало, хаба-хаба, жарко стало хаба-хаба! Такая мысль промелькнула у меня, когда мы выкатились из подъезда. И это ещё семи утра не было, массаракш! А ведь нам предстояло весь день ходить по острову, на котором тени как-то немного...



Однако, малодушные мыслишки вытеснило могучее стремление, вынесенное мной в заголовок. Кижи были для меня идеей фикс лет, эдак, с четырнадцати - хороший такой застарелый, матёрый гештальт и мне предстояло его сегодня закрыть. И как я только удержался от скакания козликом? Наверное, рюкзак, набитый бутылками с водой, мешал.

Пафос мне сбила неожиданная встреча. На выходе со двора к нам подошёл мужик с симптомами русской национальной мужской утренней болезни - озноба бодунного генеза. Судя по всему, ночь у гражданина выдалась бурной.

- Мужики, это какой город? - товарищ обдал нас волной выдержанного перегара.

- Ээээ? - не нашёлся с ответом я.

- А тебе, бедолага, какой надо? - поинтересовался Павел.

- Иваново! - произнёс гражданин.

- Далековато, - констатировал очевидное Павел.

- Иваново, - подтвердил мужик. - Я где? У нас такого нет.

- Однако! - обрёл дар речи я.

- Мужик, ты в Петрозаводске, - сжалился Павел Валерьевич.

Мужик задумался, а потом нецензурно отверг столь фантастичный вариант и присовокупил:

- Мне в Иваново надо!

- Сочувствую, - проявил жалость Павел, - но ты в Петрозаводске. Ты вообще кто и как сюда попал?

- Чо, правда? - мужик окончательно сник. - Помню, с ребятами-проводниками во Владимире сели, а дальше ничего не помню! Проснулся - вокзал, лавочка ну и пошёл домой, а дома нет и нет... И чо теперь делать? Денег нет н-на, документов нет, н-на - один пропуск.

И мужик продемонстрировал нам рждшную корочку.

Мы с Павлом едва не закисли от смеха.

- Ты где живёшь-то? - поинтересовался Павел.

- На улице Строителей, - убито сообщил мужик. - В Иваново.

Вот тут мы уже не сдержались - фильм «Ирония судьбы» в нашей стране смотрели все.

- Что ржёте? - совсем убито вопросил мужик. - Чо мне делать-то?

- Иди, мил человек, в полицию, - сквозь смех присоветовал Павел. - Штраф тебе там, разумеется, выпишут, но помогут.

- А полиция где?

- Не знаем, не местные, - развёл руками Павел, - но на вокзале точно есть.

- Мужики, сигарету дайте, - чуть не плача попросила жертва обстоятельств.

Мы не звери - дали страдальцу около половины пачки. Тот поблагодарил и, что-то бормоча под нос, поплёлся в обратном направлении, а мы, закисая от хохота, двинулись в сторону набережной.

Дошли, погрузились на странного салатового цвета Комету и отправились навстречу мечте. По крайней мере, моей.

Разумеется, Павел, Настя и я заняли козырное место на крошечной верхней палубе и принялись смотреть во все глаза.



На панорамы Петрозаводска







На берега Онеги.





На острова.







И, наконец, просто на морской озёрный простор.





И вот перед нами открылся остров Кижи с его знаменитыми на весь мир деревянными храмами. Я, признаться, подпрыгивал от нетерпения.



Мы подходим к причалу. Вдалеке Спасо-Преображенский собор.



А вот он чуть ближе.

Теперь, думаю, стоит поведать о том, что есть на острове Кижи и чем он вообще славен а впечатления и эмоции пока отложить в сторону. Для начала приведу две карты: на первой отмечено всё, что есть в музее-заповеднике Кижи, на второй - то, где мы успели побывать.





Схема музея-заповедника Кижи. Кликабельно.



Тонкая красная линия© - это наш маршрут.

Как видите, осмотреть мы успели с гулькин фиг, хотя, видит бог, мы старались, но время, время...

Говорят, на острове есть гостевой дом с несколькими апартаментами на 8 человек и ценой за 50000 в сутки за апартаменты, плюс, гостевые дома на соседних островах. Возможно, это вариант, ибо, сдаётся мне, Билли©, за день Кижи не осмотреть, а уж за несколько часов - тем более. Ну, или, упоминавшиеся ранее круизные теплоходы могут спасти отца русской демократии. В прочем, не стоит роптать - я исполнил мечту детства и не умер. Это ли не повод для радости?

