Поездка по Русскому Северу 2024 или рейд упущенных возможностей. Часть II. Вологда.

Nov 01, 2024 07:23

Глава XVI. Интерьеры Софийского собора. Описание стенописи. Начало.

Что ж, начнём, пожалуй... Сразу должен оговориться, многие фотографии я бессовестно выдрал из виртуальной экскурсии.

Первым делом у нас вход, точнее, западный входной портал.

Росписи порталов были выполнены в последнюю очередь. Лучше других сохранилась роспись свода притвора, сооруженного над западным входом в XVII в. В середине XIX в. притвор был перестроен в русско-византийском стиле, при этом часть фресок была уничтожена. В 1960-х гг. при реставрации собора притвору был возвращен первоначальный облик, фрески были расчищены от преимущественно орнаментальных росписей XIX в. и укреплены. Роспись свода западного притвора занята композицией «Древо апостольское». Из 15 медальонов первоначальной композиции, объединенных растительным орнаментом, в разной степени сохранилось 11. В центре свода изображен Иисус Христос, по сторонам - Богоматерь и Иоанн Предтеча, а вокруг - евангелисты и избранные апостолы.



01. Иисус Христос с Богоматерью, Иоанном Предтечей и Апостолами. Роспись свода Западного притвора.





02. Западный притвор. Росписи стен. Покрадено в виртуальной экскурсии.



03. Стенопись свода. Всё то же самое, что и на фотографии №1, но видно лучше. Покрадено в виртуальной экскурсии.

Теперь заходим в храм



04. Вид от западного входа.

и видим опоясывающие нижнюю часть стен собора летопись и убрус. «Убрусом» в монументальной храмовой живописи называется изображение полотна. В Софийском соборе изображение убруса - живописная имитация свисающего расшитого белого полотна - использовано для оформления нижнего яруса всех стен и столпов. Назначение этого орнаментального пояса - отделить священные изображения от пола, приподнять их над уровнем роста человека, и тем защитить от случайного повреждения. В оформлении убруса использован ряд неповторяющихся орнаментов с древними корнями.



05. Летопись и убрус. Покрадено на сайте Вологодского музея-заповедника.

«Летопись» - пространная запись, сделанная при росписи собора. Текст начинается от южного входа, проходит почти по всей южной, западной и северной стенам и заканчивается у северного входа в собор. Надпись рассказывает о времени и обстоятельствах росписи Софийского собора ярославским иконописцем Димитрием Плехановым в 1686-1688 гг. Полностью текст летописи таков: «БЛАГОСЛОВЕНIЕМЪ БОГА ОТЦА ВСЕДЕРЖИТЕЛЯ, ИЖЕ ПРЕЖДЕ ВЊКЪ СЫЙ ПРЕБЫВАЕТЪ, И СПОСПЕШЕНИЕМЪ ЕДИНОРОДНАГО ЕГО СОПРИСНОСУЩНАГО СЫНА, ГОСПОДА НАШЕГО IИСУСА ХРИСТА, И СОДЊЙСТВIЕМЪ СВЯТАГО И ЖИВОТВОРЯЩАГО И ВСЕОСВЯЩАЯЮЩЕГО ДУХА, НАЧАТА БЫСТЬ СIЯ СВЯТАЯ СОБОРНАЯ И АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ СОФIИ ПРЕМУДРОСТИ СЛОВА БОЖИЯ СТЊННЫМЪ ПИСАНIЕМЪ ПРИ ДЕРЖАВЊ БЛАГОЧЕСТИВЊИШИХЪ ВЕЛИКИХЪ ГОСУДАРЕЙ ЦАРЕЙ И ВЕЛИКИХЪ КНЯЗЕЙ IОАННА АЛЕКСЕЕВИЧА И ПЕТРА АЛЕКСЕЕВИЧА, ВСЕЯ ВЕЛИКIЯ И МАЛЫЯ И БЊЛЫЯ РОССIИ САМОДЕРЖЦЕВЪ, ПРИ ВЕЛИКОМЪ СВЯТЊЙШЕМЪ IОАКИМЕ ПАТРIАРХЕ МОСКОВСКОМЪ И ВСЕЯ РОССIИ, БЛАГОСЛОВЕНIЕМЪ И СНИСКАНIЕМЪ БЛАГОЛЊПIЯ ВЪ ДОМУ БОЖIИ ГОСПОДИНА НАШЕГО ПРЕОСВЯЩЕННЊЙШАГО ГАВРIИЛА, АРХIЕПИСКОПА ВОЛОГОДСКАГО И БЊЛОЗЕРСКАГО, В ЛЊТО ОТ СОЗДАНIЯ МIРА 7194, МЕСЯЦА IЮЛIЯ В 20 ДЕНЬ, НА ПАМЯТЬ ПРОРОКА БОЖIЯ ИЛIИ, И ВО ВТОРОЕ ЛЊТО БОГОВРУЧЕННАГО ЕМУ СВЯТИТЕЛЬСТВА, И СОВЕРШИСЯ 7196 ГОДА».



