Вопрос "Кем ты хочешь стать, колда вырастешь?", наверное, задавали каждому. Каждый отвечает на него по своему. Скажем, у меня ответа не было. Я никем не хотела быть. Нет, вру: в четыре года я хотела быть продавщицей на базаре и деньги складывать в большой карман белого фартука. Романтика торговли квашеной капустой на ленинградских рынках поразила детское сознание!
У тех, кого родители отдали в большой спорт или большое искусство, вопросов не возникает по определению, а если вопросы и возникают, то для их разрешения требуются немалые душевные силы.
Но чаще всего дети хотят быть всем подряд. В младшем возрасте список профессий вообще состоит из дел экзотических: космонавт, цирковой гимнаст, укротитель тигров и капитан дальнего плавания. Но уж врачами, полицейскими, следователями, учеными хотят быть многие и потом.
С годами действительно интересы выравниваются, рано или поздно приобретают очертания. Кто-то осознанно выбирает ВУЗ, к кому-то понимание, чем он хочет заниматься, приходит позже или совсем позже.
Но бывают такие замечательные люди, которым хочется быть... всем! Да-да, их интересует геология, бальные танцы, кондитерское дело, архитектура и история костюма. Выбрать одно направление им сложно, они талантливы в нескольких областях. На первый взгляд все так здорово: они столько всего знают и умеют, у них все спорится в руках, за что ни возьмутся, все получается отлично. Но не тут-то было.
В подростковом возрасте их бомбардируют советами: "Как замечательно ты готовишь (танцуешь, рисуешь, разбираешься в созвездиях). Тебе прямая дорога в кулинарную школу (в балетную студию, на факультет мультипликации, в МГУ на астрономию)".
Наряду с советчиками-доброжелателями есть и критики, обычно это родители и бабушки с дедушками. Они видят не только успехи, но и их многочисленность и разнообразие, т.е. частую смену увлечений, а иногда и их непродолжительность. Как же удержаться и не сообщить подростку, что он:
- разбрасывается
- занимается всем, то есть по сути ничем
- поверхностный
- ни одно дело не доводит до конца
- и наконец ничего в жизни не достигнет, как апогей родительской любви и беспокойства.
И вот этот товарищ, у которого с одинаковым успехом получается кататься на роликовых коньках, писать стихи и ставить химические опыты, не только мучается выбором - ведь вокруг все уже выбрали какую-то одну будущую профессию, а ему хочется растроиться или распятериться - так еще и вынужден отбиваться от любящих родственников и напоминать себе, что он не ничтожество!
У меня дома рос как раз такой разносторонне талантливый человек. К 17 годам Роми закончила экстерном общеобразовательную школу (с опережением в полтора года). Углубленно занималась географией. С удовольствием изучала французский язык (это ее четвертый язык), потом испанский (пятый), сейчас собирается учить японский. Читает книги и смотрит фильмы на всех доступных ей языках. Имеет немало спортивных наград и диплом инструктора по стрельбе из лука от института спорта им. Вингейта.
Она окончила курс астрономии в ВШЭ. Занималась химией и психологией спорта. Знает все про майндфулнесс. С увлечением читала книги по археологии, бредила спелеологией и альпинизмом. Занималась дрессурой собак и с отличием закончила курс криминологии от Израильской полиции.
Отлично готовит с раннего детства. Ее кулинарный кумир - Гордон Рамзи, и блюда по его рецептам у нее выходят просто великолепно. Увлекается фотографией (в основном макрофотографией), и в ее снимках целый космос, она умеет увидеть то, что скрыто от глаз и что не видят другие. Пару лет играла на блок-флейте.
Она фантастически вышивает крестиком, плетет из проволоки, занималась декупажем, квиллингом, скрапбукингом, бисероплетением. Бижутерию носит только своего дизайна и изготовления: умеет делать обалденные изделия - серьги, кулоны, браслеты или же целые гарнитуры. Умеет починить дома все, что нужно, собрать любую мебель. Кстати, мебель умеет не только собрать, но и спроектировать: по ее чертежам мы заказывали мебель у столяра, а потом она стала делать мебель сама. У хрупкой маленькой Ромки есть своя дрель, тисочки, целый ящик отверток-плоскогубцев и всякого такого, что я и знать не знаю, как называется.
Чуть меньше года назад Роми пришла ко мне в клинику и стала учиться работе ассистента стоматолога. До тех пор она к стоматологии не имела никакого отношения и входила в профессию с нуля. Сейчас она суперпрофессиональная ассистентка, умелая и ответственная, работает с самыми сложными врачами, включая специалистов высшей категории, ассистирует на операциях, организовывает рабочий процесс стоматолога-ортодонта (включая заказы материалов и устройств). Постоянно получает предложения работы из других клиник.
Не представляете, сколько ценных советов ей прилетало! Если бы она следовала всем им, то у нее была бы коллекция дипломов от всех учебных заведений. Ей советовали идти в "Тадмор" (кулинарная школа), в "Бецалель" (на ювелирное дело), в "Адасу" (учиться фотографии), серьезно заниматься спортом и смежными профессиями, изучать химию, археологию, метеорологию в университете.
