May 02, 2012 14:22
Мутные схемы детского питания в школах
Врачи бьют тревогу: найти полностью здорового ребенка сейчас практически невозможно. Родители обеспокоены ухудшением питания в школе, где их дети проводят большую часть времени. Контролирующие инстанции вынуждены с ними согласиться. Недавно проведенная городским Роспортребнадзором выборочная проверка петербургских школ выявила 57 грубейших нарушений в организации питания детей - от несоответствия ГОСТАм до реализации откровенно просроченных продуктов. Тем временем власти рапортуют о ежегодном увеличении бюджетных расходов на социальное питание. Но как у нас зачастую бывает, больше - не значит лучше. По крайней мере, не для детей.
Причина этих проблем в Петербурге кроется в запутанной, мутной системе организации детского питания в школах. И очень странном руководителе системы - Натальи Петровой.
В Петербурге детское питание организовано на базе собственных нормативных актов, разработанных при участии Управления социального питания в 2008-2009 годах. И эти самые акты зачем-то противоречат Федеральному закону о госзакупках, который предполагает выбирать поставщика услуг по соотношению цена/качество
В Петербурге же финансирование расходов на организацию питания для всех детей зачем-то идет по линии социальной поддержки малообеспеченных семей. Иными словами, у поставщика не закупается услуга по поставке продуктов и готовке обедов, а ему компенсируются затраты на предоставление питания льготникам. В качестве же дополнительного бонуса за выполнение важной социальной миссии бизнесмены получают право кормить других детей уже на коммерческой основе, причем помещения школьных столовых предоставляются им даром. Такая необычная юридическая схема позволила чиновникам, обойти требования федерального закона и провести отбор фирм по своему усмотрению, дополнив конкурсную документацию различными специфическими требованиями, соответствовать которым могли только определенные фирмы. В условиях конкурса, установленных Управлением социального питания, было немало необычного. Например, до него допускались только те фирмы, которые готовы были проводить переоснащение пищеблоков. Требование на первый взгляд немаловажное, если только не брать в расчет то, что на тот момент в городе уже заканчивалась реализация комплексной программы модернизации оборудования школьных столовых. Комитет по образованию тогда ценой титанических усилий за 4 года оснастил новым оборудованием 695 школ, на что из бюджета было потрачено 450 млн.рублей. В результате столь «предвзятого» отсева в 2009 году победителями конкурсов стали всего несколько компаний, получивших монопольное право в течение 3-х лет кормить детей во всех школах, да еще и на новеньком оборудовании, не вкладываясь в его замену. А приятным дополнением к возможности зарабатывать на торговле обедами стало около 3 млрд.рублей, выделенных на питание льготников.
Срок заключенных контрактов теперь истекает, но новые конкурсные процедуры снова будут проходить по тем же странным правилам, активно поддерживаемым руководителем системы Натальей Петровой. Если, конечно, новое городское руководство не решит, что здоровье детей важнее, чем благополучие отдельных предприимчивых работников и узкого круга коммерсантов.