06. Летопись и убрус. Детали.



07. Ещё детали.



08. Убрус на столпе.



09. На другой грани. Убрусы на столпах индивидуальны для каждой грани каждого столпа.



10. Убрус и летопись на стенах и столпе.

Надписи в соборе имеют важнейшее значение. Дело в том, что из 30 работавших в Софийском соборе инописцев помимо руководителя работ Дмитрия Григорьева Плеханова письменные источники называют лишь еще одно имя - его родного брата Ильи Григорьева. Имена остальных мастеров, работавших в соборе, долго оставались неизвестными. В 1965 г. из интерьера собора были удалены оставшиеся части деревянных гробниц над могилами погребенных здесь вологодских архиереев, размещавшиеся вдоль южной и северной стен. На открывшемся при этом убрусе южной стены обнаружилось сильно поврежденное клеймо, в котором перечислялись имена мастеров плехановской дружины. К сожалению, верхняя часть надписи, где значились имена ведущих мастеров, оказалась утраченной. Уцелела лишь нижняя половина клейма. Текст написан в прографленных строках по штукатурке сероватой краской - рефтью. Многие буквы полустерты, читаются с трудом или не читаются вовсе. В клейме удалось прочитать следующие фрагменты надписи: «…АЙ ФЕ..РО…КОНД….ВАНЪ СЕМЕНОВ ФЕ… НОВ СЕМЕНЪ СЕРГ… инков фЕокт… радИОн карпов пЕтръ вас…Евь Иванъ тим….ПЕ..РЪ иванов иванъ михаилов д…ИТ… ФЕДОТОВЪ никИФОр димИтрЕевъ».

Сопоставляя эту надпись со списками мастеров, работавших с Плехановым в других местах, можно предположить, что в сохранившейся части клейма записаны следующие имена: Ермолай Фёдоров, Кондрат Игнатьев, Иван Семёнов, Фёдор Иванов, Семён Сергиев, Иаков Феоктистов, Иродион Карпов, Пётр Васильев, Иван Тимофеев, Пётр Иванов, Иван Михайлов, Димитрий Федотов, Никифор Димитриев. Таким образом, именной список мастеров, расписавших Софийский собор, увеличивается до 16 человек. Большинство известных теперь товарищей Дмитрия Плеханова упоминаются среди ярославских и переславских иконописцев второй половины ХVII в. Некоторые из них неоднократно вызывались в Москву для исполнения различных «государевых дел», работали в Ростове, Ярославле и в других городах.

Вот такая история.

Ну, а мы переводим свой взгляд выше - к горним высотам, так сказать. И видим, конечно же, паруса, подпружные арки, своды и главы.



11



12



13



14.

Ничего не понятно, но безумно красиво! Что ж, пойдём последовательно. Итак:

Роспись парусов юго-восточной главы



15. Роспись парусов юго-восточной главы. Потырено в виртуальной экскурсии.

Здесь на парусах обосновалась компания из апостолов и серафимов. Серафимов мне атрибутировать не удалось, как, в прочем, и никому - в Библии с персонификацией серафимов как-то плохо.



16. Первый серафим. Покрадено в виртуальной экскурсии.



17. Второй серафим. Покрадено там же.



18. Третий серафим. Оттуда же.



19. Четвёртый. Там же взял.

А вот с апостолами получше. С помощью сайта музея-заповедника их идентифицировать удалось.



17. Апостол Крисп. Покрадено там же.



18. Апостол Иродион. Оттуда же.



19. Апостол Агаф. Оттуда же.



20. Апостол Руф. Взял там же.

Роспись парусов северо-восточной главы.

Композиция здесь сходная, только апостолов больше, а серафимов меньше. А ещё есть ангел-модник - с зеркалом. Нижерасположенные 8 фотографий покрадены на сайте музея.



21 Роспись парусов северо-восточной главы.



22. Апостол Пармен.



23. Апостол Прохор.



