Продажная любовь

Nov 20, 2009 18:39

Одна моя знакомая любила повторять: "Любовь придумали мужчины, чтобы не платить за ЭТО"...
Однако сами мужчины утверждают, что жёны обходятся им гораздо дороже услуг жриц любви...
(хотя... может, они просто имели дело с дешёвыми шлюхами?)))
Но не будем спорить и вернёмся к нашим баранам!



Проституция существовала всегда. Латинское слово «ргоstаге» - означает продаваться публично, от него и произошло слово проститутка.

У цивилизованных народов мы находим в первобытные времена те же самые явления, которые в настоящее время наблюдаем у дикарей, то есть - проституцию всех видов, как-то: религиозную, гражданскую, гостеприимную и юридическую, и притом в таком распространении, которое как нельзя более показывает, что стыд и самый брак - суть продукты только более позднего развития.

Геродот повествует, что в Вавилоне все женщины, в нем родившиеся, должны были по крайней мере хоть один раз в своей жизни явиться в храм Мелитты, чтобы там отдаться какому-нибудь чужеземцу. Они должны были оставаться в этом храме до тех пор, пока кто-нибудь из этих чужеземцев не бросал им на колени известную сумму денег и приглашал их к coitus. Деньги, полученные таким путем, считались священными.
Девушки в Лидии зарабатывали себе приданое путем проституции и продолжали заниматься ею вплоть до выхода замуж. Приданое давало им возможность выбирать мужей по своему вкусу, и мужчины не всегда имели право отказаться от чести подобного предложения.

У финикийцев также существовала гостеприимная и религиозная проституция. По словам Евсевня, у них был обычай отдавать на растление чужеземцам своих дочерей единственно во славу традиций гостеприимства. Храмы, посвященные богине Астарте и находившиеся в Тире, Сидоне и в главных городах Финикии, бьли местами, где проституция практиковалась в самых широких размерах. Это продолжалось до IV столетия, именно до царствования Константина Великого, который разрушил храмы Астарты и на их месте построил христианские церкви.

У евреев, до окончательного издания Таблиц Законов, всякий отец имел право продать свою дочь в наложницы на известный срок, означенный в продажном контракте. Деньги, полученные при этой продаже, поступали всецело в его пользу, а девушка при этом ничего не получала, кроме тех случаев, когда господин ее выдавал ее замуж за своего собственного сына, а сам брал себе другую наложницу. Этой торговле дочерьми положил конец только Моисей: "Не продавай своих дочерей для того, чтобы земля не покрылась пятном и нечистью" (Кн. Левит, XIX).
Еще (по священным книгам) Моисей приказал уничтожить в своей общине 32 тыс. блудных женщин-моавитянок.
Можно сказать, что через всю историю еврейского народа проходит беспрерывная борьба законодателей и пророков с проституцией и половой разнузданностью.



Генрих Семирадский «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине» 1889 г. Русский музей

В Греции также была распространена в глубокой древности религиозная проституция.
Солон на доходы учрежденных им в Афинах диктериад (публичных домов) построил храм в честь богини проституции против ее статуи, у подножия которой собирались процессии верных прозелитов этой богини. Афинские гетеры принимали деятельное участие в празднествах в ее честь, которые совершались в четвертый день каждого месяца и во время которых они занимались своим ремеслом в пользу этого храма.
Другие такие же храмы находились в Фивах, в Беотии и в Мегаполисе, в Аркадии.
Прочное распространение религиозной проституции и натолкнуло, вероятно, Солона на признание и регламентацию гражданской проституции. При нем она впервые стала являться официальной профессией в государстве, которое получает от нее известный доход.

Так же в 180 г. до н.э. римляне переписали проституток и выдали им Licentia stupri (подобие лицензии).



