Замечательный фильм посмотрели вместе с Томой на Нетфликсе - "Элиса и Марсела" (Испания, 2019). Фильм вдохновлен реальными событиями, снят великолепно, на мой взгляд - и в плане сюжета, и в плане операторской работы. Режиссер Изабель Койшет, в главных ролях Наталия де Молина и Грета Фернандез.
Поскольку история реальная, то Википедия мне все подсказала:
"Элиза Санчес Лорига и Марсела Грасия Ибеас - две испанские учительницы, заключившие 8 июня 1901 года первый известный однополый брак в истории своей страны. Для этого одна из женщин представилась мужчиной. История получила большую огласку в Испании и мире, в результате чего Элиза и Марсела провели оставшуюся часть жизни в бегах. Несмотря на огласку и последовавший скандал брак девушек не был аннулирован.
Элиза и Марсела встретились в середине 1880-х годов на педагогических курсах в галисийском городе Ла-Корунье, где обе проходили обучение на учителей младшей школы. Марселе было тогда 18 лет, а Элизе - 23 года. Они сразу стали близкими подругами, а вскоре полюбили друг друга. Однако родители Марселы узнали про отношения девушек и, опасаясь скандала, отправили дочь в Мадрид, где та окончила обучение 4 месяца спустя.
После получения диплома Элиза стала работать учителем в Кусо в муниципалитете Користанко, а Марсела - в деревне Кало муниципалитета Вимьянсо. Эти школы находились рядом и девушки продолжили встречаться. Начиная с 1888 года они стали жить вместе. При этом девушки имели хорошую репутацию, возможно, по той причине, что держали характер своей связи в тайне. То, что они живут вместе, легко объяснялось маленькой зарплатой учителей в те времена".
Что было дальше и как у них развивались отношения и совместная жизнь, желающие увидят в фильме. Конечно, годы были совсем не дружественные, пойти и заключить брак двум девушкам было невозможно. С помощью одежды-прически-накладных усов Элиса превратилась в Марио и их обвенчали.
Ну а потом - все понятно: грубое разоблачение, арест. Ребенка Марселе пришлось оставить - со встречи матери с уже взрослой дочерью, собственно, начинается и заканчивается фильм.
В последних кадрах уже повзрослевшие, среднего возраста женщины Элиса и Марсела живут вместе в Буэнос Айресе.
Фильм очень красиво снят, на мой взгляд - операторская работа отличная. Черно-белый, и свет там чудесный.
И играют актрисы отлично, я вместе с ними и поволновалась, и романтику ощутила, и побоялась, и понервничала - когда вроде уже и живут вместе, все должно быть прекрасно-волшебно, а все равно есть притирки и ссоры в первое время, и это пугает.
"Что происходило с парой после 1904 года, неизвестно. Согласно заметке в одной мексиканской газете, Элиза якобы покончила с собой в Веракрусе в 1909 году; согласно другим свидетельствам, она умерла от рака в 1940 году в Буэнос-Айресе".
Фильм заканчивается как раз в начале 1900-х страшным диалогом дочери и матери:
"- Ты знаешь, я ненавидела тебя много лет.
- Я могу себе представить.
- Они были хорошими родителями, самыми лучшими.
- Я знала, что они такими и будут.
- Скажи, все это стоило того? Насмешки, свадьба, тюрьма? Разлука со мной?"
Мать дочери на этот вопрос ничего не отвечает - так что конец как бы открытый. И "как бы" он хороший, пара состоялась. Боль в том, что состоялась она действительно ценой разлуки с ребенком по воле общества и гомофобии, властвующей тогда.
Фотография прототипов героинь
Сейчас в большинстве стран не будут сажать в тюрьму, не лишат родительских прав - но все равно мир ушел от фильма совсем не так далеко, как хотелось бы. История с рекламой магазинов "Вкусвилл", где была показана семья с двумя девушками-лесбиянками, реакцией общественности и извинениями торговой сети за эту "ошибку" - тому яркий пример.