Поездка по Русскому Северу 2024 или рейд упущенных возможностей. Часть II. Вологда.

Oct 29, 2024 07:38

Глава XIV. Софийский собор.



03. Северный и западный фасады.





02. Северный фасад. Да, алтарные апсиды смотрят на север, а почему - будет рассказано ниже



04. Восточный и северный фасады.



04. Восточный фасад.



05. Вид с Соборной колокольни.

Софийский собор возведён на средства Ивана Грозного в 1568-1570 гг. Строительству собора предшествовала закладка в Вологде в 1566 г. по воле царя каменной крепости. Поскольку стоявший на Ленивой площадке прежний деревянный Воскресенский собор оказывался за пределами новых укреплений, царь решил построить новый кафедральный собор и архиерейский двор на новом месте - внутри кремля. Строительство собора интенсивно велось в 1568-1570 гг. Материалом для собора послужили те же материалы, которые были заготовлены для строительства стен города: привезённый издалека булыжный и белый камень, крупноформатный керамический кирпич, известь. Летописец свидетельствует, что каменщики работали с особой тщательностью, на ночь закрывая кладку лубьём для предохранения от дождя и холода. К 1571 г. внимание Ивана Грозного оказалось отвлечено от масштабных работ в Вологде: в это время на Руси разразилась эпидемия, а на Москву напал крымский хан Девлет-Гирей. Последовавшая отмена опричнины и экономический кризис полностью изменили замыслы царя в отношении своей северной резиденции. Существует ещё одна, популярная в народе, версия: согласно записанному в конце XVII в. преданию, неожиданный гнев царя будто бы вызвал кирпич, упавший на него из свода недостроенного собора.

Я, таки, видел этот кирпич - крупнее современного модульного кирпича вдвое во всех размерениях. Весить такая дура должна килограмм под 10. Крепкая голова была у Ивана Васильевича...



06. Кирпич с Соловков (покрадено в интернете). В Вологде приблизительно такой же.

Вологодский кремль долго оставался недостроенным. Главный престол собора был посвящён Софии - Премудрости Слова Божия. Неизвестно, когда именно был освящён главный престол собора. На основании сообщений в Летописце Ивана Слободского (1716 г.) вплоть до конца ХХ в. главенствовало мнение, что собор долго, до смерти Ивана Грозного, стоял неосвящённым. Однако исторические документы этому преданию противоречат. Например, недавно опубликована купчая грамота от 12 августа 1577 г., в которой идёт речь о продаже двора в Вологде «Карпу Гаврилову сыну, софийскому звонарю» - этот документ косвенно, но красноречиво свидетельствует о наличии при соборе звонницы и, соответственно, нормальном ведении служб в соборе уже вскоре после окончания его строительства. Более того, П.М. Строев ещё в начале XX в. опубликовал грамоту от 21 апреля 1588 г., в которой митрополит Иов благословляет «священноинока Корнилия, а в мире был Козма Ипатьев сын, что... он ... в попы совершён владыкою Макарием Вологоцким же к церкве к Софии Премудрости Божии на Вологду же». Известно, что епископ Вологодский и Великопермский Макарий правил в период с 1571 по 1576 г..

1 октября 1587 г., через три года после смерти Ивана Грозного, святителем Антонием, епископом Вологодским и Великопермским, был освящён придел во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи - небесного патрона Ивана Грозного; царь отмечал свои именины именно в день этого праздника. Таким образом Софийский собор стал своеобразным памятником своему создателю, единственно возможным для того времени.

Третий престол собора позже (ранее 1628 г.) был освящён в честь Феодора Стратилата - святого, на день памяти которого приходились именины Фёдора Иоанновича, царствовавшего в 1584-1598 гг.

22 сентября 1612 г. на Вологду напали «польские и литовские люди, и черкасы, и козаки, и русские воры». В ходе Вологодского разорения город был разграблен и сожжён, сильно пострадал в огне и Софийский собор. Он восстанавливался на собранные с храмов и монастырей епархии деньги в 1613-1616 гг. Главный престол собора был вновь освящён в декабре 1613 года, а Предтеченский придел - в июне 1614 года. В 1621-1622 гг. был построен новый иконостас.

Софийский собор принадлежит к числу больших русских пятиглавых шестистолпных соборов, прототипом которых является Успенский собор Московского Кремля - главный храм Московской Руси. Вологодский собор отличается экономностью декора и достигнутой за счёт этого почти скульптурной целостностью облика. При всём его «московском» внешнем облике, он следует и традициям новгородской архитектурной школы с её строгостью форм и скупым декором.



