Колдовство в изобразительном искусстве XV - XVII вв

Jul 12, 2010 01:43




Гравюра 1626 г. Jan Van Der Velde, "The Sorceress (Волшебница)"

Молодая колдунья добавляет магический порошок из рожка в свой котёл. Различные духи и демоны толпятся вокруг. Кувыркающийся демон при этом засовывает себе в зад две дымящиеся трубки, что, видимо, способствует магическому процессу). Средневековые представления, такие, например, как "Замок Настойчивости" - часто показывали дьяволов с трубами, "горящими в их задницах", это - довольно старый мотив, связывающий всё демоническое с "анальным"))
Волосы колдуньи тоже участвуют в процессе, следуя за движением дыма и огня. По сложившимся представлениям - волосы ведьм всегда имели очень важное значение, на многих изображениях и в преданиях колдуньи также непременно добавляли в магическое варево пряди своих собственных волос...

Последующая английская гравюра на дереве (1643 г) просто восхитительна... похоже, что вместо традиционных мётел - доски для серфинга вовсю использовались ведьмами в английской средневековой магии))))
Гравюра изображает ведьму, переправлявшуюся по воздуху через реку Кеннет. Сообщается, что по ней было произведено несколько залпов из мушкетов Парламентскими солдатами, но колдунья, оставаясь невредимой, поймала на лету и съела все мушкетные пули-шары... и только отяжелев от неимоверного количества съеденного металла, снизила высоту и продолжила переправу стоя на доске))




Та самая ведьма, "занимающаяся серфингом")))

А вот ещё один маг-серфингист)))




Вообще, считалось, что раз ведьмы отклонили крещение, то и вода их отклоняла, не принимала... Следовательно, способность пересечь любую реку хоть в решете - было для настоящей колдуньи делом совершенно плёвым.
Но не всё так весело: именно этот бред, приведший к весьма популярному "испытанию ведьмы водой" - отнял во времена инквизиции массу жизней. Поскольку "честная" просто обязана была утопнуть, и только тогда признавалась невиновной, а кто имел "счастье" всплыть - кончал жизнь свою уже на костре...

Следующая гравюра на дереве и следующая ведьма. Спасение колдуньи из костра то ли самим диаволом, то ли его приспешником-демоном. Клерикал при этом испуган и растерян.





Тот же самый мотив, опять спасение колдуньи от расплаты. И Дьявол здесь - ну прямо как прекрасный рыцарь на белом коне, выручающий даму из беды как романтично!)))





Это немецкая гравюра на дереве: "Обратное крещение"... Заметьте, что в поклонении дьяволу участвуют оба пола))





А вот молодой человек обменивает Книгу Спасения на Чёрный Список Дьявола проклятого.





Немецкая сцена шабаша (1669): вокруг горы носятся ведьмы, охваченные демонами. Кто так, кто верхом на козлах. И всё это непременно во главе с музыкантами))).





Далее - очень интересная картина: Питер ван Лэер, "Автопортрет в образе Волшебника".
Предполагается, что колдун на картине был занят любовной магией: на страницах открытой книге изображено пронзённое сердце, пентаграмма и прочие колдовские знаки. Курящееся зелье варится в черепе на горячих углях в левом углу... а в правом углу - в мир мага вторгается Нечто, когтистые лапы которого тянутся к волшебнику. Чтобы изобразить себя так, художник рисковал, надеясь, что картина будет признана просто остроумной, а не скомпрометирует его. Любопытно и то, что ван Лэер (c1592-1642) родился с уродствами и работая в Риме взял себе псевдоним "Марионетка". А ведь в то время обвинениям в колдовстве наиболее часто подвергались люди с уродствами и физическими недостатками.... В этом контексте автопортрет ван Лэера кажется еще более восхитительным в своей самоуверенности. Ведь приблизительно то же самое время в Англии, некто доктор Лэмб, слывший в городе за колдуна, подвергся нападению на Лондонских улицах и был растерзан толпой после посещения театра(1628). Есть даже баллада того времени, насквозь пропитанная злой иронией - "Трагедия доктора Лэмба", повествующая о взаимоотношениях доктора с нечистой силой и "справедливой каре", постигшей его...





Следующее изображение - переполненная деталями темная фантасмагория: Frans Franken, "Собрание Ведьм" 1607.
Оригинал находится в Вене.
Многочисленные ведьмы собрались для совместных ритуалов: они используют свои книги ("Grimoires"), черепа, котлы, травы и другие магические компоненты. Старая колдунья за столом ведёт необходимые записи. Заметьте, что у одной из этих ведьм есть ребенок-девочка, и она присутствует на действе вместе с матерью. Различные чудища занимают второй план картины: это и гремлин на виселице, и демон, нападающий на обнажённую фигуру справа.
Так же значительное место в картине занимает огромный котел, как непременный атрибут колдовства.
Но более всего озадачивает Фигура, наиболее бросающаяся в глаза. Она похожа на молодую женщину в красивом платье, разорванном на груди...но вглядываясь в картину, можно понять, что это - юноша, переодетый в женское платье, нарушитель и, вероятно, доносчик, который незаконно проник на собрание ведьм. Но колдуний не проведёшь - и теперь он пленник, его руки связаны за спиной, а разорванное на груди платье демонстрирует всем присутствующим раскрытую попытку обмана. И что за судьба теперь его ждёт?
На этой картине колдовство становится Готическим шрифтом, пантомимой злодеяния, с предложениями написания романского рассказа к изображению.