А теперь, пожалуй, надо переходить к истории этого места, вполне заслуживающего звания Чуда Света. Итак...

Музей-заповедник создан 2 сентября 1945 года. Да, страна лежала в руинах, нечего было банально жрать и чем срам прикрыть, но предки думали о сохранении культурного наследия.

1 января 1966 года на базе архитектурного ансамбля Кижского погоста был основан Государственный историко-архитектурный музей «Кижи», куда помимо существующих на своих первоначальных местах построек было свезено большое количество часовен, домов и хозяйственных построек из Заонежья и других регионов Карелии.

А в 1990 году архитектурный ансамбль острова Кижи был включён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Такова музейная история острова. А есть ещё и домузейная и она куда длиннее.

Славяне пришли в эти края в X-XI веках и относительно мирно расселились среди коренного угро-финского населения. Разумеется, стычки случались, но воспоминаний о крупных конфликтах ни изустная, ни письменная история не сохранили.

В письменных источниках Кижский Погост фигурирует с XV века. Когда-то эти земли принадлежали Марфе Борецкой - знаменитой Марфе Посаднице.

О том, что на острове Кижи имелась церковь, впервые было указано в Писцовых книгах Обонежской пятины за 1696 год: «Погост Спасский в Кижах на Онего озере на Кижском острову, а на погосте строет церковь новую, теплую, клетцки, во имя Покрова Богородицы. Да в той же церкви построен предел во имя Николая Чудотворца, настоящая церковь Преображения Господне и прежняя Покрова Богородицы в прошлом 7202 году сгорели от молнии…»

Стало быть, традиционные для Русского Севера храмы, посвящённые Преображению Господню и Покрову Богородицы на острове были да сгорели.

Кстати, о храмах в честь Преображения Господня. И на Валааме, и в Кижах и на Соловках главные храмы Спасо-Преображенские. Видимо, что-то в акте Преображения было очень близко предкам, уходившим всё дальше и дальше на Север к Студёному морю.

Ну, а кроме кроме этого к Кижскому приходу в XVI веке ещё относились: церковь Святых апостолов Петра и Павла на озере Сандал, церковь Святого Ильи Пророка в Великой губе, церковь Троицы Живоначальной и Николы Чудотворца Клименецкого Свято-Троицкого монастыря.

К концу XVII века в Кижском погосте-округе были образованы ещё семь самостоятельных приходов, однако храмы на острове Кижи оставались главными храмами всего Кижского погоста-округа.



Остров Кижи. Современное фото с дрона. Не моё.

Население Кижского погоста, состоящее примерно пополам из русских и карел занималось преимущественно земледелием, рыболовством и охотой, но капитализм, точнее, протокапитализм настойчиво постучался и в их двери. Можно сказать, сапогом.

В XVII веке новгородский купец Семён Гаврилов начал создавать металлургическое производство в заводском масштабе. Обнаружив медную руду, он начал в 1669 году строить меде-плавильный завод в Кижском погосте-округе. Его начинание воплотили в жизнь датские горнозаводчики Бутенант и Марселис. В 1696 году у них было уже три завода (два в Шуньге и один в Кижах). К концу XVII века в Кижском погосте-округе открылись ещё 2 новых завода. Заводы строились первоначально как медноплавильные, затем, вследствие убыточности, их переводили на производство железа. Крестьянское население относилось к строительству заводов враждебно, ввиду масштабного отвода заводчикам земельных участков и лесных угодий под разработку богатых рудами недр, введения для крестьян обязательной работы на заводах, подрыва кустарной добычи и обработки железа. Да ещё с розыском и обложением налогом пахотных «полянок» в лесах подсуропили. А уж когда нежелавших работать на заводах крестьян Кижского погоста хотели принудить к этому силой, они под предводительством своего старосты напали на возчиков руды и на заводский посёлок с «пищальми, бердыши, и с рогатинами и с кистенями». Этот вооружённый протест был подавлен присланным отрядом стрельцов.

А уж в «просвещённом осьмнадцатом веке» веселуха пошла по-полной...

Самым крупным явилось восстание приписных крестьян в 1769-1771 годах. Руководители восстания крестьяне Климент Алексеевич Соболев из деревни Романовская Толвуйского погоста, Семён Костин, Андрей Сальников были «наказаны кнутом с вырезанием ноздрей и с поставлением знаков» и сосланы на вечную каторгу в Сибирь, на Нерчинские рудники. Десятки крестьян были отправлены на каторжные работы, отданы в рекруты, приговорены к телесным наказаниям.