07. План Софийского собора.



08. Восточный и западный фасады.



09. Аксонометрия.

Софийский собор играет определяющую роль в ансамбле исторического центра Вологды. Он находится к северу от Архиерейского двора и расположен недалеко от реки Вологды. Не объяснённой необычной особенностью Софийского собора является его ориентировка алтарями в направлении почти по линии юг-север, которую восприняли и строители всех соседних храмов. Это принято связывать с топографическими особенностями местности и изначальной включённостью собора в план ориентированной таким же образом вологодской крепости. Размеры собора впечатляют: длина - 31,65 м, ширина - 25,9 м, высота до верха сводов - 38,4 м, высота до вершины креста центральной главы - 59,65 м.

Гладкие белёные стены собора практически лишены декора. Стены делятся мощными лопатками простого профиля на широкие гладкие прясла, завершённые полуциркульными закомарами. Собор имеет три входа: это перспективные порталы с килевидным завершением, выложенные из тёсаного кирпича. Пространство храма выглядит необычно для своего времени, как единый зал: это впечатление достигнуто устройством крестовых сводчатых перекрытий на одном уровне и полным отсутствием в интерьере членений стен карнизами и лопатками. Освещение храма осуществляется через узкие высокие окна, расположенные на втором и третьем ярусах собора строго по осям прясел; окна третьего яруса находятся в закомарах. Три алтарные апсиды освещаются узкими окнами во втором ярусе. Кровля собора позакомарная. Мощные луковичные главы установлены на высоких цилиндрических барабанах, центральный барабан шире и выше четырёх остальных. В каждом из барабанов имеется по восемь высоких узких окон. Об архитектурных деталях собора куда лучшее представление, чем фотографии, даёт 3D-модель.



10. Северный фасад.



11. Северный и восточный фасады.



12. Восточный фасад.



13. Южный и восточный фасады.



14. Южный фасад.



15. Западный и южный фасады.



16. Западный фасад.



17. Северный и западный фасады.

Существующие ныне купольные кресты Софийского собора выполнены московскими мастерами по образу крестов Николо-Явленской церкви в Москве на Арбате (не сохранилась). Они относятся к распространенному типу «процветших» крестов, когда из основания креста исходят две ветви (в процессе стилизаций уподобившиеся полумесяцу). Процветший крест является символом вечной жизни, а также «иллюстрирует» слова Христа, сказанные Им ученикам: «Я есмь лоза».

В 1686-1688 гг. в соборе выпонено «стенное писание» в технике фрески с дополнительной прописью посуху отдельных деталей (в частности, ликов) в технике темперной живописи. Эту работу осуществил за два года знаменитый ярославский иконописец Дмитрий Григорьевич Плеханов (1642 - между 1698 и 1710) с 30 помощниками. Об этом я подробно расскажу в следующих главах, а сейчас стоит посмотреть историю бытования собора.

Как я уже упоминал, Софийский собор восстанавливался в 1613-1616 гг. после пожара, произошедшего в дни Вологодского разорения в сентябре 1612 г.

В 1688 г. собор снаружи был отремонтирован, на главы собора установлены ажурные железные кресты, выкованные мастером Ульяном Омельяновым по образцу знаменитой в своё время, но не сохранившейся до наших дней церкви Никола Большой Крест на Ильинке в Москве, о чём я уже тоже упоминал. На среднем кресте посредине изображено Распятие, в трёх верхних оконечностях каждого креста на пластинах в круглых клеймах прорезной вязью изображены слова: Царь Славы (на вертикальной конечности), ИС ХС (на горизонтальных ветвях). Все кресты увенчаны изображениями корон.

После пожара 1698 г., уничтожившего кровлю и шлемовидные завершения глав, новые купола для собора были увеличены и сделаны уже в форме луковиц. Так они выглядят и сегодня: считается, что эта новация, заметно изменившая облик храма, пришлась собору «к лицу».



18. Изначальный вид Софийского собора согласно реконструкции Алексея Смирнова.

В ходе ремонтов XVIII-XIX вв. собор окружили каменной оградой с высоким цоколем и кованой решёткой, позакомарное покрытие заменили на тяжеловесную четырёхскатную кровлю, в середине XIX в. ко всем входам пристроили тамбуры в русско-византийском стиле, растесали некоторые окна. Эти перестройки сделали силуэт собора приземистым. В 1765 г. в соборе поверх выложенного «ёлочкой» и местами уже сильно просевшего кирпичного пола насыпали песчаную подушку и настелили пол из квадратных чугунных плит. В интерьере собора по обе стороны южных дверей тогда же в стены были вделаны две чугунные плиты, скромно украшенные рельефным орнаментом. На первой отлито начало записи: «1765 года сей чугунный пол сделан тщанием преосвященного Иосифа, епископа Вологодского и Белозерского», а на второй - окончание: «вкладом боголюбивых сего града граждан и других доброхотных дателей. Весу в нём 5497 пуд. Лит на Терменском железном заводе содержателя Фёдора Колесова». В 1929 году чугунный пол был заменён деревянным. Несколько плиток чугунного пола сохранились на своих местах до наших дней: они расположены на солее, под иконостасом.



