Знатокам военной кинохроники хорошо известны кадры атаки именных танков «КВ» с выведенной на башне цифрой три в полукруге: «УРАЛЕЦ», «КУТУЗОВЕЦ», «НЕВСКИЙ». Сидя на башне своей боевой машины, комбат-1, командир танка «НЕВСКИЙ», осматривает в бинокль направление атаки, затем пускает сигнальную ракету и танки батальона, поднимаясь по склону оврага, начинают атаку.
В боевых порядках наших «КВ» вырастают султаны разрывов, но танкисты, не сбавляя хода, продолжают сближение с позициями немецких противотанковых орудий…
Уникальные архивные кадры, на которых запечатлены мужественные лица экипажей танков «КВ» «НЕВСКИЙ» и «УРАЛЕЦ», находятся в РГАКФД. Предположительно, дата съемки - не ранее 3.9.1942. Неполные кадры хроники, озвученные для англоязычного зрителя, можно увидеть здесь:
http://www.britishpathe.com/video/the-great-russian-o.. 3 сентября 1942-го года бригады 7-го ТК атаковали позиции частей немецкого 14-го танкового корпуса (16-я тд, 3-я и 60-я мд) из состава прорвавшейся на узком участке к Волге десятью днями ранее шестой полевой армии Вермахта. Бригадам удалось вклиниться в немецкую оборону, но, - слабые в пехотном отношении, при неподавленных средствах ПТО противника и господстве вражеской авиации, - перспектива прорыва танкистов Ротмистрова к защитникам Сталинграда выглядела туманной. В тот день 3-я гвардейская танковая потеряла сгоревшими в своих «КВ» на скатах высоты 139.7 многих танкистов, участников боев под Калинином в октябре далекого 1941-го. Среди погибших был командир 2-го танкового батальона бригады, гвардии майор Михаил Васильевич ЕРЕМИН.
Из ЖБД 3-й ГТТБр за 3.09.1942:
«3 Гв. ТТБр., выполняя приказ штакора-7, в 5.30 3.9.42 вышла в атаку и подошла к высоте 139.7, выбила находящегося на ней противника, продолжая движение в заданном направлении. Противник сумел создать на этом участке сильную противотанковую оборону, сконцентрировав на этом участке много противотанковой артиллерии …..
В результате боя 5 танков «КВ» сгорело, 14 танков «КВ» подбито. В процессе боя противник бросил в контратаку 20 танков, которые были встречены нашими танками и до 15 штук уничтожили их. Авиация противника бомбила в течение дня боевые порядки танковых батальонов. Зарегистрировано до 250 самолетовылетов. Убит командир 2-го ТБ гвардии майор Ерёмин, ранен командир 1-го ТБ Туренков.»
Обстоятельства гибели ветерана бригады, комбата-2 гв. майора ЕРЁМИНА Михаила Васильевича отражены в ЖБД 2-го ТБ за 3.09.1942:
«В 5.00 получен приказ идти в атаку с задачей прорвать оборону противника и соединиться с частями, действующими в Сталинграде. … В развитии боя целый день господствовала авиация противника. Танки продвигались слабо, ввиду сильного артогня противника. После неоднократного приказания командира батальона гв.ст.л-ту Старухину идти вперёд, но он вперёд не двигался. Тогда командир батальона сам пошёл вперед и был убит в машине снарядом противника.»
Сменивший Ротмистрова на должности комбрига 3-й гвардейской тяжелой танковой, И.А.Вовченко также, в весьма драматичных тонах, описывает атаку бригад 7-го ТК 3.9.42:
«Наши танки попали под уничтожающий огонь многих десятков противотанковых орудий, зарытых в землю танков и дзотов. Уже в первую минуту боя несколько болванок пробили броню командирского танка. Около десятка наших танков загорелось. Остановилась и машина Еремина. К ней бросился комиссар бригады Сидякин с группой бойцов. Они вытащили окровавленное тело Еремина.
Михаила Васильевича тут же заменил новый командир - капитан Ляшенко. С поля боя капитан не вернулся. Он сгорел вместе со всем экипажем.
... Наконец мы прекратили бесплодные атаки на мощную противотанковую оборону врага. Вечером возле села Иловля хоронили майора Еремина, капитана Ляшенко и еще сорок танкистов.» (И.А.Вовченко, «Танкисты»)
(Похоже, здесь Иван Антонович Вовченко путается в датах: согласно ЖБД 2-го ТБ, Ляшенко сгорел в танке 4.9.1942, так что хоронить отважного танкиста днём ранее не могли.)