После губернской реформы 1775 года погосты как административно-территориальные образования были упразднены. Границы Кижского прихода были значительно сокращены до размеров Кижской волости Петрозаводского уезда Олонецкой области Новгородского наместничества. Количество прихожан в Кижском приходе, по данным на 1785 год, составляло 2358 человек.

До 1827 года Кижский приход находился в ведении Архангельской епархии, а с 1827 года в ведении вновь созданной Олонецкой епархии.

Из справки «Историческое сведение о приходе Кижском Петрозаводского уезда», составленной в 1850-х годах исправляющим должность благочинного священника прихода Стефаном Ржановским: «Селений или деревень в сем приходе 41. Отдаленнейшие из них деревни: Когда в 29, Усть-куома, Сибова, Ваев-наволок, Лариков остров в 10 верстах и прочие все близ церкви. В тех деревнях душ мужеска пола 1072, женска 1250. Они всегда были государственными и ни к какому иному месту или лицу не принадлежали. В царствование блаженныя памяти императора Петра Великого определены под ведомство Олонецких заводов и с того времени сверх государственных податей и земских повинностей исправляют заводскую работу, которая от заводского начальства в каждый год возлагается на них именем уроков. Работа сия состоит или в рубке дров или перевозке угля из лесу в завод же…».

В 1867 году в ходе своей поездки по северным губерниям России остров Кижи Олонецкой губернии посетил академик архитектуры Л. В. Даль. И немного, надо думать прифигел. Вот от этого:



Опять современное дронофото. И тоже найдено в интернете

В 1885 году на кладбище Кижского погоста был похоронен сказитель былин Трофим Рябинин.

О судьбе этого человека следует рассказать подробнее. Именно ему мы обязаны тем, что знаем об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче, Садко-купце, Святогоре Богатыре, Микуле Селяниновиче. Забаве Путятичне, Владимире Красно Солнышко, Соловье Разбойнике, Змее Горыныче и прочих, известных всем с детства героях русского эпоса. Да режиссёры, продьюссеры и маркетологи на его могиле свои шабаши должны проводить, ибо с него поколениями кормятся! Со слов этого человека были записаны БЫЛИНЫ. Да-да - те самые. И он же убедил друзей и соседей не выходить на приезжих задрыг с вилами и топорами, а беседовать и рассказывать им, что от пращуров сохранили.

На острове Кижи побывали Иван Билибин (в 1904), Игорь Грабарь (в 1909) и Михаил Красовский (в 1916). Билибин писал: «… нигде мне не приходилось видеть такого размаха строительной фантазии, как в Кижах. … Что за зодчий был, который строил такие церкви!»

Сейчас расскажем. По преданию, плотник Нестор, построивший Спасо-Преображенский собор за три года и без единого гвоздя, закончив работу, выбросил свой топор в Онего-озеро и сказал, что ни ему, ни кому либо лучше храма из дерева не построить, ибо во храме том и душа Бога, и душа человека и душа дерева. После чего и сам растаял в воздухе, ибо стало по слову его - душа его слилась с храмом.



Спаср-Преображенский собор (Преображенская церковь). Наверное, в нём и правда живёт душа мастера...

Постепенно Кижи становятся известными в Российской империи: издаются почтовые открытки с видами Кижского погоста, а в 1911 году - картина художника И. М. Шлуглейта «На далёком Севере» с изображением Кижского погоста была приобретена императором Николаем II.



И. М. Шлуглейт «На далёком Севере»

В 1920 году, после Октябрьской революции, церкви Кижского погоста были поставлены на государственный учёт как памятники архитектуры, но отправление религиозных обрядов продолжалось.

Во время войны финны, как всегда, тащили всё, что не приколочено, и вывезли, в т.ч. и уникальные иконы из Преображенской церкви. Часть вернули, а вот иконы так называемого «неба» пропали без следа. Да и вообще изгадили всё, до чего дотянулись.

В 1949-1966 годах проводились реставрационные работы храмов погоста. В январе 1966 года на базе главных храмов погоста был основан Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник. И в него начали свозить деревянные строения со всех концов Карелии.

Сейчас экспозиция на острове гигантская и построена по тематическому принципу (см. Схему музея-заповедника). Мы её обойти не успели.

Ну а теперь пройдёмся по самым знаменитым объектам.

