Немного о разных языческих праздниках: 30 апреля -1 мая

Apr 29, 2010 22:44

В эти дни: Красная горка, Родоница, Живин день, Вальпургиева ночь, Бельтайн, День Ведьмовской рябины...
Сравним ритуалы и традиции?

30 апреля празднуется настоящая РОДОНИЦА - да, именно так изначально называется языческий древнеславянский праздник (с приходом на Русь православия - он остался в русской традиции, как и многие другие языческие праздники... но, как обычно это происходило - его сдвинули по календарю и малость откорректировали название))

Это был день поминовения предков, этим же днём заканчиваются и последние весенние холода. По языческой традиции в Родоницу (от слова "род") было принято посещать могилы, принося поминальные дары: блины, овсяный кисель, пшённую кашу, крашеные яйца-писанки.
С заходом солнца открывали зачин праздника и устраивали тризну: воины на горе «боряхуся по мертвецы», показывая своё боевое искусство. С высокой горы катали крашенные яйца.

К полуночи, на той же горе раскладывали дрова для большого костра. А в полночь (1 мая) этот праздник переходил в другой - ЖИВИН ДЕНЬ.



В традициях празднования этого дня был один любопытный ритуал: женщины, взяв метлы, совершали с ними обрядовую пляску вокруг костра, очищая место от нечисти
В этот день прославляли Живу - богиню жизни, которая оживляет природу и землю. Интересно, что в отличие от Бельтайна (где сделан акцент на любовные отношения Бога и Богини, на мужское и женское и их взаимодействие) здесь был практически только женский аспект, праздник Богини-Матери.
Гуляли всю ночь - играли, пели, водили хороводы вокруг костра и прыгали через Огонь (земное воплощение Семаргла ) - это символизировало очищение от наваждений (сил Нави) после долгой зимы. Так же это был и праздник Любви, создания пар))



Потом весь последующий день первого травня посвящали отдыху. А к вечеру опять разводили обрядовые костры, но уже по берегам рек, купались, очищаясь уже холодной весенней водой, росой - а не огнём. Девушки украшали лентами деревца, плели венки из трав и первых весенних цветов, спускали их на воду.
Второго травня - был День всходов. Зачин проводили на той же высокой горе, благодаря Мать-Сыру-Землю и Ярилу Сварожича за первые ростки на полях.
Все три праздника проводились один за другим на высоких горах или холмах, с которых уже сошёл снег и расцвели первые весенние цветы, поэтому все эти праздники были объединены в один великий - КРАСНУЮ ГОРКУ.



ВАЛЬПУРГИЕВА НОЧЬ

Вальпургиева ночь - тоже праздник, пришедший к нам из далёкой древности (это потом праздник стал именоваться в честь св. Вальпурги (Вальдбурги) и считаться "ведьминым"). Сегодня уже мало кто знает настоящую историю этого языческого праздника, мало кто его празднует так, как это делали предки.

Вальпургпиева ночь изначально (прошлое её название, похоже, уже мало кто помнит) - это языческий праздник, посвященный богам, дающим земле самое главное - плодородие.
В этот день наши предки задабривали богов и просили у них добрый урожай и здоровое потомство.
Дата 30 апреля для праздника плодородия была выбрана не случайно. Ведь приблизительно в этот период зарождается новый урожай и приходит настоящая весна. По традиции большинство языческих праздников отмечались в ночное время, не исключение и Вальпургиева ночь. И, похоже, что проведение праздника раньше мало чем отличалось от вышеописанного Живина дня - и холмы, и хороводы, и "игры" с Огнём...



Есть и другие истоки толкования этого праздника. В Средневековье верили что Вальпургиева ночь - это время пиршества ведьм, которые собираются на пир из Германии и Скандинавии. Проводили время в праздновании ведьмы на вершинах гор, куда прилетали верхом на метлах. Здесь они совокуплялись с демонами и пировали с дьяволом. Ели вы уже прочитали выше о русских языческих обрядовых плясках женщин с мётлами вокруг костра (уверена, что и германо-скандинавская, и не только эта, языческая традиция тоже включала в себя подобный обряд) - то становится понятно - откуда появились именно эти представления.
Возможно, с приходом христианства, как это часто бывало - не все сразу отказывались от прежних верований, некоторые продолжали соблюдать свои старинные обряды. И я не удивлюсь, если те самые "чертовки-ведьмы с мётлами" и их "шабаш", и всяческие "совокупления с диаволом" - возникли из реакции ревностных христианских граждан на "вопиющие" случаи сохранения древних традиций)))