Каюсь, я была среди советчиков. Чему я несказанно рада - это тому, что у меня хватило ума не только не произносить вслух фразу "Ты ничего не доводишь до конца", но даже и не думать так. Наблюдая, как она переходит от вышивки к астрономии через археологию и стрельбу из лука, внутри я волновалась и беспокоилась. Уж очень все происходящее выглядело необычно, мне было непонятно, как с этим всем справиться и что делать на практике с разнообразием талантов. Но главное - я понимала, что своими предложениями "заняться этим серьезно" я постоянно создаю конфликтную ситуацию, ребенок обижается и переходит к защите. И никак не могла взять в толк, что же я говорю не так.
Книгу Барбары Шер "Отказываюсь выбирать" я нашла буквально сразу - полезла по интернет-магазинам за литературой по психологии. Заказала ее и вручила Роми на изучение. Книга тут же обросла закладочками, Ромка внимательно читала и делала задания. Следом за ней книгу прочла я.
Могу определенно сказать, что книга прояснила мне многое, заставила задуматься, и пожалуй не побоюсь этих слов - изменила сознание. Я совершенно иначе стала оценивать Ромкины занятия, и из обидчика превратилась в союзника. Я обязана этой книге прежде всего атмосферой уважения и взаимопонимания между нами.
Барбара Шер называет людей такого психологического типа "сканерами", делит их на многие "подтипы". В тексте она дает примеры разных ситуаций, жизненных историй, упражнений и заданий, помогающих определить тип сканерства. Все это хорошо и занимательно, но для меня главным явилось иное: я поняла, что ничего раньше не понимала и пыталась из моего ребенка сделать нечто усредненное, подходящее стандартам общества и его стигмам. А ребенок все годы отбивался и защищался, как мог, интуитивно и не умея себя объяснить.
Людей-сканеров совершенно противопоказано "мерить" общими стандартами. У них по другому устроены механизмы поглощения информации - они схватывают суть быстрее обычного, быстрее делают выводы и приходят к желаемым результатам. Они не мечутся между занятиями "а", "б" и "в". Они занимаются ими последовательно, берут из них то, что им требуется - да, быстрее чем другие, - и закрывают их для себя как изученные, пройденные темы.
Как выглядит очередное увлечение сканера? Загорелся, увлекся, позанимался, бросил. Добро пожаловать всем желающим топтать его ногами и называть поверхностным человеком!
Как все это дело видит сам сканер? Нашел интересную тему, увлекся. Погрузился в нее на нужную ему глубину, получил от изучения информацию и эмоции, взял для себя от этого дела все, что мог - и закрыл его, перевернул эту страницу. Задерживаться долее на закрытой для себя теме нет смысла, с этим согласится каждый. Ну, в качестве сравнения подойдет ситуация, когда человек ест суп из тарелки. Вот он все доел, тарелка опустела - т.е. он получил от этой тарплки все, что она могла ему дать. Никому в голову не приходит упрекнуть его за то, что он переходит к следующему блюду, никто не говорит ему, что можно еще доскрести тут, а не бросать дело на полпути. Так и в жизни: нужно идти дальше - что сканер и делает: переходит к следующему увлечению.
Взять расхожую фразу "Он никакое дело не доводит до конца". Фраза обидная, обесценивающая, сквозь беспокойство о будущем человека торчат ослиные уши деспотичности и неуважения к нему.
Ведь что по сути эта фраза делает? Она оценивает занятия ребенка и характеризует их все как невыполненные, брошенные на полпути. Не доведенные до какого-то там конца.
Но собственно, а что такое "конец", кто его обозначил? Если ребенок увлекся географией, то где по мнению родителя конец - бакалавриат? Магистратура? Может, докторат? Или вообще кругосветное путешествие и открытие неизвестного доселе материка?
А если ребенок занимается спортом, то где тут конец - мастер спорта? Чемпион страны? Олимпийский чемпион? Тренер со своей школой учеников?
А самое главное - кто-то просил определять "конец", до которого ребенок должен доводить свои дела? И должен ли вообще ребенок что-либо кому-либо? Часто выходит на деле, что ребенок оказывается должен родительскому самолюбию, должен соответствовать ожиданиям, подходить под навязанные извне стандарты.
Безусловно, мир заточен не под сканеров (хотя сейчас тенденции все больше меняются). А людям из предыдущих поколений (а с постсоветского пространства так сообще) очень тяжело принять такую схему. Мало того что в их собственных глазах ребенок мечется от одного к другому и не движется вперед, так еще это и мешает им полноценно гордиться. Беда - и главное, что перспектив тут не предвидится, разве что конфликты и огорчения. Ведь вместо одного, выбранного на всю жизнь пути (желательно выбранного пораньше, не теряя драгоценного времени), стажа, карьеры по схеме "вперед и вверх", достижений в одной области, "сканер" не продвигается никуда, разбазаривает впустую свой потенциал - на этапом вечном холостом ходу. А результат-то когда будет? "Где деньги, Зин?"
В общем, я рада тому, что эта книга была написана и что мы с Ромкой ее прочитали. Хорошо, что мы смогли осмыслить то, что происходит и как с этим справляться. Хорошо, что благодаря ей мы по одну сторону баррикад и вместо взаимных упреков и разочарований есть диалог и взаимопонимание.