Вчера посмотрели очень необычный триллер. Неожиданный. Местами, где-то даже есть смешные моменты. И ведь это первый фильм, предвосхитивший многие стилистические находки фильмов в жанре нуар. Также фильм является одним из первых образцов детективного жанра. Самый, конечно, интересный момент, как воровской мир сплачивается и решает поймать маньяка и уничтожить его. Ну и сцена поимки маньяка бандитами и затем самосуда над ним. Им так и не удалось, кстати, довести до кноца задуманное - вмешалсь полиция. И ведь так и не понятно - финал открыт - случилось ли то, о чем предупреждал воровской мир - убийцу детей государство признает невменяемым, опять посадит в дурку, а потом, наверняка, выпустит по какой-нибудь амнистии, и он опять возьмется за старое...
в общем, поднят моральный вопрос - допустим ли самосуд даже над самым жестоким убийцей... очень похожий момент был в последней новой серии Пуаро (фильм сделан отменно, очень качественно) Убиство в Восточном экспрессе. там ведь на пелчи Пуаро легла нагрузка - выдать или нет полиции сговорившихся убийц, вершивших самосуд над убийцей ребенка, не веривших в справедливость судебной системы. Он не выдал, но для него это дело стало трагедией личноо масшатаба. Он поступился своей верой, убеждениями, моралью. "Если вы не верите в силу и справедливость своих судов - отзовите их и призовите новые, создайте их.". В общем, много вопросов остается и в том числе себе самому.
вот, что рассказывает про фильм "М" вики:
В одном из городов Германии полиция сбилась с ног, пытаясь найти маньяка, убившего нескольких девочек. Обнаруженные улики не дают ключей к разгадке. Между тем убийства продолжаются. Жителями города постепенно овладевает паранойя - они готовы учинить самосуд над каждым, кто начнёт разговаривать с ребёнком на улице, они начинают подозревать своих соседей… Полиция проводит регулярные, но безуспешные рейды по воровским притонам. Преступники, которых также пугает небывалая жестокость неуловимого маньяка и раздражает выросшая из-за него активность полиции, решают сами поймать и обезвредить маньяка.
В прессу попадает написанное убийцей письмо, в котором тот обещает, что будут новые жертвы.
Полицейский инспектор Карл Ломанн (
Отто Вернике) поручает подчинённым проверить списки людей, которые были выписаны из психиатрических лечебниц. Одному из сотрудников удаётся найти улики на Ганса Бекерта (
Петер Лорре). В квартире Бекерта оставляют засаду.
В это время преступное сообщество организует тотальную слежку за улицами города, и вскоре слепому продавцу надувных шариков (
Георг Джон) удаётся опознать убийцу - тот, будучи в помрачённом состоянии, помимо воли насвистывает мелодию «
В пещере горного короля» из сюиты
Эдварда Грига «Пер Гюнт», и продавец уже слышал этот посвист перед тем, как была найдена последняя жертва. Один из уличных воров ставит на спину Бекерту знак мелом - букву «М» (от немецкого Mörder - убийца). Преступники загоняют маньяка в деловой центр; Бекерту удаётся скрыться на чердаке. Ночью преступники проникают в деловой центр, связывают охрану, обыскивают здание, находят Бекерта и увозят его за минуту до того, как прибывает полиция. Одному из взломщиков не везёт и он попадает в руки инспектора Грёбера (
Теодор Лоос), который в ходе расследования быстро выясняет, что это было не обычное ограбление - все двери вскрыты, но, вроде бы, ничего не похищено. Грёбер советуется с Ломаном, и тот соглашается ему помочь. Ломан припугивает взломщика обвинением в убийстве, и тот сознаётся, что преступники на самом деле ловили в здании маньяка, чтобы обезвредить его.
В это время Бекерт предстает перед судом преступного мира - его окружают сотни воров и бандитов. Преступники считают, что должны его уничтожить - если он попадёт в руки закона, то будет снова признан невменяемым и уйдёт от ответственности. Но они и сами пытаются судить его «по закону», и назначенный ими адвокат Бекерта действует точно так же, как действовал бы адвокат в настоящем суде. Проблема кажется неразрешимой, страсти накаляются, Бекерту грозит расправа, но тут появляется полиция.
Ганс Бекерт идёт под суд. Мать погибшего ребенка, обращаясь к зрителям, говорит: «Это (процесс над убийцей) не вернет наших детей. Кто-то должен более внимательно следить за детьми. Все вы!…» (англ. "this will not bring our children back. One has to keep closer watch over the children! All of you!").
- «М» - первый звуковой фильм, поставленный Фрицем Лангом.
- Сюжет фильма основан на реальных событиях дела маньяка-убийцы Петера Кюртена из Дюссельдорфа.
- Мелодию из «Пер Гюнта» при записи звука для фильма насвистывал сам Фриц Ланг. Это один из первых известных примеров использования в кинематографе музыкальной темы, связанной с конкретным персонажем.
- Первоначально фильм планировалось назвать «Mörder unter uns» («Убийца среди нас»), но ещё в ходе съёмок Ланг решил назвать фильм «М».
- Фриц Ланг утверждал, что для съёмок сцены суда над Бекертом он пригласил настоящих преступников.
- В июле 1934 года, уже после отъезда Ланга из Германии, фильм был запрещён к показу нацистской цензурой.
- Фильм выходил также под названием «M - Eine Stadt sucht einen Mörder» («М - город ищет убийцу»).
- В 1951 году в США был выпущен римейк этого фильма, причём действие было перенесено в Лос-Анджелес. Римейк никакого успеха не имел.
- Из-за необычного соотношения сторон изображения (1,20 : 1), в ранних видеоизданиях фильма кадр был заметно обрезан сверху и снизу.
- В июле 2003 года на кинофестивале в Кембридже была показана восстановленная версия фильма, позже выпущенная на DVD.
- По результатам голосования пользователей IMDb фильм устойчиво находится в первой сотне самых популярных фильмов.