У моей мамы сохранились письма с фронта, которые писал ее дед, мой прадед, своей семье... Семнадцать треугольников, проверенных военной цензурой...
В письмах нет ничего вроде бы захватывающего дух, обычная переписка жены с мужем, но они очень трогательные. Письмо простого солдата, оторванного войной от своей семьи, от своей деревни (теперь это окраина города Кинешмы), от своего хозяйства. В письмах есть небольшие орфографические ошибки, но почерк красивый и разборчивый...
Вот одно из них...
Орфография сохранена...
15 мая 1942 года, пятница. Привет с фронта!!!
Здравствуйте дорогая моя семья, Катя, Нина, Толя, Лида, Виташа и дочка Зоя. Шлю я вам свой пламенный боевой привет и тысячу горячих поцелуев. Катя, сообщаю, что я жив и здоров, того и вам желаю.
Катя, письмо я ваше получил, которое вы писали 1 мая, а получил я его 15 мая., на которое и пишу я вам ответ. И я очень рад, что вам ни посылал письма, вы все их получаете.
Катя, вы пишите, что ярка осталась пустая и что вы ее оставили на лето. Это очень хорошо, возможно она нынче пустая не останется и вы ее пустите на зиму, если будет возможность. А быть может, что и корову придется продать, если не запасешь корма. Но только что я думаю, как не трудно, а моя Катя будет стараться запасти для коровы корма, потому что в настоящее время жить трудно с коровой , но и без коровы еще будет трудней в отношении питания. Вы пишите, что живете только на пайке и без молока его не хватает. А с молочком-то глядишь, будет и посытней.
Катя, я вам очень верю, что пайка не хватает, но только помочь я вам в настоящее вроемя никак не могу. Но ладно, жизнь эту как нибудь переживем, лишь бы только остаться живому и вернуться все благополучно домой. Тогда и будет видно, как лучше установить свое хозяйство. И тогда наладим по-старому свою жизнь.
Катя, я вам писал в тех пистмах, которые вы наверно уже получили, что нас хотели услать на формировку, но в настоящее время пока что этого ничего неизвестно, возможно никуда и не поедем до последнего разгрома немецких оккупантов. И тогда, кто будет жив, тот будет и дома. Катя, ты пишешь, чтобы я вам писал чаще письма. Я думаю, что мы с вами и так хорошо держим связь в отношении писем, а часто я не знаю, что уже и писать.
Катя, в том письме вы мне писали, что Паше Белову дали повестку, и я очень беспокоился, что если его больного человека возьмут в армию, то трудно ему будет. Но в настоящее время в сегодняшнем письме вы пишите, что его оставили по чистой. Я очень обрадовался, глядишь, в чем-нибудь он вам поможет, как брат родной, и все же мужчина и дело знает больше, чем женщина.
Катя, ладно, все эти трудности как-нибудь переживем. Вы хоть там живете без страха. А здесь, где мы находимся, и вольные-то люди живут как зайцы и уходят из своих собственных домов километров за 12. Но бывают случаи, то и они лишаются своей жизни и оставляют все нажитое свое хозяйство. А вы этого ничего не знаете.
Катя, я тебе писал в том письме в отношении табаку. Так сколько у тебя его есть, ты его побереги и мне пошли несколько пачек.
Катя, теперь немного про свою жизнь. Живу я пока что ничего, только очень стосковался об тебе и об своей маленькой дочке Зое и вообще обо всех своих детках, а также и об доме. Сейчас вы наверное копаетесь в огороде и садите картошку. Наверное, ребята тебе помогают копать землю. Анатолий уже немаленький и ему лопатой копать нетрудно по своей силе и возможности.
Катя, пишите мне ответ на каждое полученное письмо от меня. И на этом писать кончаю. Передавай всем нашим родным по привету. И вообще как у вас в любимой нашей деревне протекает жизнь? Затем до свидания.
Остаюсь любящий вас всех вообще, твой и ваш П.Бархатов. Жду ответа. Письмо писал, пришел из бани. Время было 7 часов вечера. П.Бархатов.
_____________________________
Мой прадед пропал без вести в 43 году...
Недавно его фамилия была обнаружена в списках погибших в Ленинградской области...
P.S. фотография письма взята из интернета