HEMESSEN, Jan Sanders van
The Prodigal Son, 1536

В средние века ряды проституток пополнялись торговцами людьми. И. Блох в книге «История проституции» писал, что в Германии молодых женщин с их согласия помещали в бордель за долги мужа или родителей.
Епископ, аббат, барон и ленный владетель могли содержать у себя нечто вроде гарема за счет своих вассалов.
Обычаем гостеприимства было так называемое "украшение ложа" рыцаря, являвшегося гостем в каком-нибудь замке.
Свидания с проститутками имели место и около колодцев во "дворах чудес" ("Cours de miracles"), где они жили, или на улицах, где выставляли себя напоказ. Около такого колодца, служившего, впрочем, для всеобщего употребления, собиралось по вечерам много женщин с целью потолковать о своих любовных делах.

Власти с одной стороны, преследовали проституток, а с другой - поощряли подобный род деятельности.
Дело в том, что мужское население было намного многочисленнее женского, оно нуждалось в куртизанках и проститутках. Множество мужчин не могли жениться- подмастерьям это было запрещено, а огромное количество моряков и военных просто не имело такой возможности.
Часто проблемы с властями разрешались достаточно мирно, но иногда проститутки подвергались жесточайшим репрессиям...

Проституток, провинившихся за сводничество, наказывали клеймением, отрезанием носа, ушей, рук, ног и даже казнили. А для раскаявшихся проституток устраивали специальные заведения или помещали их в монастыри. Римский папа Иннокентий III в 1198 году объявил мужчинам, вступившим в брак с проституткой, полное отпущение грехов. Но чаще проституткам была заказана обратная дорога. Даже если какой-то особе и удавалось выйти замуж, она не могла знаться с «честными» женщинами.

Фридрих I Барбаросса в своих мирных законах, изданных в 1158 г. во время первого похода в Италию, под страхом тяжелого наказания запретил военным иметь в своей квартире проституток. Пойманным на месте проституткам отрезали носы.
Во Франции в 1254 г. Людовик Святой, вернувшись из Иерусалима, выгнал за пределы государства всех женщин легкого поведения. Однако историческая практика показала, что меры административного воздействия совершенно бессильны в борьбе с проституцией.

Хотя в Европе в средние века не было гетер и мы встречаем вполне развитые формы гетеризма только на Востоке, тем не менее и в западных странах существовали различные категории проституток. Обитательницы публичных домов и тайные проститутки стремились изображать элегантных дам и применять всевозможные косметические средства, чтобы привлекать мужчин.
В большей части городов дома терпимости упоминаются лишь как отдельные здания, но тем не менее, и в средние века (как в древности) существовали целые бордельные улицы и кварталы (например, в Страсбурге, Париже, Гамбурге, Нарбонне, Неаполе, Валенсии).
Особыми признаками борделей считаются фонарь, горящий перед дверью (обычай, перешедший из классической древности), и пестрая решетка на окнах, тогда большей частью - красного (теперь - зеленого) цвета.



Brunswick Monogrammist
Itinerant Entertainers in a Brothel, 1550

Средневековые костюмы проституток в XIV и XV веках характеризуются тем, что обыкновенно одна какая-нибудь часть костюма, а иногда и несколько, бывали бросающегося в глаза цвета и заметны были уже издалека.

Аугсбург - вуаль с зеленой полосой, шириной в два пальца.
Берн и Цюрих - красная шапочка.
Вена - желтый шарф на плече, шириной в ладонь, длиною в один шаг.
Лейпциг - желтый кусок материи; домовые проститутки должны были носить колпак на голове.
Франкфурт - желтый убор. Запрещено носить золотые цепи, бархат, атлас и дамаск.
Страсбург - черная с белым шляпа.
Авиньон - черный бант при светлом платье и белый бант при темном платье на левой руке, между локтем и плечом.
Ним - рукава другого цвета, чем платье.
Безансон - красный бант на рукаве.
Фаэнца - желтая вуаль, корзинка на правой руке.
Болонья - капор с погремушками.
Пьемонт - большой неуклюжий чепчик, с двумя рогами снаружи, длиной около полуфута.



Жан Огюст Доменик Энгр "Рафаэль и Форнарина" 1814 г. Музей университета Гарварда, США

Подлинным возрождением для искусства продажной любви в Европе стал Ренессанс. Казалось, вернулись времена уважаемых и почитаемых народом афинских гетер! Куртизанки были провозглашена эпохой самым драгоценным предметом роскоши, самым желанным предметом наслаждения, и они по необходимости должны были щеголять всеми теми ценностями, которые повышали тогда значение человека. А этими ценностями прежде всего были искусства и науки.