Спасо-Преображенский собор (Преобрпженская церковь)



Спасо-Преображенский собор (Преобрпженская церковь)

Церковь была возведёна в 1714 году на месте одноимённой шатровой церкви, сгоревшей в 1694 году.

Высота от основания до креста центральной главы - 37 м, размер в плане - 20,6×29 м.

Относится к типу деревянных восьмериковых ярусных церквей. Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб - «восьмерик» - с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной (нартекса). На нижний восьмерик последовательно поставлены ещё два восьмигранных сруба меньших размеров.

Церковь увенчана двадцатью двумя главами, размещенными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму кровли - так называемую «бочку». Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придаёт своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трехскатной крышей. Вход в церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца на консолях. Верхняя и нижняя площадки крыльца перекрыты двускатными крышами на резных столбах. Верхние восьмерики опираются на перекрещивающиеся балки нижележащих восьмериков - «переходные четверики» - и раскреплены бревенчатыми подкосами.

Основа интерьера церкви - четырёхъярусный иконостас, включающий 102 иконы.

В 1990 году храм включён в список Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО.

Среди исследователей деревянного зодчества существует мнение, что прообразами кижской Преображенской церкви являются Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, располагавшаяся в Вытегорском уезде, и Храм Покрова Божией Матери в Архангельской области.

Не могу не рассказать о реставрации церкви. Это была совершенно уникальная инженерная операция.

Церковь около 40 лет была закрыта для посещения - время беспощадно к деревянным зданиям.

Еще в 70-е годы здание отклонилось на метр по вертикали, в любой момент могло обрушиться. В 80-х демонтировали иконостас, а внутрь храма поставили металлический каркас.

Реставраторы, специалисты, ученые искали способ, как его восстановить, не испортив. «Объем - 700 «кубов» древесины. Если полностью разобрать, это займет десять футбольных полей.

Наконец, решение было найдено. Здание разделили на семь поясов и реставрировали частями. Сначала подняли целиком, убедились, что это возможно сделать, потом шли снизу вверх, вывешивая каждый пояс.



Схеиа ярусов реставрации

Как инженер, я снимаю шляпу перед теми, кто смог это осуществить. Я бы не взялся за расчёт и проектирование системы поддомкраченных стоек. Казалось бы - давно известный метод подъёма этажей, но нюансов столько, что при попытке осознать их все воображение отказывает. А уж сколько всего могло пойти не так... Однако, справились. Снимаю шляпу перед, не побоюсь этого слова, гением коллег.

Вот так это выглядело в реальности:













Практически все элементы, каждое бревно, маковка, более 35 тысяч лемешин (деревянная черепица крыш и куполов), прошли через Плотницкий центр. Реставраторы выступали врачами: лечили «деревяшки», ставили протезы, «коронки».

Конечно, некоторые бревна пришлось заменить. Но 64 процента исторического материала сохранилось, а для такого объекта это немало. Да и внутри все почти так, как было 250-300 лет назад.

Более того, в церкви почти полностью сохранился подлинный иконостас. Разумеется, он тоже подвергся тщательнейшей реставрации. Не удалось восстановить только украденные финнами иконы «неба» - характерного для деревянного зодчества Русского Севера верхнего «потолочного» яруса иконостаса. Теперь на него можно посмотреть только в т.н. «дополненной реальности». В своё время я это покажу. И очень надеюсь, что «небо» всё же смогут воссоздать или (это будет чудом) найти.

Да, чуть не забыл - церковь летняя и зимой не отапливается. Для зимних богослужений построена 10-главая Покровская церковь. О ней следующий рассказ.

Покровская церковь



Высота церкви - 26 м, общая длина - 32 м, ширина - 8 м, материал - сосна, осина.. Церковь - «зимняя», т. е. отапливаемая, службу в ней ведут с 1 октября и до Пасхи.

Церковь Покрова Богородицы принадлежит к уникальному типу многоглавых храмов. В плане представляет вытянутый прямоугольник с пятигранной алтарной частью на востоке. Пропорциональное решение анфилады: сени, трапезная, молельня и алтарь является традиционным. Центральный объем собственно церковного помещения образован «восьмериком на четверике» и перекрыт восьмискатной крышей с девятью главками на маленьких, рубленых «в лапу», восьмериках. Пятигранный сруб алтарной части перекрыт «бочкой» с алтарной главкой. С запада к основному объему примыкает одновсходное крыльцо, перекрытое двускатной асимметричной крышей.

