По Голгофе бродит Будда и кричит: Аллах акбар... (с))))

Feb 25, 2010 03:02

Сей пост о параллелях и схожести мифологий, обрядов и, в частности, использования древней солярно-лунарной символики в истории мировых религиозных культов: креста (и вариаций "на тему" креста вплоть до свастики) - древнейшего символа солнца, "мужской" энергии Божества и символики луны - "женской" энергии Божества, Богини. Практически тех же Инь и Ян, слитых ВоЕдино в известном всем восточном символе.
Пост ни в коем случае не претендует на глубокие богословские изыскания, и тем более, не имеет целью нанести оскорбление той или иной религии. Прошу об этом помнить всех, кто пожелает это прокомментировать, дабы не затевать споров бессмысленных и лично мне не нужных и неприятных. Выяснение: за кого Бог - за "красных" или "за белых", за "наших" или "за ненаших", кто "правильно понимает", кто "неправильно понимает" - тоже не входит в список моих ближайших интересов.
(см. верхний пост )
В принципе, я не скажу вам ничего нового, ибо...
"Нет ничего нового под солнцем" \Екклезиаст\

Тема солярных символов солнца (креста) и лунарных, тема рождения сына Бога от непорочной Девы, тема смерти и последующего воскрешения, обычая носить нательный крест и прочее -
была далеко не новостью и в дохристианский период.








Изида, Богоматерь православной и католической традиции, Верховная жрица Таро (здесь даже уместно вспомнить героинь русских сказок, у которых "месяц под косой блестит") - так или иначе осенены древним символом Луны, знаком Богини, женского начала Божественного...

"Маковки русских церквей украшает, как известно, крест с полумесяцем, то есть крест, в основании которого помещен полумесяц. Каково происхождение этой традиции? Символика креста, естественно, вписывается в христианские представления, то есть соответствует самой функции христианского храма и, кажется, не нуждается в разъяснении. Однако что означает полумесяц? Почему так устойчиво само это сочетание?"

"Нередко считают, что эта символика, это сочетание знаменуют победу Православия над мусульманами, освобождение от татарского владычества. Это мнение не выдерживает критики. И легко может быть опровергнуто. Несомненно, интересующее нас явление возникло еще в домонгольский период. Об этом красноречиво свидетельствует хотя бы крест с полумесяцем на куполе Димитровского собора конца XII века во Владимире. Этот крест - древний. Он сохраняет свою исконную первоначальную форму. Такую же форму имел крест и на церкви Спаса Нередицы того же примерно времени. Такое же изображение в целом ряде случаев встречается в древнейший период на миниатюрах, на клеймах икон, где представлено вообще изображение храма. Также на русских каменных резных крестах. Итак, безусловно, неправомерно трактовать интересующие нас изображения как символ торжества Православия над мусульманством. Столь же неправомерна, по-видимому, и попытка увидеть здесь символическое изображение торжества христианства над язычеством. Некоторые исследователи видели здесь изображение змея, попираемого Христом. Как же понимать это сочетание? Крест имеет для нас, прежде всего, христианские ассоциации. Между тем, полумесяц, очевидно, изображает луну, то есть представляет собой символ явно языческого происхождения. Достаточно напомнить хотя бы о лунницах, которые носили наши предки славяне-язычники. Но как же объяснить это сочетание христианской и языческой символики? Говорит ли оно о двоеверии, то есть, о функциональном объединении христианского и языческого начала? Но почему же тогда это сочетание узаконено в храмовом декоре, почему оно в этом случае настолько устойчиво?"