O том, как виделась танковая атака экипажу КВ «НЕВСКИЙ», корреспонденту одной подмосковной газеты много лет спустя рассказал её непосредственный участник, комбат-1 Туренков:
«Уже несколько часов шел этот тяжелый бой. Гитлеровцы упорно сопротивлялись. Вот под гусеницами «КВ» заскрежетало раздавленное немецкое орудие, вмятое в землю вместе с неуспевшим отскочить расчетом. И в это время навстречу нашим танкам вышли немецкие: фашистское командование бросило против наступающего корпуса танковую дивизию, снятую из-под Сталинграда.
«Так, значит встретились. Поглядим, как вы с глазу на глаз», - подумал Туренков о немецких танкистах и сам, легонько оттолкнув командира орудия, приник к прицелу пушки. Из-за холма показалась башня немецкого Т-3 и, хищно поводя хоботом короткой пушки, стала разворачиваться в сторону его танка. Туренков опередил немца - на броне Т-3 плеснуло пламя взрыва и из башни потянулась сначала тонкая, но с каждой секундой становящаяся всё жирней и жирней, струя черного дыма.
«Один есть», - с удовлетворением отметил про себя Туренков и тут же прицелился в вынырнувший из-за пригорка совсем рядом, метрах в четырестах, второй немецкий танк. 76-миллиметровый снаряд, проломив броню Т-3, взорвался в башне немецкой машины.
«Два», - успел подумать Афанасий Семенович, и в это время страшный удар потряс его танк. Немецкий снаряд, пробив маску пушки, разворотил танковое орудие. Огнем обожгло лицо, осколок впился в плечо. Были ранены и командир орудия, и механик-водитель.»
(Из статьи «У стен волжской твердыни»)
Согласно данным военного историка А.В.Исаева, на 3.9.42 в составе 14 ТК Вермахта имелось 150 танков и САУ, в т.ч. 8 Т-3 kurz, 82 Т-3 lang. Попавшие под раздачу КВ «Невский» трёшки-окурки скорее всего, принадлежали 16-й тд.
(A.В.Исаев, "Неизвестный Сталинград.")
Танки «Уралец» и «Невский» не сгорели в атаке 3.09.1942. Из ЖБД 1-го ТБ следует, что 19.09.1942 оставшаяся в строю матчасть батальона полностью списывалась и подлежала ремонту с последующей передачей в другие танковые части. К 11.10.1942 почти вся матчасть восстановлена, 6 «КВ» переданы в 107-ю ТБр. 7.10.42 в расположение батальона прибывает главный конструктор танка «КВ», генерал-майор инженерных войск Котин. Удивление конструктора вызовет то, что многие танки «намотали» по 250-300 моточасов и по-прежнему находятся в строю.
16.01.43, при выполнении боевой задачи, из-за поломки мотора КВ «Невский» выходит из строя и на следующий день разбирается на запчасти для восстановления других машин. Был ли это тот самый «Невский» с фотохроники, неизвестно.
18.11.1942 комбат-1 гвардии майор ТУРЕНКОВ Афанасий Семёнович передаёт батальон гв.капитану Тарасову и убывает в Москву, в Главное автобронетанковое управление Красной Армии. Там он узнает о присвоении себе звания подполковник и назначении на должность командира 15-го ОГТТПП (отдельный гвардейский тяжелый танковый полк прорыва). В начале января полк в составе 21-го танка КВ-1с прибудет под Сталинград, где примет участие в разгроме окруженной сталинградской группировки немцев.
Командир орудия КВ "Невский", гвардии старшина НОВОСЁЛОВ Арсентий Степанович, ветеран бригады, вместе со своим комбатом принимал участие в боях под Валдаем в сентябре 1941-го. 14.12.42 будет ранен в бою за х. Верхне-Чирский. Предположительно, башнёр Новосёлов присутствует на фото экипажа КВ "Невский".
С фотографии неполного экипажа КВ «Уралец» мне никто не известен. Возможно кто-то, взглянув на эти мужественные лица, узнает в одном из танкистов своего героя.
Сентябрьские атаки советских танковых корпусов во фланг немецкой сталинградской группировке вынудили немецкое командование оттянуть для обороны флангов часть войск, изготовившихся к штурму Сталинграда. Они стали звеном в череде событий, благодаря которым удалось сначала удержать Сталинград, а затем и одержать победу в Сталинградской битве.
С Днём Танкиста вас, друзья !