19. Первая плита.



20. Вторая плита.



21. Софийский собор в 1840 г.



22. Софийский собор в 1853 г.



23. Софийский собор в 1858 г.



24. Софийский собор в 1870 г.



25. Софийский собор в 1915 г.

Иконы XVIII в. в иконостасе собора неоднократно поновлялись: в 1766 г.у устюжанином Е. П. Шушниных; в 1825 году; в 1849-1850 гг. - ярославцем А. М. Колчиным. В 1849-1850 гг. поля иконостаса были перекрашены из голубого в тёмно-зелёный цвет, а детали вновь вызолочены калязинцем Г. И. Шишкиным.

В ходе ремонта 1848-1851 гг. Предтеченский придел собора был упразднён.

В 1852 г. ярославский иконописец А.М. Колчин с артелью «поновил» стенопись, фактически написав поверх фрески новую стенопись масляными красками.



26. Фрески до реставрации.



27. Фрески до реставрации.



28. Фрески до реставрации.

В 1959-1970 гг. по проекту архитектора В.С. Баниге произведена коплексная архитектурная реставрация собора. Удалены поздние пристройки-тамбуры к северному и южному входам и каменная ограда, восстановлено позакомарное покрытие собора и первоначальные размеры окон, восстановлен один упавший крест, главы и крыша обиты оцинкованным железом.



29. Реставрация собора.



30. Реставрация собора.

В 1962-1978 гг. под руководством художника-реставратора Н.В. Перцева группой специалистов произведена реставрация фресок собора и живописи иконостаса.



31. Стенопись и иконостас собора. Современное состояние.

В 1979 г. в ходе реставрационных работ были впервые проведены археологические исследования в соборе. Археологом Н.В. Гуслистовым исследованы провалившиеся кирпичные склепы погребений архиереев, обнажившиеся преимущественно вдоль южной стены собора после снятия песчаной подсыпки под демонтированным чугунным полом. Исследованы восемь ранее подвергавшихся разрушительному воздействию и разграблению склепов. Собраны разрозненные костные останки, сохранившиеся детали костюма и погребального инвентаря.

В 1998 г. при обретении мощей святителя Антония археологом И.П. Кукушкиным изучено его погребение у северной стены в интерьере собора; останки святителя были торжественно перенесены в вологодскую городскую церковь Николая Чудотворца во Владычной слободе.

В 1999-2007 гг. проведена реставрация стен и кровли, для обеспечения сохранности стенописи проведён дренаж и нормализована температура и влажность путём устройства тёплого пола и регулируемой приточно-вытяжной вентиляции подполья. В рамках этих работ в 2003 и 2004 гг. в образовавшемся подпольном этаже были расчищены от земли и восстановлены кирпичные своды 12 склепов архиереев, а на новом полу в интерьере собора над ними установлены деревянные надгробия. Кроме этого, археологом И.В. Папиным в юго-западном углу собора вне рядов склепов выявлен сохранившийся кирпичный склеп с погребением епископа Вологодского и Тотемского Израиля (Никулицкого, 1832-1894). Это захоронение, совершённое в 1894 г., было последним в истории собора.

В 2016-2017 гг. на двух малых главах собора (юго-западной и северо-восточной) произведена полная замена частично разрушившейся деревянной опорной конструкции подкрестных столбов, выполнены снятие, реставрация и установка крестов на место.

Во второй половине 2020-х гг. планируется провести масштабные работы по реставрации стенописи и иконостаса, так что мы успели вовремя - это дело не на один год.

Софийский собор обладает мемориальной функцией, обусловленной упокоением в его стенах вологодских архиереев. Начало традиции было положено в XVI в. епископом Антонием. Он приказал перенести в Софийский собор из деревянной Воскресенской соборной церкви, что стояла в Вологде у старого архиерейского двора на Ленивом торгу, гроб с телом епископа Пермского и Вологодского Киприана. Киприан был торжественно перезахоронен внутри собора, у северной стены, рядом с северным входом. Вторым погребённым здесь архиереем (18 ноября 1587 г.) стал скончавшийся вскоре сам Антоний, почитающийся с XVII в. как святитель Антоний Вологодский. К середине XIX в. в храме было двенадцать архиерейских захоронений. Захоронения производились в перекрытых цилиндрическим сводом кирпичных склепах, размещенных вдоль северной и южной стен в земле ниже уровня пола. Вдоль стен собора над склепами были устроены деревянные надгробия-раки. Захоронения располагались в описанном ниже порядке.

