"... Иркутском военно-инженерном училище, располагавшемся в Красных казармах в 1942-1943 годах.
Красные казармы- уникальный памятник военной архитектуры начала ХХ века.
(С)
http://dneprovskij.livejournal.com/152188.htmlУчилище было укомплектовано командно-преподавательским составом, оснащено хорошей учебно-материальной базой паромно-понтонного и лодочного имущества.
<...>
Уже всем становится ясно, что мы идём к Красным казармам. <...> Вот они, казармы. Но нас провели мимо и подвели с южной стороны к огромной землянке, расположенной у ограды казарм
Появилось несколько сержантов, которые завели нас в эту «казарму»- огромную полуземлянку с двухъярусными нарами, с небольшими окошечками и несколькими чугунными печками- повидимому, для зимнего периода. Эту землянку я знал ещё с довоенной поры. <...> Отец говорил, что это, наверное, строят овощехранилище для столовых, размещённых в Красных казармах.
А оказалась- это карантинная землянка.
<...>
ровно в двадцать два часа, прозвучит команда «отбой». После неё никуда не выходить. Стали готовиться ко сну. Никаких спальных принадлежностей нам не дали- голые доски, вещмешок под голову и... думы...
<...>
Повели в столовую на завтрак. Когда увидели на столе хлеб, кашу, масло, чай, у нас сложилось мнение, что здесь очень хорошо кормят.
<...>
Ещё не зная своей дальнейшей участи, все воспрянули, стали строить домыслы, связанные с Красными казармами; уже знали, что в двух из них располагаются училища- политическое и инженерное.
<...>
Красные казармы
Они назывались так, эти помещения для размещения красноармейцев (солдат), не по своей красоте, не по архитектурной выразительности, а просто по цвету кирпича, из которого были построены. Подобные казармы были возведены во многих крупных населённых пунктах России ещё до Октябрьской революции. Как и эти, иркутские, казармы, они являлись для жителей гарантией спокойствия, надёжности. В Иркутске их было несколько, расположенных в разных районах. Это были добротные помещения, отвечающие всем требованиям размещения в них военных подразделений. Одна казарма, со всеми необходимыми хозяйственными постройками- конюшнями, cкладами, кузницей, была на улице Знаменской (Баррикад), в ней в советские годы размещалась кавалерийская часть, вызывавшая у нас, мальчишек, неимоверную зависть и уважение.<...>
Одна казарма была в Знаменском предместье (Маратовском), недалеко от берега Ангары.
Несколько казарм размещалось в центре города, восточнее стадиона «Локомотив». От этих казарм остались только названия прилегающих улиц: Казарменные<...>
Основные Красные казармы- это был целый военный городок (там, где они и сейчас размещаются). За ними простиралось поле.
Красные казармы служили иркутянам хорошим ориентиром: «в районе Красных казарм», «недалеко от Красных казарм» и т.п.
При этих казармах были все необходимые помещения и службы: полковая церковь (уничтоженная в двадцатые годы), кузницы, мастерские, склады, баня, плац. Вблизи размещались дома для офицеров- добротные, в основном одноэтажные, деревянные.
<...>
Под стать командно-преподавательскому составу была учебно-материальная база училища, оснащённая многими пневмоэлектрическими механизмами и приборами.
Сам казарменный городок- комплекс учебного заведения с его учебными классами, плацем,
понтонно-лодочным парком- был образцом военного училища.
<...>
Кое-кто из ребят узнал, что это бывшее Черниговское военно-инженерное училище, эвакуированное
в Иркутск, его аббревиатура ЧВИУ звучала более романтично, чем теперешняя ИВИУ.
<...>
В предбаннике старшина выдаёт обмундирование и бельё: кальсоны, рубахи, брюки-бриджи, юнкерские фуражки (от Гражданской войны, до сих пор лежавшие на складе), ботинки, портянки и... обмотки.
<...>
Вызывали недоумение кителя и фуражки. Говорили, что это обмундирование от юнкеров до сих пор лежало на складах. Многие курсанты оценили его лучше красноармейских гимнастёрок и пилоток.
<...>
-Я- лейтенант Голубков, командир вашего взвода, который входит в состав первой роты. Командир роты- старший лейтенант Крикунов. Во взводе- четыре отделения, командиры которых-сержанты Сенаторов, Наумов, Морозов и Какоулин. Старшина роты- Сластных.
