В пятницу сходили в оперу на "Орфея и Эвридику" Глюка в постановке Йехезкеля Лазарова. Очень ждали эту оперу - после прошлых двух удачных спектаклей этого сезона, которые мы слушали.
Наш состав был таков:
Дирижер - итальянец Маттео Бельтрами.
Орфей - Ян Якуб Моновид (контратенор)
Эвридика - Шакед Струль (сопрано)
Амур (Эрос) - Том Коэн (сопрано)
Хор Израильской Оперы под управлением Итая Берковича, балетная труппа.
* * *
Надо сказать, что Лазаров в своей постановке от оригинальной истории Орфея и Эвридики взял только ключевые точки (смерть Эвридики, поход Орфея в ад, их путь из загробного мира в этот). В остальном постановка современная, Эвридика и Орфей - молодожены, попавшие в автомобильную аварию.
Декорации минимальные, костюмы тоже абсолютно современные. А вот напротив, ноухау спектакля - это видеоряд: съемка в видеорегистратор дороги на машине и аварии, съемка аппаратом МРТ головы певца, где видно, как работают связки-мышцы во время пения, лента ЭКГ...
Дорога из ада - это огромное светящееся ЭКГ, по которому пробираются Орфей и Эвридика.
То, что понравилось в опере - это так:
1) безусловно, музыка прекрасна и тут она полностью владела залом и происходящим на сцене. Вот именно в этой постановке она, на наш взгляд, полностью затмила сценографию.
2) пение контратенора великолепное, получили просто преогромнейшее удовольствие! В те моменты, когда он пел фразы без сопровождения оркестра - это было божественно и нереально прекрасно. Вообще поскольку у Орфея самая большая партия, то для нас этот спектакль был просто бенефисом Орфея (Моновида).
3) мне понравился дуэт Орфея и Эвридики, пусть короткий - но уж каким его задумал композитор. Но дуэт был чудесный!
4) отличное пение хора
Менее понравилась сценография и осовременивание. Все же мы наверное более консервативны...
Из сценографии понравилось вот это оформление дороги из ада, и как тяжело герои по ней идут. Сцена, где мертвая Эвридика - и на фоне огромной фигуры (фрагментов фигуры) фантастически поет Орфей - шедевральная!
И отмотка действия назад - хоть я и знала, что в конце спектакля Эвридика умрет, но все равно на секунду подумала: а вдруг оно отмотается уж совсем и они не попадут в автокатастрофу?
Но спектакль окончился тем, что Орфей играет на рояле первую фразу из спетой ранее арии «Che farò senza Euridice». Значит, таки нет Эвридики и нет хорошего конца у спектакля.
Очень рады, что сходили - голос контратенора до сих пор звучит в памяти и сама себе не верю: неужто нам повезло это услышать?