В XV столетии в Италии мы имеем дело с настоящей эстетической проституцией! Проститутки этого класса, в отличие от обыкновенных, назывались "Meretrices honestae". Они отличались высоким образованием и вращались в высших сферах общества: среди артистов, сановников, принцев...
Аристократы и деятели исусств - не только не скрывали своих связей с наиболее известными куртизанками, но даже хвастали ими, и каждый стремился добиться у них большего внимания, чем его соперники.

Куртизанки тогда делились на две основные категории. К первой относились так называемые "честные" куртизанки. Их основная характеристика состояла в том, что они находились на содержании одного или нескольких богатых покровителей, как правило, выходцев из высшего сословия. Связи с куртизанкой, безумная на нее трата денег являлась даже одним из способов демонстративного выставления напоказ своих богатств. Такие содержанки знати, кардиналов и прелатов назывались в Италии, в отличие от обыкновенных meretrices - courtisanae honestae.



HOLBEIN, Hans the Younger
Lais of Corinth, 1526

Порой несколько друзей сообща покрывали расходы по содержанию куртизанок.Когда один из кавалеров пресыщался своей дамой, то он просто передавал ее приятелю.
Рядом с такими куртизанками, содержавшимися одним человеком или целым кружком, возник в эпоху Ренессанса, как некогда в античном мире - тип первоклассной кокотки, la grande Cocotte, la grande Puttana, тип гетеры, зарабатывавшей своей красотой и изысканностью столько, что она могла освободиться от экономической зависимости. Куртизанка превратилась из рабыни в госпожу, за которой ухаживали самые богатые и могущественные люди.

Таким образом, "честные" куртизанки в конце XV века, благодаря щедрым дарам своих покровителей, становятся владелицами недвижимого имущества, нежатся в роскоши, и как самые изысканные принцессы устраивают ежедневные приёмы. Ремесло куртизанок настолько выгодно, что нередко матери готовы потратить немало денег для обучения дочерей, надеясь увидеть своё чадо под "опёкой" знатного вельможи.



TIZIANO Vecellio
Violante (La Bella Gatta)

В конце XV начале XVI века в Венеции был издан необычный указ, в котором говорилось, что проститутки, проживающие в специальных кварталах, обязаны сидеть напротив окон, вывесив наружу ноги и обнажив грудь, чтобы сильнее притягивать к себе мужчин, уберегая их тем самым от гомосексуальных связей!!! Документ, дошедший до нашего времени подтверждает, что в Венецианской Республике XV-XVI вв., распространение гомосексуализма приняло слишком большой размах, особенно среди интеллектуалов и религиозных деятелей!!!

Одежда "честных" куртизанок была настолько схожа с нарядами дам высшего общества, что трудно было определить, кто есть кто. Костюмы куртизанок и платья порядочных женщин вполне можно было перепутать по причине венецианской моды на огромные декольте... Внизу портрет почтенного семейства, и не где-нибудь, а на официальном приеме! Декольте почти полностью обнажает грудь!!!



VERONESE, Paolo
The Family of Darius before Alexander (detail)

Поэтому во Флоренции был заново введён в действие средневековый закон, обязывающий куртизанок использовать опознавательные знаки. Подобный закон ещё распространялся также на евреев и прокажённых!))
В 1546 году Козимо I приказывает проституткам покрывать лицо жёлтой вуалью или прикреплять к одежде (на видном месте) жёлтый бант, шириной в палец. В 1562 году вуаль заменяется беретом.
В дошедшем до нас письме XVIII века французский путешественник с изумлением сообщает приятелю, что «итальянские куртизанки носят под юбками небольшие штанишки».
Показательно, что этот предмет туалета обнаруживается именно у куртизанок - панталоны долгое время считались крайне неприличными, так как означали узурпацию мужского предмета туалета.



