Вместе с Рухамой мы посмотрели интересное интервью "Открытого телеканала Переход" с Натальей Лазаревной Асмоловой, израильским олимпийским тренером по художественной гимнастке -
ссылка на интервью в ФБ.
Наталья Асмолова рассказывает о сложном пути, который она прошла, поднимая школу художественной гимнастики с нуля: с отсутствия залов (которых, правда, и сейчас толком нет) до международного уровня, когда наши гимнастки конкурируют сильным сборным, скажем, сборным России и Беларуси. Интересно было слушать о том, как изменились взгляды самой Асмоловой - что для нее было важно раньше, а что теперь, ее взгляды на понятия "спортсмен" и "чемпион". О том, что в Израиле не существует профессии "тренер", мы уже наслышаны, знаем.
Для нас с Рухамой самой важной частью интервью были рассуждения тренера о том, каким должен быть ребенок-спортсмен: готовым на любые лишения ради спорта, и лишь тогда возможны достижения; каким должен быть родитель ребенка-спортсмена - готовым быть тылом, поддержать его (потому что нет у нас толком системы, которая обеспечит в нужный момент тылы). Ну и конечно, родитель должен быть готов платить очень большие деньги. Совсем большие деньги.
Безусловно, есть субсидии и выплаты от Олимпийского комитета Израиля и от отдела Высших спортивных достижений страны. Но они начинаются тогда, когда спортсмен достигает олимпийского уровня. А до тех пор расходы падают на самого спортсмена и его семью. Причем из-за отсутствия системы в определенных видах спорта (в непопулярных, назовем их так) и в совокупности с вообще небольшим количеством спортсменов в Израиле и небольшого населения возникает огромная разница в уровне подготовки спортсмена в Израиле и в других странах. Эту разницу можно частично перекрыть, обеспечив спортсмену частое нахождение за границей - ну а это отдельная статья фантастических расходов.
На своем первом международном соревновании (Юношеский европейский кубок в Бухаресте) Рухама очень сильно ощутила эту разницу - скажем, по сравнению с российскими и украинскими спортсменами. Чисто технически так вышло: с ними Рухама общалась в свободное время, у нее была возможность познакомиться с ними, обсудить жизнь подростков-спортсменов в России, Украине и Израиле.
- В Израиле у спортсмена нет учебной системы, поддерживающей занятия спортом (по крайней мере, мне неизвестна такая), кроме экстерната или домашнего обучения. Разрешать или не разрешать ученику пропускать занятия в неограниченном количестве - зависит от доброй воли конкретного директора конкретной школы. Захотел - ребенок тренируется столько, сколько ему надо. Не захотел - у ребенка проблемы. Помогать ребенку жонглировать экзаменами - тоже надо договариваться.
Нет системы спортивных школ, где бы общеобразовательные предметы и аттестации были вписаны в расписание тренировок - и не было бы таким образом необходимости все время "ходить по кромке".
- Конкретно наш вид спорта, стрельба из лука, очень мало распространен в Израиле. Это не футбол, не баскетбол, не дзюдо и не художественная гимнастика. Система спортивных клубов по гимнастике уже выстроена стараниями той же Асмоловой и другими добрыми людьми за эти годы. Дзюдо в 57 общеобразовательных школах в Израиле преподается как школьный предмет (для сравнения: в 1 школе в Израиле, в Герцлийской гимназии, есть спортивная дисциплина "стрельба из лука").
Казалось бы, какая тебе разница, занимаются еще тысяча детей стрельбой или вас всего навсего сто спортсменов? Стреляй себе по мишени и стреляй. Разница на самом деле огромная!
Стрелять для своего удовольствия действительно можно в одиночку, хоть у себя во дворе пулять по мишени, и достичь великолепного результата по баллам.
Но если стреляешь с целью выйти на соревнования, то необходимы соперники, необходим опыт соревнований.
Конечно, в Израиле все время проходят соревнования по стрельбе, но число стрелков там смешное. И вот посоревновавшись в самом лучшем случае с четырьмя соперниками (и что еще хуже - с одними и теми же спортсменами все время), Рухама попала на соревнования, где были 250 человек. Конкретно в ее возрастной категории по олимпийскому луку было 40 спортсменок - уже огромный скачок по сравнению с привычными считанными тремя-четырьмя противниками.
В отличие от Рухамы эти 40 спортсменок были с опытом соревнований - ведь у них в странах количественно гораздо больше стрелков, и собственно любые клубные соревнования или товарищеские встречи проходят в более-менее том же формате, что и международные: тоже много народу, тоже шум-гам. Скажем, в первенстве Московской области участвует 60 стрелков - пусть будет пополам блочный лук и классический. То есть уже 30 человек соревнуются, а не 3.
Из них лучшие идут на первенство России, в котором участвуют около 350 человек из разных регионов России. Скажем, на первенстве, которое прошло в Раменском в начале июля, в Рухаминой категории участвовали 89 спортсменок.
После этого соревнования в Бухаресте для участников этого соревнования не являются чем-то сильно новым, они уже стреляли в такой атмосфере, просто в своей стране.
- И вот тут мы подходим к еще более болезненному моменту: к результативной стрельбе. Результат стрельбы зависит не только от физических данных спортсмена и его техники, но и от его ментальной подготовки и психологической устойчивости в ситуации стресса, во время соревнования. И нельзя сравнивать спортсменов одного и того же возраста или стажа в спорте, один из которых имеет опыт домашних соревнований с 30 и более спортсменами, со спортсменом, у которого просто нет в наличии в своей стране столько соперников.
Что тут можно сделать? Правильно, как можно чаще выезжать на международные турниры, раз своя страна не может обеспечить нужного количества спортсменов.