Вдоль северной стены собора (с востока на запад): Киприан, епископ Пермский и Вологодский (1547-1558, перезахоронен здесь в 1587 г.); святитель Антоний, епископ Вологодский и Великопермский (правил в 1585-1587 г.); Иоасаф II, архиепископ Вологодский и Великопермский (правил в 1603-1609 гг,); Корнилий, архиепископ Вологодский и Великопермский (правил в 1620-1625 гг.); Нектарий, архиепископ Вологодский и Великопермский (правил в 1613-1617, 1625-1626 гг.), похоронен на северной стороне последним.

Вдоль южной стены собора (с востока на запад): Гавриил (Кичигин), архиепископ Вологодский и Белозерский (правил в 1685-1707 гг., ); Павел, епископ Вологодский и Белозерский (правил в 1716-1725 гг.); Пимен II (Савелов), епископ Вологодский и Белозерский (правил в 1740-1753 гг.); Серапион (Лятушевич), епископ Вологодский и Белозерский (правил в 1753-1761 гг.); Иосиф II (Золотой), епископ Вологодский и Белозерский (правил в 1761-1774 гг.); Ириней (Братанович), епископ Вологодский и Белозерский, с 1788 г. - епископ Вологодский и Устюжский (правил в 1775-1796 гг.); Арсений (Тодорский), епископ Вологодский и Устюжский (правил в 1796-1802 г.). Кроме этого, в юго-западном углу собора вне ряда перечисленных склепов находится погребение епископа Вологодского и Тотемского Израиля (Никулицкого, правил в 1883-1894 гг.).

Собор посещали императоры: в 1724 г. - Пётр I, в 1824 г. - Александр I, в 1858 г. - Александр II.

В 1923 г. собор был передан обновленцам, а в 1924 г. закрыт и передан краеведческому музею. В Софийском соборе была размещена экспозиция по истории религии и атеизма, частью которой стал маятник Фуко, установленный в 1929 г. С 1935 г. Софийский собор был признан памятником архитектуры всесоюзного значения.

В 1941-1942 гг. собор (как и большая часть зданий Вологодского кремля) был временно занят ветеринарным складом № 282 Народного комиссариата обороны.

В сентябре 1942 г. в соборе возобновились экскурсии и была открыта выставка, посвящённая победам русского оружия (к вопросу о... Советская власть о будущем думала). В дальнейшем до 1997 г. собор использовался только музеем. Неотапливаемый собор открывался для посетителей в тёплое время года, здесь проводились экскурсии и устраивались концерты камерной хоровой капеллы.

В 1988 г. в соборе в дополнение к экскурсиям после долгого перерыва начались праздничные службы. В августе 1992 г. впервые в истории Вологды и епархии в соборе состоялось патриаршее богослужение. В июне 2007 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вновь служил в обновлённом соборе. С 1997 г. собор совместно используется Вологодским государственным музеем-заповедником и Вологодской епархией (ныне - митрополией) Русской Православной Церкви. 15 октября 2014 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подписал указ о присвоении храму статуса кафедрального собора.

Предыдущие части: Часть I, Глава I; Часть I, Глава II; Часть I, Глава III; Часть I, Глава IV; Часть I, Глава V; Часть I, Глава VI, Часть I, Глава VII, Часть I, Глава VIII; Часть I, Глава IX; Часть I, Глава X, Часть I, Глава XI, Часть I, Глава XII, Часть I, Глава XIII; Часть I, Глава XIV; Часть I, Глава XV; Часть I, Глава XVI; Часть I, Глава XVII; Часть I, Глава XVIII; Часть I, Глава XIX; Часть II, Глава I; Часть II, Глава II; Часть II, Глава III; Часть II, Глава IV; Часть II, Глава V, Часть II, Глава VI; Часть II, Глава VII; Часть II, Глава VIII; Часть II, Глава IX; Часть II, Глава X; Часть II, Глава XI; Часть II, Глава XII; Часть II, Глава XIII

Архитектура, Русский Север 2024, Путешествия, Фотографирую на утюг, Вологда, Чужие картинки, История, К слову

Previous post Next post
Up