Alexandre Francois Xavier Sigalon
The Young Courtesan, 1821

Но то был расцвет...
А реальное ужесточение негативного отношения к проституции со стороны законодательства и общества началось еще в 16 в. Первой причиной стал рост ранее малораспространенных венерических заболеваний, эпидемия сифилиса. Впрочем, изобретение презерватива помогло частично смягчить этот удар. Второй удар по проституции был нанесен Реформацией, когда под влиянием морализаторских проповедей протестантских идеологов проституток стали преследовать по религиозно-этическим соображениям. Именно тогда в Западной Европе окончательно укоренилось представление о проституции как о позорном занятии, губящем не только тело, но и душу...



Наказание за распостранение венерических болезней.
A crouching, naked women covers her face and sits on a pedestal-pyre; a group of men attempt to ignite her with candles and smoke billows from her posterior; illustration from the brothers de Bry's 'Emblemata Saecularia' (Frankfurt). 1592

Семнадцатый век прошел под знаком презрительного отношения к проституткам - им отказывают в жилье, изгоняют из городов, с позором отправляют на принудительные работы. В замке Фонтенбло регентша Анна Австрийская приказывает сжечь картины эротического содержания на сумму более ста тысяч экю!!! (в 1643 г.)

Хотя, уже начиная с XVIII века, отношение к проституткам снова смягчилось: их регистрировали, заносили в списки и устанавливали за ними полицейско-врачебный надзор. Но если проститутка выходила за пределы дома терпимости, на нее устраивали облаву.
Бок о бок с этой регламентацией проституции со стороны властей стояла цеховая организация самих проституток, при помощи которой они отстаивали и защищали свои права! Воздействие этой организации ясно сказывается в разных пунктах устава, носящих социальный характер, говоривших об уходе за больными и ограничивавших права и претензии хозяев. Так, например, проститутка имела право в известное время не принимать мужчин; далее, ее нельзя было насильно удерживать в заведении; наконец, у нее была и некоторая защита против чрезмерной эксплуатации хозяина. Отличия в костюме проституток были отменены, но их выдавали особая манера держаться, косметика,излишняя яркость или роскошь костюмов, а также вызывающие жесты, откровенные взгляды



Интересно и то, что к концу века наблюдалось отчетливое уменьшение клиентуры борделей.
Буржуа предпочитают заводить любовниц. С другой стороны, определенный мещанский уклад все более утверждается, привязывая мужчину к домашнему очагу. А с другой стороны, растет число магазинов, где покупателям предлагаются "любовные услуги": это в основном магазины мужской одежды, банных принадлежностей, табачные лавки... Здесь бывали весьма импозантные господа, и при оплате покупок приказчик сообщал им, что за небольшую плату они смогут рассчитывать на "приложение"... В Марселе подобные услуги оказывались даже в общественных уборных.



DUCK, Jacob
A Guardroom Interior, 1630

В 19 в. торжество буржуазной морали привело к всеобщему падению спроса на услуги официальных жриц любви и росту запретительных настроений. Во Франции публичные дома, находясь под пристальным контролем полиции, прошли пик популярности в середине 19 в., резко сократили свою деятельность уже к началу 20 в. и в 1946 были полностью запрещены.
Проституция ушла на нелегальное положение, но количество нелегальных проституток и "дам полусвета" только выросло. В нелегальных домах свиданий, массы кафе и кабаре, да и просто на улицах, купля-продажа женщин идёт по-прежнему...



PS: использована книга: Иоганн Блох "История проституции " http://lib.rus.ec/b/111358/read
Материалы из и-нета http://www.sexgorod.ru/history/art06_1.htm
Серия статей по истории костюма marinni, по желанию и настоянию которой, даю дополнительную ссылку на конкретные материалы))))

PPS: Знаменитые куртизанки + ссылки на биографии:
Аспасия , Фрина , Таис Афинская , Вероника Франко , Туллия д’Арагона , Марион Делорм , Нинон де Ланкло , Мари Дюплесси , Ла Кастильоне , Маргарита Белланже
Публичные дома в истории Санкт-Петербурга http://www.encspb.ru/article.php?kod=2804017033

история, проститутки, живопись, мифы

Previous post Next post
Up