"Для ответа на этот вопрос следует принять во внимание, прежде всего, что не только полумесяц, но и крест соотносится с астральной, точнее солярно-лунарной символикой. Общеизвестно, что символика креста предшествует христианству. Крест - это солярный символ. Крест означает солнце. И эта символика едва ли не универсальна. Во всяком случае, она имеет исключительно широкое распространение. Напомню, что равноконечный крест, совершенно аналогичный византийскому, встречается на буддистских храмах в Японии в качестве солярного знака. Изображение креста, как известно, обнаружено на древних американских монументах, предшествующих появлению в Америке европейцев. И старинные историки, для того чтобы объяснить это явление, вынуждены были предположить, что в Америке задолго до Колумба проповедовали апостол Фома и его ученики. Соответственно объясняется и обычай носить крест на груди или на шее, который также наблюдается и вне христианского культа. Известно, например, что главный жрец Мемфиса носил крест как нагрудное украшение. А в Риме носили крест на шее весталки. И все это легко объяснимо, если иметь в виду, что крест выступает во всех этих случаях как солярный символ."

\здесь и далее, всё, взятое мной в кавычки - цитаты из книги историка Б.А.Успенского "Крест и круг: Из истории христианской символики" - Языки славянских культур, 2006\






Православный крест, египетский Анк, славянский языческий крест, кельтский крест

К вопросу о монотеизме и политеизме, а так же "отвратительном языческом многобожии".))
Мифология многих языческих культов, а так же многих современных учений - так или иначе напоминает "пантеон Олимпа", вот и рассмотрим на его примере:
Дело в том, что весь "сонм богов" - является либо дочерями, либо сыновьями Бога Верховного (ничего не напоминает?), рождёнными при помощи Верховной Богини или даже без её помощи, непосредственно - как Афина, появившаяся из головы Зевса.
И не уместнее ли всё же будет здесь говорить именно о многочисленных ипостасях Одного, а не о самостоятельных и автономных божках-идолах? Существует же Троица в конце концов - три ипостаси, три проявления Бога Единого в христианской традиции, и никто не называет это многобожием.
Или всё дело в количестве "детей", то есть ипостасей и проявлений Единой природы Высшего?
Я думаю, что: имеет ли Высшее в самом деле - одну, три, или даже тысячу ипостасей - вряд ли это предмет для серьёзного и по-настоящему разумного спора. Все споры о том "что именно есть Бог", и о том "как истинно ему служить" изначально обречены... Потому что никто этого знать не может В ТОЧНОСТИ, да простят меня все на это претендующие))
Кто, как царь Давид, славит Господа музыкой и пением, дервиши славят танцами, православные крестятся на иконы и ходят в церковь, мусульмане совершают намаз, язычники совершают собственные обряды и так далее... Лично я рассматриваю это многообразие форм - КАК многочисленные СПОСОБЫ общения с Высшим, а не как "правильный обряд"\"неправильный обряд" относительно чего-то ещё)))

Даже грех не универсален: понятие о том, "что есть грех", как религиозное, так и формирующее общественное мнение - создаётся исключительно под влиянием местных традиций и культур. Именно по этой причине христиане придерживаются моногамии, а мусульмане - полигамии, то есть с точки зрения христианина "совершают блуд". Или то же противное христианам самоубийство - во многих местах является лучшим решением проблем чести и вполне укладывается в местные религиозные представления.
Короче, что для русского хорошо - для немца смерть)))
И я всерьёз не думаю, что вопросы конкретного менталитета так уж серьёзно занимают Высшее)))

Да и знают ли, интересно, сами верующие - откуда ноги растут корни собственных ревностно соблюдаемых традиций?

