Реакция российских чиновников, вызванная их попаданием в санкционный лист стран Запада, показательна: Дмитрий Рогозин подшучивает, Владислав Сурков считает данный «дружественный шаг» признанием его заслуг. А ведь шаг и вправду дружественный. Лучшего доказательства правильности проведённой политики национализации элит не придумать. Впрочем, хватает и других, не менее важных фактов, совокупность которых даёт все основания говорить о новой тенденции: национализации олигархов.
Слово не воробей
Коллега указал на урок,
который Запад преподал посредством украинских олигархов их союзным, в первую очередь - российским, коллегам. Арест Дмитрия Фирташа в Австрии и его дальнейший выход на свободу под фантастический залог в 125 миллионов евро - первый тревожный звонок для российского олигархата. А слова Дэвида Кэмерона о том, что санкциям в форме замораживания активов
может быть подвергнут кто угодно, в том числе и Роман Абрамович, и вовсе представляются гулом набата.
И набат был услышан.
Спасение утопающих - дело рук самих утопающих
Первым грядущую опасность осознал Алишер Усманов, сбросивший акции Apple и Facebook. Когда-то Алишеру Бурхановичу принадлежало порядка 10% акций Facebook. Продавать акции социальной сети олигарх начал ещё в 2012 году, а к началу 2014 года процесс прощания с акциями окончился. По словам управляющего активами олигарха Ивана Стрешинского, у продаж есть две причины: желание инвестировать в более перспективные активы и не зависеть при этом от внешних условий. Под внешними условиями, по всей видимости, подразумеваются изменение геополитической реальности и сопутствующие ей риски.
Взамен Усманов
вложился в китайские проекты Alibaba Group и JD.com и увеличил долю в российском интернет-секторе экономики.
Последовал примеру Усманова и Геннадий Тимченко, попавший в западный бан-лист. Геннадий Николаевич продал 43,5% акций своего энергетического детища Gunvor, основанного в 1997 году. Не помогли даже
заверения из Минфина США о том, что американский гнев не распространится на угольный актив Тимченко в США, так как доля олигарха там всего 13% вместо 50%, необходимых для попадания под санкции.
Теперь олигарх будет развивать энергетику в Российской Федерации и вкладывать деньги в развитие её инфраструктуры. Причина такого решения вполне понятна. Стоит заметить, что продажа такого пакета акций - дело не одного дня, следовательно, Тимченко предполагал, что Запад его «забанит», и подготовился.
Не можешь - научим, не хочешь - заставим
Вероятно, именно такая методика воспитания избрана в отношении алюминиевого короляОлега Дерипаски.
Так, достоянием общественности стал документ, в котором помощник президента РФ Вячеслав Белоусов настоятельно рекомендует «Русалу» продать блокпакет акций в Норникеле. Причина такой «рекомендации» проста - долги и массовые сокращения на заводах, вызванные хозяйствованием «эффективных» собственников. Теперь наличие подобной «просьбы» в Кремле
отрицают и грозят уголовной ответственностью за публикацию документа. Впрочем, сам факт его наличия никто не отрицает.
Похоже, во второй раз спасать Дерипаску никто не будет.
Раздача пряников
Попавший же под санкции Запада банк «Россия» поддержали на всех уровнях: счёт там открыл даже Владимир Путин, сам банк полностью сконцентрируется на обслуживании рублёвых операций, прекратив работу с иностранной валютой, и будет участвовать в разработке российской платёжной системы.
Одним из первых свой «пряник» за показательное экономическое поведение получилАндрей Комаров, владелец известного трубного завода
«Высота 239», изготавливающего трубы для «Южного потока». Заработанные деньги Комаров вкладывает в первую очередь в свою страну, а не прячет по странам ближнего и дальнего зарубежья.
От олигархов к промышленникам
Стоит отдать должное руководству Российской Федерации: несмотря на непоследовательную экономическую политику, в сфере национализации элит Кремль руководствуется чётким планом. Вначале были национализированы чиновники, а теперь наступила очередь олигархов. Часть из них неисправима и рано или поздно повторит судьбу украинских коллег. Возможно, кто-то попытается поднять бунт на российском державном корабле и в итоге совершит вояж в исправительную колонию - как Михаил Ходорковский. Впрочем, таковых будет немного, ведь, в отличие от своих украинских коллег, российский олигархат сохраняет адекватность.
Кто-то продолжит метаться из страны в страну, то покупая, то продавая активы. Вот только пространство для манёвра уже уменьшилось: деньги любят тишину, а тишина теперь будет только в России и странах БРИКС.
А наиболее сообразительные выйдут из класса российской олигархии, влившись в ряды уже изрядно подзабытых
промышленников. Похоже, именно за ними российское консервативное будущее.
Автор
Иван Лизан, колумнист "Однако"