А что нужно, чтобы часто выезжать на международные соревнования? Правильно, много денег. Бабок, бабочек, бабулечек, как говорил Гарик Сукачев в фильме "Француз".
Уровень спортсменов других стран тоже отличается от уровня наших спортсменов. Хотя бы потому что тут спортсмен едет на чемпионат не по результатам победы ста соперников-соотечественников, и потому что он тут лучший или в топе. Он едет потому что он много и постоянно занимается этим видом спорта и стремится выйти на международный уровень высших достижений. В отличие от этого в российской сборной были спортсмены, которые победили на региональных соревнованиях, на российских первенствах, на основе своих результатов вошли в сборную и вот поехали. И они действительно в топе своей страны. Россию представляла сборная из двадцати человек, и это лучшие дети-спортсмены, которых дала страна. Израиль представляли те семь подростков-спортсменов, которые на данный момент интенсивно занимаются стрельбой. Мы в самом начале пути и именно с этих детей начинается израильская стрельба на уровне достижений. Когда детей-спортсменов станет больше, то появится возможность проводить отборы, и тем самым уровень результативности будет подниматься.
Вместе с тем в нашей сборной есть отбор по результативности, по физическим данным (есть отдельный тренер по ОФП, который постоянно следит за сдачей нормативов). Тренер сборной блюдет дисциплину, требует полной посещаемости как тренировок сборной, так и спортивных сборов (лагерей). В сущности он создает ту самую школу стрельбы, которой тут нет - как ту в художественной гимнастике, которую создала Асмолова.
Рухама правильно отметила: хочешь для ребенка более легкого пути к результативности? Предложи ему занятия дзюдо. Секцию по дзюдо можно найти в любой дыре, и как мы сказали выше, даже во многих школах. Ну и израильская школа дзюдо прочно стоит на ногах, дзюдоисты ездят на Олимпиады, все дела. Проторенная дорога.
* * *
В процессе написания этого текста мне самой стало интересно, какие расходы влекут за собой занятия спортом в Израиле - без сумм, пусть просто какие есть статьи расходов:
- оплата тренировок (помесячно) и поездок на них
- оплата спортивной страховки и взнос в Ассоциацию стрельбы (один раз в год)
- оплата участия в израильских соревнованиях (каждое соревнование оплачивается отдельно)
- экипировка. Тут можно очень долго рассказывать - и это очень индивидуально. Выросли из лука - покупаем новые плечи или новую рукоятку. Истерлась тетива - плетем новую (раз в 3-4 месяца у Рухамы). Сломались или потерялись стрелы - покупаем новый комплект. Рвутся перья для стрел, их надо менять часто. Истерся напальчник - покупаем новый (Рухама меняет только кожу у напальчника где-то раз в полгода).
Остальное оборудование (колчан, нагрудник, стенд) меняется по мере необходимости: порвалось-сломалось.
- кофр для экипировки. Их хорошо бы иметь два: для поездок на общественном транспорте типа рюкзака, и для полетов на соревнования в виде жесткого чемодана.
- одежда для тренировок - спортивные костюмы, термобелье. Спортивная обувь, в которой удобно стрелять и делать ОФП (у Рухамы это две разные пары - кеды с плоской подошвой для стрельбы, и спортивные кроссовки для атлетики). Ортопедические стельки можно вписать сюда же.
- спортивное питание: Рухама ест обогащенные белком молочные продукты, хорошо идут энергетические батончики, сухофрукты в больших количествах для перекусов между тренировками (скажем, на соревнованиях рекомендуют финики с солью для сохранения соляного баланса при потении, и свежевыжатый апельсиновый сок тоже для поддержания солей).
- комплексы витаминов: капсулы с солями (для приема перед соревнованиями), магний рекомендуют многим спортсменам.
- медицинские специалисты, которые сопровождают по необходимости тренировки: спортивный ортопед, спортивный физиотерапевт, спортивный диетолог (этих троих Рухаме спонсирует "Атэна Топ тим", за что ей огромное спасибо), спортивный психолог (за него платим сами).
- оборудование и расходники для физиотерапии: эластичные бинты и пластыри, кинезиотейп, мази от болей типа Вольтарена, ленты для пилатеса.
- дополнительное оборудование для стрельбы: солнечные очки, бинокль, спортивные часы, крем от солнца в огромных количествах, дневник тренировок, маркеры.
Ну и плюсом к этому идет оплата участия в международных соревнованиях (билет на самолет, гостиница, питание, запись на соревнование, трансфер).
Источники доходов у всех разные. Скажем, на возмещение расходов по участию в Кубке Европы каждый подросток-спортсмен получил от Ассоциации стрельбы по 800 шекелей (из 5000 шек. где-то, в рублях это 13 тысяч из 85). Муниципалитет Ришон Лециона частично оплатил поездку для детей, которые живут в Ришоне (это как-то выбил директор нашего клуба, тоже житель Ришона). Директор послал письмо насчет Рухамы и в наш муниципалитет, но без толку: слова "культура" и "спорт" тут скорее ругательства, чем повод поддержать финансово.
Рухаме часть расходов оплачивает "Атэна Топ тим" - это организация по продвижению и поддержке женщин в израильском спорте) - комплекс витаминов, физиотерапевта, консультации ортопеда и диетолога. А вот если бы она была мальчиком, то "Атэна" пролетела бы мимо.
Очень помогает нам тренер сборной Гай - просто вот чем может, тем и помогает: одолжил денег на комплект стрел на соревнование, одолжил несколько предметов из экипировки (любые 50-100 евро, которые можно сэкономить на какой-нибудь детали для лука, приятно сэкономить).
Как-то так.