<...>
Назавтра перед нами выступил комиссар- майор Учава.<...>
Комиссар рассказал, что училище было организовано перед войной в городе Чернигове. Затем передислоцировано сюда, в Иркутск. Теперь это Иркутское военно-инженерное училище, готовящее командиров инженерных подразделений
широкого профиля. Нам предстоит изучить такие военные дисциплины: сапёрно-подрывное дело, минирование, фортификационные сооружения, мосты, дороги, маскировку, связь, топографию, тактику, форсирование водных преград и другие, <...>
В середине сентября мы стройной колонной отправились к месту практических занятий по переправам, в район деревни Смоленщина, что на берегу реки Иркут, в двадцати пяти километрах от наших казарм. Полная боевая экипировка. У нас ещё не было своих шинелей, одолжили у соседнего батальона, уже прошедшего эти учения.
<...>
И вот, наконец, наш будущий лагерь.
На отлогом берегу Иркута- несколько шалашей, покрытых хвойными ветками. Внутри- двухсторонние земляные нары на десять человек с каждой стороны траншеи глубиной сантиметров сорок.
В торце шалаша устроена пирамида для оружия. Распорядок на этих сборах был очень жёстким, даже в какой-то мере жестоким. <...>
На территории сбора требовалось ходить только «понтонным шагом», что-то вроде бега трусцой.
Вообще, все действия должны проводиться как во фронтовых условиях- бесшумно, без демаскирующих действий, костры разрешалось разводить только днём с соблюдением скрытности.
Сначала днём изучали устройства переправочных парков:
• труднозатопляемое имущество (ТЗИ) для устройства пешеходных мостов;
• резиновые лодки (парк А-3) для переправы и устройства паромов;
• ещё какой-то деревянный парк.
На берегу находилось два вида понтонов: из надувных резиновых лодок и деревянных, окантованных металлом больших лодок, борта которых могли складываться. Практические занятия проводились и днём, и ночью. Все конструкции
парков и оснастки к ним были уложены на берегу в чёткой последовательности сборки: лодки (понтоны), прогоны, настил, колесоотбой, оснастка, скрепляющие болты, стропы, меха для надувания резиновых лодок.
Подавались команды:
-К оснастке понтона приступить!
-К сборке парома приступить!
Руководитель засекал время, и если мы не укладывались в нормативный срок или своими разговорами создавали демаскирующий шум, все команды отменялись, всё разбиралось, складывалось на берегу, и всё повторялось сначала- до совершенства и приобретения навыков. Особенно тяжело приходилось тем, кто занимался подноской прогонов и настила.
Мы научились собирать понтоны различной конструкции: и надувные, и сборные фанерные, и цельнометаллические. Выводили их в линию моста, закрепляли и пропускали по ним механизированные подразделения.
Чтобы собрать понтон, приходилось «понтонным шагом» (бегом) к нему подносить отдельные детали весом до восьмидесяти килограмм. Подносили вдвоём на плечах, на которые надевали специальные наплечники.
Организовали и индивидуальное, и групповое форсирование водных преград из местных плавсредств и т.п. В основном все подобные мероприятия проводились в ночное время. Ноги и шинели были мокрые, сушить разрешали только днём у
костра
<...>
За сожжённые ботинки Рубцов получил двое суток гауптвахты. А где же отбывать наказание? Был вырыт двухметровый шурф, и в него поместили Рубцова.
<...>
Все преподаватели одновременно выполняли роль командиров, проводя практические занятия и по строевой подготовке, и по строительству причала, обследованию дорог, мостов, возведению фортификационных сооружений и др
<...>
Очень широкий круг военных дисциплин был в программе училища, о некоторых из них мы на гражданке даже не ведали: возведение взводного и ротного опорных пунктов; строительство долговременных огневых точек; умение читать топографические карты, определять по ним наиболее выгодные и безопасные пути движения воинских подразделений; строительство мостов; оборудование средств связи между подразделениями, как телефонных, так и радио; способы форсирования водных преград и др.
И конечно, нам, как будущим командирам инженерных подразделений, старались более детально изложить задачи сапёрно-подрывных операций- минирования и разминирования.
<...>
15 июня 1943 года. Вроде не предвещавший каких- либо событий вечер. Построение на вечернюю поверку. Неожиданно появился командир батальона. Старшина предоставляет ему слово.
-Товарищи курсанты! Нами получен приказ Главного военно-инженерного управления: наше военно-инженерное училище с завтрашнего дня расформировывается. Основная масса курсантов нашего батальона и частично курсантов конно-сапёрного дивизиона направляется в распоряжение Главного военно-инженерного управления, в Москву. Все остальные курсанты- в распоряжение ЗапСибВО.
[
Сергей Кучин, "Курсанты",
ДЕНЬ и НОЧЬ Литературный журнал для семейного чтения, №5, 2012,стр. 33]