ДУХLESS (Россия, UPI, 4 октября 2012 года, 93 минуты)
1.
Экранизация попсовой русской книги, опоздавшая на пять лет. Американцы такие вещи «чекают» быстрее: стала книга бестселлером - нужно тут же снимать и выпускать кино, момент может быть упущен. За последнее время Минаев сдал позиции так называемого «рупора поколения рожденных в 70-х», превратился в сытого телеведущего, хорошо известного массам. С другой стороны, ну сколько денег собрал бы фильм ДУХЛЕС пять лет тому назад? Гораздо меньше, чем может срубить в этом октябре.
Назвать его неудавшимся фильмом не поворачивается палец. Добротное, яркое, местами гламурное, но здорово смонтированное и отлично сыгранное кино о менеджере старшего звена крупного французско-русского банка, который, казалось бы, преуспел во всем. Он любит секс, кокаин, алкоголь, клубы, понты, но если присмотреться получше - его все это зае… (хочется вставить пару русских крепких слов, что щедро сыпятся с экрана) достало. Он устал. Но выпрыгнуть из стремительно несущегося очередным новым BMW темпа жизни не так-то просто.
Отлично понимаю, что среди вас есть истые перфекционисты, сразу же обнаружившие множество неровностей, неточностей, алогизмов и прочих «косяков» в теле романа, но ведь можно простить автору такие мелочи, правда? Помню, после покупки книги одна моя знакомая торжествующе открыла мне одну из страниц и показала фразу в духе: «я закурил и отпил водки, затем вышел на улицу, закурил». Простим? Думаю стоит простить, за такое-то признание:
Фильм получился и вполне может стать отдушиной для менеджеров, что довольно сложно предсказать, они могут и воспротивиться, образ слишком гламурный и Данила Козловский слишком безупречно выглядит, чтобы ему верить. С другой стороны, все менеджеры представляют себя именно такими. Так ведь? Одет с иголочки, новый BMW, все бабы мои.
Прокат: широкий. 600+ а если есть деньги на серьезный маркетинг, то и все 800+. Сборы от $6 млн. / АНАТОЛИЙ СЕРГЕЕВ
2.
На беспрецедентный шаг отважилась Art Pictures Media, международный дистрибьютор экранизации романа Сергея Минаева, - показала картину потенциальным покупателям в готовом состоянии за полгода до релиза. Мы оценили.
Чтобы понять, как ДУХLESS могут воспринимать собственно те, кому он посвящен, - представители поколения, рожденного в 70-е, стоит вспомнить, как смотрели 99 ФРАНКОВ во Франции, на родине - 1.1 млн посещений за 3 уик-энда в 2006 году. Я был счастливым обладателем примерно десятки опасений относительно режиссера Прыгунова с крайне неровным почерком и двумя лентами в фильмографии, каждую из которых я еле-еле смог досмотреть до конца (ИНДИГО, ОДИНОЧЕСТВО КРОВИ). Можно ли сделать вообще интересной и актуальной для русских зрителей-2012 экранизацию бестселлера середины нулевых? Не будет ли ДУХLESS, чьи фрагменты и отрывки я видел прежде в количестве до 40 минут, вызывать “дежа вю” на протяжении всего времени, впрямую цитируя Аранофски, 99 ФРАНКОВ и парочку эффектных экранизаций Брета Истона Эллиса? Каким может оказаться гипотетический портрет современного зрителя ДУХLESS, будет ли он разочарован или взбешен картиной, будут ли переживать за героя красавчика Козловского девушки, с которыми тот поступает по ходу фильма довольно жестоко и грубо?
От картины я не пришел в восторг, но ответы на собственные вопросы меня порадовали. ДУХLESS - проект довольно высокого уровня продакшена и постановки. Если вы ненавидите фильм ИНДИГО и еле высидели ужасный ОДИНОЧЕСТВО КРОВИ, вы будете приятно удивлены. Козловский - драйвер проекта: все муки, радости и терзания его персонажа мы видели в десятках зарубежных картин, но раздражения это не добавляет. Кто бы что не говорил, у харизматичного Данилы есть редкие для современных отечественных актеров качества - присутствие в кадре и способность вызвать эмпатию на раз-два, какой бы хренью его герой на экране не занимался и какие бы “минаевские” речи он не задвигал. Как фильм о жизни русского топ-клерка в современной Москве ДУХLESS выглядит дорого, убедительно и эффектно. Эффект, правда, он произведет больше на нетребовательных зрителей в регионах и Питере с Москвой - местами ему сильно не хватает самоиронии, чтобы претендовать на культовость и симпатии продвинутых зрителей. Меня категорически, скажем, выбесила пафосом финальная сцена с позитивом, явно притянутым за уши, да и романтическая линия, по-моему, не сильно сложилась: раздражают периодически и цапля, и журавль, но зрителей это может не напрячь вовсе.
Главный прокатный фильм-аналог ДУХLESS - естественно GENERATION P Гинзбурга, оказавшийся “спящим хитом” отечественного кинопроката в апреле прошлого года: 124 млн рублей на 542 экранах, с минимальными затратами на прямую рекламу. Позитивное, с точки зрения коммерческих перспектив, отличие ДУХLESS, где примерно в тех же дозах употребляют кокаин и другие наркотики (за исключением психоделиков и галлюциногенов), - в классической и универсальной сюжетно-жанровой конфигурации и заземленности истории. Галлюцинация только одна, и она дюже “народная” - то ли супермен, то ли бэтмен с профилем и интонациями ВВП, который навещает героя неожиданно “по накурке”. Герой Козловского временами кажется карикатурой на современного клерка и вообще является полным подонком, неубедительно (для меня и искушенной аудитории) проходящим экранную эволюции, но, повторюсь, он сильно подкупает харизматичностью, чтобы раздражать. Должны же и у нас существовать свои 99 ФРАНКОВ, а русские банковские клерки-подонки и фанаты Минаева их вполне заслуживают. Юмора, как и креативных придумок-цитат, в нем предостаточно, операторскую работу Федора Лясса хочется назвать блестящей, каст кажется едва ли не безупречным (разве что Ефремова после GENERATION P роли биг босса довольно сложно переварить), романтическая . Словом, качественный нестыдный отечественный crowd-pleaser для всех, кому за 25+ и для кого книга Минаева явилась
Прокат: 600+ копий. Собственный коммерческий потенциал внушает. При идеальном стечении обстоятельств (заблаговременный и сыгранный как по нотам маркетинг с паблисити) фильм может здорово отработать как в Москве, так и в регионах с заполняемостью залов на старте 55-60% и 45-50% соответственно.