А на этой картине - достаточно бытовая сцена ведьминой кухни, приписываемая тому же самому художнику.
Атрибутика и действия банальны: поклонение дьяволу, энергично кипящий котел, стол со всем обычным колдовским беспорядком и развалины на заднем плане...





Ещё одна распространённая сцена. Темный Adrianus Hubertus. Здесь варево в котле уже готово и ведьмы натирают им свои тела - мазью, с помощью которой можно летать по воздуху. Часть ведьм, оседлав мётлы - уже отправилась в полёт...





Считалось, что непременным ингредиентом "летучей мази" являлись жир и кровь невинного младенца, для чего ведьмы и регулярно похищали маленьких детей. Эти отвратительные слухи наводили ужас на матерей и вовсю культивировались в народе, дабы вызвать ненависть и отвращение к ведуньям. А вот и наглядная агитация: на этой гравюре ведьма (судя по одежде, знатного происхождения) готовится сварить в котле младенца целиком.





Далее последуют две гравюры Альбрехта Дюрера...
Неоднозначная вещь в стиле "Трёх граций", но изображающая четырёх ведьм. И эти четыре женщины стоят на двух различных уровнях: две как бы возвышаются над другими двумя, что дополнительно подчёркивается и высоким головным убором, и замысловатой причёской - они как бы более высокого статуса, эти дамы.
И, очень похоже, что сам дьявол проникает из ада в комнату, в нижнем левом углу гравюры - в образе рогатого зверя, сопровождаемого огнем. То, что у этой гравюры есть дата (вещь беспрецедентная на этой стадии карьеры Дюрера) заставляет некоторых ученых думать, что таинственная сцена может иллюстрировать некоторый специфический и важный случай из жизни автора. Но смысл же аббревиатуры "O.G.H." (что под датой) на сфере в форме граната, венчающего верх гравюры - так никто до сих пор объяснить не может...





Другое изображение того же автора с весьма традиционным мотивом: ведьмой, едущей на козле задом наперёд. Волосы ведьмы так же взмывают в направлении, противоположном естественному движению. В руках она держит ещё один магический атрибут - прялку, вызывая с помощью её, вероятно, какое-то стихийное бедствие. По крайней мере в левом верхнем углу видно что-то наподобие дождя с градом... Весьма странно присутствие на подобной картине классических ангелочков - которые пытаются помешать ведьме?





Ещё одна более древняя немецкая гравюра на дереве, на ту же тему: колдун едет на кошке задом наперёд; а ведьма, едущая на вилах, схвачена дьяволом, и камни падают с неба))





Гравюра Рембрандта к "Доктору Фасту" является относительно трезвым и правдоподобным изображением магии в действии. Волшебник тщательно и спокойно исследует волшебное явление, возникшие перед ним - таинственное сияние, испещрённое тайными или кабалистическими знаками. В окне - неясная фигура наблюдателя за происходящим, возможно - тайном осведомителе против Фауста. Даже череп, кажется - и то наблюдает...
К сожалению, гравюра не была закончена, и многие детали её туманны.





Гораздо менее профессионально выглядит обложка этой книги, от немецкого издательства "Wagnerbook".





Jacob Cornelisz van Oostsanen ,"Saul and the Witch of Endor" (1526). Библейская сцена из первой Книги Сэмюэля, Глава 28. Сол, оставленный Богом, отчаявшийся получить от него ответ - ищет знание будущего у ведьм. Ведьма сначала отказывает, когда Сол идет, чтобы консультироваться с нею - тайно, с двумя своими последователями, опасаясь за свою жизнь. Заверив колдунью, что он ничего не сделает ей злого, Сол наконец получает согласие от ведьмы вызвать дух мёртвого Сэмюэля... Сол спрашивает у духа, что случится с его королевством, и дух Сэмюэля прорицает его скорую гибель: "завтра и Сол и его сыновья будут со мной".

В воображении голландского художника мы видим различные элементы развивающейся истории в одном изображении. Свитки в воздухе цитируют места из Библии. Слева - Сол прибывает для своей консультации. В центре - ведьма, в очерченном вокруг неё магическом круге, совершает ритуал. Ничто в Библии не указывает на то, что "Ведьма Endor" была старухой, но художники тех времён часто изображали ведьм именно в образе отвратительной голой или полуголой карги.
В сводчатом проходе, на заднем плане - сбывшееся пророчество: гибель Сола и его сыновей.
Справа изображены " ведьмины сценки", более типичные для европейской инквизиторской истерии, не имеющие никакого отношения к рассказу из Библии: шабаш ведьм, старых и молодых, полёты на мётлах и черепе, который буксируют чёрные петухи... восседания на козлах и тому подобное)) Замечен на картине и мифический персонаж - фавн (не тот, который держит волшебную книгу), а другой - с музыкальным инструментом, лирой, изображённый справа. Действительно, какой же шабаш - без музыки?)) Кроме того картину и там, и сям населяют диковинного вида демоны. Совы, окружившие подножие ведьмы - символически двусмысленны: неся в себе по верованиям древних - Мудрость и Безумие - по ассоциациями уже 16-ого столетия...





В работе неизвестного немецкого художника "Der Liebeszauber" (Любовная магия") мы видим колдовство в его самом привлекательном виде. Юная и прекрасная ведьма, изображенная в позднесредневековом готическом (не анатомическом) стиле - соткала магию любви. Ее колдовство запечатлено в свитках, которые плавают в воздухе, сердце её бьётся в предвкушении любовного огня... Магия сработала, и вот уже желанный молодой человек стоит в дверях её дома))



история, легенда, магия, ведьма, живопись, мифы, язычество

Previous post Next post
Up