Соня, Сонечка, София!

May 05, 2012 00:03

Что делается! Вчера Уолтер сетовал на непростое экономическое положение в Италии, а сегодня одна из моих ближайших подруг Соня, живущая в Стокгольме, жаловалась на ситуацию в Швеции: налоги огромные, жильё дорогое, высокие цены на продукты! "Чёртовы социалисты! - возмущалась в трубку моя подруга. "В скором времени и Франция заплачет кровавыми слезами, выбрав в качестве президента этого идиота, обещающего поднять налоги до 75%. Европа катится в преисподнюю!" - подвела неутешительный итог нашего политического диспута Софья.

Сама она живёт в столице Швеции уже несколько лет, воспитывает одна двоих сыновей. Будучи ревматологом по профессии, Соня прекрасно совмещает деятельность клинического врача  с исследовательской работой. Вот и в сегодняшней беседе, в которой доминировала тема политики, она скромно поведала мне о том, что практически завершила работу над своей докторской. Три её научных работы успешно изданы в журналах по ревматологии Италии, Канады и Англии. В настоящий момент она работает над четвёртой, а в дальнейшем планирует написать книгу.
Если бы кто-нибудь сказал семь лет назад, что простой врач-ревматолог из маленького города Ижевска сможет добиться в чужой стране того, чего Софья не смогла добиться у себя на родине, то этого человека посчитали бы, мягко говоря, неисправимым фантазёром. И, тем не менее, это произошло!

А начиналось всё в небольшом городе в сердце России. Софья выросла в неполной семье. Её мать, по профессии инженер, развелась с мужем, когда девочка была ещё совсем малышкой. Жили они трудно (можете представить зарплату инженера во времена СССР), отец Софьи семье ничем не помогал. Закончив с отличием школу, она поступила в ижевский медицинский институт. Сразу после его окончания она оказалась в республиканском кардиологическом центре, куда попасть без связей было практически невозможно. Но Софью приняли сразу же, поскольку ревматологическое отделение было на стадии своего формирования и требовалось в экстренном порядке подобрать соответствующие кадры, а специалистов-ревматологов по республике - раз-два и обчёлся.  Так началась её трудовая деятельность.

Соня - человек, чрезвычайно преданный медицине. Про таких говорят: врач от бога!  Она всегда  отличалась невероятным умом, блестящим знанием области своей деятельности, потрясающей работоспособностью, и самое главное, любовью к  своим пациентам. Кому как не мне знать, насколько она переживает за своих больных! Софья физически чувствует боль тех, кто приходит  к ней за помощью! И надо ли говорить, что молодой специалист сразу же снискала огромную любовь среди пациентов и неистовую зависть коллег. Единственным человеком, помогающим и поддерживающим её за всё время работы в кардиоцентре, была начальница отделения. Сколько раз она вместе с Соней умоляла одного из  профессоров (известного в своих кругах и уважаемого человека, члена РАМН) взять молодого врача в качестве соискателя. Здесь я должна заметить, уже тогда Софья проявила себя как многообещающий научный сотрудник, заняв второе место во всероссийском конкурсе молодых ревматологов. И каждый раз она получала в ответ обнадёживающие обещания. Но время шло, а в аспирантуру попадали дети и родственники "нужных" людей, оставляя Софью в числе аутсайдеров.

Положение заметно ухудшилось после того, как главный врач Е.Г.Одиянков,  окончательно уверовавший в своё единоличное правление клиникой, превратил медицинское учреждение в некое подобие коммерческого предприятия. Не буду вдаваться в подробности, лишь скажу, что врачей обязали "проводить  среди пациентов особую работу" с целью убеждения последних в необходимости заключения договора о медицинском страховании. Руководителем страховой компании становится никто иной, как родной брат Одиянкова. Иными словами, врачи должны были заниматься побором денег с малоимущих, поскольку большая часть пациентов кардиоцентра - это жители посёлков и деревень. Медицинское учреждение было превращено в машину по сбору денег. Врачи, кторые не выполняли "план" по договорам, подвергались весьма неприятной процедуре осуждения на общественных собраниях с последующим урезанием заработной платы.  Надо ли говорить, что после подобных мер, желающих противиться приказам "сверху" становилось всё меньше и меньше.

Моя подруга с самого начала выступала с резкой критикой нововведённой системы, и до самого последнего дня своего пребывания на рабочем месте она не сделала ничего, что выходило за пределы её прямых обязанностей. Соня продолжала делать своё дело - лечить людей, не взирая на давление со стороны администрации и коллег клиники.
Я помню те дни, когда она со слезами на глазах рассказывала о ненавистных, порицающих взглядах сотрудников центра, которые те бросали на неё в моменты встреч.  Ходить на любимую некогда работу стало просто невыносимо. Администрация клиники постоянно угрожала ей увольнением. И, очевидно, только факт,  что Соня одна воспитывала двоих детей (к тому моменту она развелась с мужем), являлся единственной спасительной ниточкой. Понимая, что и эта нить может в один момент порваться, Софья принимает нелёгкое решение уехать из страны.

Не буду рассказывать,  каким трудом ей дались успехи, достигнутые ею в Швеции - это тема для отдельного эссе.  Хочу лишь сказать, что я очень горжусь ею и безмерно дорожу нашими дружескими отношениями. Сонька, запомни: ты - самая лучшая! Ты одна из редких женщин, в которой уживаются такие качества, как красота, ум, любовь к своим детям и близким, но главное - невероятная, всепоглощающая преданность  делу всей твоей жизни. Поверь мне, ты лишь в самом начале великого пути!

P.S.  Привет Одиянковым и всем горе-докторам наук, занимающим место тех достойных, через которых они бессовестно перешагнули на пути к своей карьере. До тех пор, пока в России будет подобное отношение к талантливым, грамотным и помешанным (в самом хорошем смысле этого слова) на своём деле специалистам вкупе с наплевательским отношением властей, наше здравоохранение будет продолжать медленно угасать, пожираемое раковой опухолью безразличия, жадности и цинизма.

Россия, друзья, Ижевск

Previous post Next post
Up