БЕЛЬТАЙН
(в Аглии известный как МАЙСКИЙ ДЕНЬ (May Day)

В оригинале "Бельтайн" означает "Огни Бела" и является одним из основных праздников Огня (Fire festivals).
По кельтскому обычаю, фактическое празднование праздника костров начинается на закате предыдущего дня, 30 апреля, потому что кельты всегда определяли свои дни от заката до заката. Закат также был надлежащим временем для друидов разжечь большие огни Бела на вершине самого близкого сигнального холма (такого, как Холм Тара, графство Мит, в Ирландии)

Основной костёр складывался на холме или любой другой возвышенности, но он был не единственным: еще один или несколько костров складывались у подножия холма - нижние огни использовали для очищения животных. Прыжки через огонь у кельтских народов иногда встречались, но не были широко распространены и не носили характера подтверждения любовных намерений, парами через огонь не прыгали… смерть, пусть даже мнимая, и очищение - дело одинокое. Огромное значение придавалось и воде с росой. Утреннее путешествие к источнику, чтобы умыться, напиться, и кинуть в воду «мелкую жертву» - монетку или фигурку (видимо, отголосок кельтского обряда жертвования источникам миниатюрных копий разнообразных вещей), повязывание лент на растущие над источником деревья, катание в предрассветной росе, обмывание и обрызгивание животных были распространены у всех кельтских народов, как островных, так и континентальных...
Очень подробно о Бельтайне можно почитать здесь http://www.wedma.fantasy-online.ru/wedma.prazdniki/wedma.beltain.htm и здесь http://news.barnaul-altai.ru/calendar/?id=2000



Кстати, помимо Бельтайна и Живина дня, 1 мая празднуется похожий финский праздник - День богини (или, по некоторым источникам, бога) Рауни, связанного с рябиной или горным ясенем, по традиции считающимся ведьмовским деревом. Поэтому другое его название - День Ведьмовской Рябины. В Финляндии по сей день считается, что ветки рябины предохраняют от злых духов.

PS: \взята отсюда: http://www.calend.ru/holidays/pagan/
Когда-то практически весь мир был «языческим». Сейчас, когда половину человечества обратили либо в христианство, либо в ислам, язычников гораздо меньше, однако это еще не доказательство того, что «язычество» менее ценно по сравнению с мировыми религиями.Календарь праздников для язычников - это круглый год, это зима и весна, это жизнь, смерть и возрождение. В календаре в наиболее законченном виде выражается любая традиция, в нем собрано самое главное, что каждый народ знает о времени и о вечности. Календарь показывает родство всех живущих под Солнцем и Луной.

Вокруг календаря вращается весь круг труда и отдыха. Календарь с его праздниками, помогает живущим со вниманием смотреть на Природу, восстановить силы и сохранить чувство своей неслучайности на Земле. Воплощенная в календаре народная мудрость отражает все богатство настроений и обликов Живой Природы - вечно преображающейся, умирающей и неизменно воскресающей, а потому - бессмертной. Языческие праздники были не просто красными датами календаря, это особые времена, когда истончаются границы меж мирами. И не они зависят от календаря, а он от них. Течение времени, сезоны повторяющихся праздников.Таких точек перехода было 8. Непростая цифра для всей древней традиции. Отмечали зимнее и летнее солнце стояния (22 декабря; 21 июня), осенние и весеннее равноденствия (21 марта, 22 сентября), кроме того, смену годовых сезонов (1 ноября, 1 мая, 2 февраля и 1 августа).Самый простой способ войти в этот мир единым неотъемлемым целым, как входили наши предки и те, что, будут жить после нас - это пройти Круг Года вместе с умирающим и обновляющимся миром.

Начиная с простого представления о сильных точках года, мы постепенно учимся улавливать моменты перехода, те точки, когда грань миров открыта, вместе со стихиями и силами мира, мы взлетаем и падаем на волнах возрождения и смерти, с каждым разом идёт все большее понимание неподвижной точки центра, в которой находится сам мир, независимо от происходящих в нём изменений, и в которую, стремясь к высшей гармонии, когда-нибудь попадём и мы. Вместе с пониманием этих волн придёт неожиданно новое восприятие народных праздников, обычаев, имен и путей Богов, противоборствующего единения стихий. Единство и целостность - не это ли есть то, что мы ищем?

жива, день рауни, живин день, история, магия, ведьма, богиня, язычество, вальпургиева ночь, ведьмина рябина, родоница, красная горка, праздники, бельтайн

Previous post Next post
Up