"Необходимо напомнить, что целый ряд обрядов и символов христианской Церкви имеет совершенно явное и, несомненно, языческое происхождение. И это обусловлено вполне сознательной практикой Церкви, которая имеет вообще очень древние корни, очень древнюю традицию. Практику, которую можно определить как своего рода воцерковление язычества. С распространением христианства в самые разные исторические периоды Церковь определенно и, видимо, вполне сознательно приспосабливалась к язычеству и в какой-то мере даже к языческим обрядам. По словам современного историка Церкви, христианство восприняло и сделало своими многие формы языческой религии, потому что весь замысел христианства в том и состоит, чтобы все формы в этом мире не заменять новыми, а наполнить новым и истинным содержанием. Крещение водой, религиозная трапеза, помазывание маслом - все эти основоположные религиозные акты Церковь не выдумала заново, не создала, все они уже имелись в религиозном обиходе человечества. Церковь обратила на служение христианству многие формы религии, бывшие обычными для язычества. Как язычники праздновали 25 декабря рождение непобедимого солнца, так и христиане к этому дню приурочили празднование Рождества Христова, научившее людей поклоняться Солнцу правды. Эта же дата стала датой и Богоявления. Церковный культ бессребреников, как известно, имеет много общего с языческим культом диоскуров. Говоря о приспособлении христианских праздников к языческим, можно указать далее, что праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи под 29 августа установлен Александрийской Церковью в противовес празднествам александрийского Нового года. Праздники Рождества Богородицы, 8 сентября, и Зачатия Богородицы, 12 января, были установлены в Азии в противовес Олимпийским играм. Праздник Преображения Господня, 6 августа, - армяно-каппадокийского происхождения, установлен в Армении в противовес языческому празднику Росс. День Архангела Михаила, 8 ноября,- александрийского происхождения, заменил собой древнейший праздник Крещения Господня, установленный Египетской Церковью в противовес торжествам в честь египетской богини. Таким образом, Церковь как бы давала христианское освещение народным празднествам, естественно, при этом должны были сохраняться те или иные языческие обряды, которые получали, однако, новое содержание, переосмысляясь в плане христианских представлений. И в точности так же церкви ставились на месте Языческих капищ, и языческие жрецы по мере распространения христианства становились христианскими священнослужителями. Практика воцерковления язычества, восходящая, как мы видели, к первым векам христианства, сохранялась в Византийской, а затем и в Русской Церкви. Соответственно целый ряд обрядов, как общих, так и местных, и вообще целый ряд моментов культового поведения обнаруживает несомненное языческое происхождение. Сюда относится, например, обычай носить на­тельный крест, заменивший языческие наузы, культовая роль яиц, а также восковых свечей. Таким образом, объясняется, как мне кажется, и интересующая нас символическая композиция - сочетания креста и полумесяца, которая приобретает в христианском культе новое содержание."

image Click to view



image Click to view



image Click to view



Так может, вспомним: "мы с тобой - одной крови" , что ВСЕ МЫ - люди, на одном "шарике" живём и делить нам особо нечего...хотя бы немного постараемся жить дружно? Если не получается любить, можно просто - не воевать, не тянуть одеяло на себя с криком: я один знаю истину! А там, может, и Богу от этого тоже станет хорошо, а?))))))
Ну а если кому всё равно нравится жить в "состоянии Вавилона" (жители коего в конце концов полностью перестали ПОНИМАТЬ друг друга), что ж, тоже - воля ваша)))

PS: ""Представьте себе круг, - говорит Св. Авва Дорофей (VII век), - средину его - центр - и из центра исходящие радиусы, лучи. Эти радиусы чем дальше идут от центра, тем больше расходятся и удаляются друг от друга, напротив, чем ближе подходят к центру, тем больше сближаются между собою. Положите теперь, что круг сей есть мир; самая середина круга - Бог, а прямые линии (радиусы), идущие от центра к окружности или от окружности к центру, суть пути жизни людей. И тут тоже - насколько святые входят внутрь круга к середине оного, желая приблизиться к Богу, настолько по мере вхождения они становятся ближе к Богу и друг другу... Так разумейте и об удалении. - Когда удаляются от Бога... в той же мере удаляются друг от друга, и сколько удаляются друг от друга, столько удаляются и от Бога. Таково и свойство любви: насколько мы находимся вне и не любим Бога, настолько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовию к нему, столько соединяемся любовию и с ближними, и сколько соединяемся с ближними, столько соединяемся и с Богом"
из "Добротолюбия". - via voodya
Видео позаимствованы у _mjawa

история, бог, мысли, религия, язычество, видео, цитаты, солярные символы, мифы, картинки

Previous post Next post
Up