В верхней части восьмерика реконструирован декоративный пояс из резных треугольных фронтонов с лотками-потоками. Резные причелины и подзоры Покровской церкви имеют традиционную порезку. Полотенца и кисти причелин декорированы сквозной пропильной резьбой в виде солярных знаков, кружков, трапецивидных «капелек». На полотенце над сенями изображен православный крест. Столбы крыльца четырехгранные традиционной геометрической порезки.

Помещение церкви Покрова Богородицы освещается парными окнами с севера и юга: по паре окон в алтаре и сенях, по две пары - в молельне и трапезной. Перед алтарем невысокая солея с полукруглым в плане амвоном. По бокам два клироса с глухими тесовыми стенками, украшенные резными подзорами

Храм был построен в 1694 году. Сгорел и был перестроен в 1764 году.

В 1920 году была поставлены на государственный учёт как памятники архитектуры, но отправление религиозных обрядов продолжалось.

Храм реставрирован по проекту Александра Ополовникова в 1949-1959 годах. Первоначальный иконостас Покровской церкви утрачен - финны постарались. Ныне существующий сделан во время реставрации по образцу старинных иконостасов, он собран из заонежских икон XVII - начала XVIII веков.

Колокольня



Колокольня

Колокольня построена в 1863 году на месте старой шатровой колокольни, которая была «скрыта за ветхостью» в 1862 году. Проект и смета новой колокольни были рассмотрены Губернской строительной комиссией ещё в 1854 году по представлению Благочинного Священника Стефана Романовского. В 1872 году И. И. Копошевым был представлен проект перестройки колокольни «в связи с невозможностью утвердить восьмерик её». В 1874 году проведены работы по перестройке колокольни, по-видимому, верхней её части. В 1900 году в результате ремонта были разобраны полицы, образовывавшие карнизный поясок по всему периметру четверика в уровне второго перекрытия, и декоративные фронтончики на скатах шатра.

В 1951-1954 годах были заменены кровли колокольни и несколько столбов звонницы. Значительная реставрация колокольни была осуществлена в 1991 году.

Ограда



Тут ограда получилась хорошо

Ограда длиной около 300 м, представляет бревенчатый сруб с двускатной крышей на высоком фундаменте из валунов. Настолько высоком, что ограда кажется каменной. Главный вход на погост расположен возле церкви Покрова Пресвятой Богородицы, в середине расположены двустворчатые ворота. Воссоздана в 1959 году по образцу сохранившихся на Севере бревенчатых оград погостов по проекту А. В. Ополовникова.

Кладбище



Так выглядит Кижское кладбище. На переднем плане могила Тимофея Овчинникова - человека, которому мы обязаны былинами.

Как обычно, на кладбище при соборной церкви хоронили наиболее уважаемых или богатых членов общины. Некоторым могилам тут более трёхсот лет. Потомки многих из похороненных здесь до сих пор живут на острове и в его окрестностях.

Ну вот, с учёной информацией более-менее покончено. В следующей части или частях - как пойдёт, будут впечатления.

Предыдущие части:

Часть I, Глава I: https://vodnik-t.livejournal.com/19897.html

Часть I, Глава II: https://vodnik-t.livejournal.com/20006.html

Часть II, Глава I: https://vodnik-t.livejournal.com/20467.html

Часть II, Глава II: https://vodnik-t.livejournal.com/20727.html

Часть III, Глава I: https://vodnik-t.livejournal.com/20810.html

Часть III, Глава II: https://vodnik-t.livejournal.com/20996.html

Часть III, Глава III: https://vodnik-t.livejournal.com/21327.html

Часть IV, Глава I: https://vodnik-t.livejournal.com/21600.html

Часть IV, Глава II: https://vodnik-t.livejournal.com/21971.html

Часть IV. Глава III: https://vodnik-t.livejournal.com/22251.html

Часть IV. Глава IV: https://vodnik-t.livejournal.com/23136.html

Часть IV. Глава V: https://vodnik-t.livejournal.com/23136.html

Часть IV. Глава VI: https://vodnik-t.livejournal.com/23696.html

Часть IV. Глава VII: https://vodnik-t.livejournal.com/23840.html

Часть V. Глава I: https://vodnik-t.livejournal.com/24271.html

Часть V. Глава II: https://vodnik-t.livejournal.com/24473.html

Часть V. Глава III: https://vodnik-t.livejournal.com/24773.html

Кижи, Архитектура, Русский север, История, Путешествия

Previous post Next post
Up