24. Тот самый ангел-модник - Ангел с зеркалом. На самом деле нет, разумеется. Это Ангел с зерцалом - в узком смысле деталью доспеха, а в широком - любым широким и тонким полированным металлическим предметом . Так что металлическое зеркало тоже зерцало, что и позволило мне пошутить. Но это не то зерцало. А какое здесь - расскажу в конце раздела ;-)



25. Апостол Никанор.



26. Серафим.



27. Апостол Тимон. Того, кто спросит: "А где его Пумба?" прокляну. Больно!.



28. Ещё один серафим.

Ну и пора рассказать то, что обещал - хватит интриговать. Зерцалом в православной иконописи называют изображение прозрачной сферы в руках архангела или ангела. Оно является символом предначертания, предвидения, переданного архангелу Богом. Вот так.

Росписи парусов центральной главы.



30. Росписи парусов центральной главы.

Здесь нас встречают 4 евангелиста, Богоматерь и два ангела с зерцалами. Фотографии покрадены там же, где и предыдущие.



31. Евангелист Лука.



33. Ангел с зерцалом.



34. Евангелист Иоанн.



35. Евангелист Матфей.



36. Ещё один ангел с зерцалом.



37. Евангелист Марк.



38. Богоматерь Знамение.

Многие, наверняка, спросят: «А причём тут Богоматерь и почему Знамение?». Сейчас объясню. Богоматерь Знамение - одно из древнейших канонических изображений Богородицы. К наиболее ранним относится изображение Богородицы из катакомб Святой Агнии в Риме, относящееся к IV в., где изображена Богородица с поднятыми руками (Оранта) с Божественным младенцем (или изображением его на круглом щите - Спас Эммануил) на коленях. Далее эта традиция развивалась в византийской иконописи, а в XI - XII в. попала на Русь.

Изображение же Богородицы соседствует с изображением евангелистов потому, что после смерти, воскресения и вознесения Христа, апостол Иоанн Евангелист взял Богоматерь в свой дом и заботился о ней, как о собственной матери до самой её смерти. Так что это соседство тоже часть канона.

Роспись парусов северо-западной главы.



39. Росписи парусов северо-западной главы.

Здесь нас ждут 4 апостола: Пуд, Марк, Трофим и Карп.



40. Апостол Пуд.



41. Апостол Марк.



42. Апостол Трофим.



43. Апостол Карп.

Обратите внимание, как мастера, ни на йоту не отступая от канона, смогли придать своим персонажам не только индивидуальные особенности, но и характер. Все фигуры, не смотря на каноничную позу, если так можно выразиться, физиономичны и характерны. Похоже, художники Деяния Апостолов не только прочли, но и через себя пропустили...

Фотографии покрадены там же, где и предыдущие.

Роспись парусов юго-западной главы.



44. Роспись парусов юго-западной главы.

А здесь апостолы Сосипатр, Аристовул, Андроник и Урбан.



45. Апостол Сосипатр. Дед рассказывал, что мстительный поп так нарёк его друга детства - сына соседа.



46. Апостол Аристовул.



47. Апостол Андроник. Тут, конечно, вспоминается последний из Комнинов, носивший то же имя, что и апостол. Чёрная овца славного рода и могильщик Восточной империи.



48. Апостол Урбан. А это имя любили римские папы. Погуглите на досуге чем обогатили историю понтифики - носители этого имени. Захватывающее чтиво!

И, на сегодня, всё.

Предыдущие части: Часть I, Глава I; Часть I, Глава II; Часть I, Глава III; Часть I, Глава IV; Часть I, Глава V; Часть I, Глава VI, Часть I, Глава VII, Часть I, Глава VIII; Часть I, Глава IX; Часть I, Глава X, Часть I, Глава XI, Часть I, Глава XII, Часть I, Глава XIII; Часть I, Глава XIV; Часть I, Глава XV; Часть I, Глава XVI; Часть I, Глава XVII; Часть I, Глава XVIII; Часть I, Глава XIX; Часть II, Глава I; Часть II, Глава II; Часть II, Глава III; Часть II, Глава IV; Часть II, Глава V, Часть II, Глава VI; Часть II, Глава VII; Часть II, Глава VIII; Часть II, Глава IX; Часть II, Глава X; Часть II, Глава XI; Часть II, Глава XII; Часть II, Глава XIII; Часть II, Глава XIV; Часть II, Глава XV

Архитектура, Русский Север 2024, Путешествия, Фотографирую на утюг, Живопись, Вологда, Чужие картинки, История

Previous post Next post
Up