"История искусств" - книга пяти поколений!

Nov 15, 2018 11:20


Обожаю книги с семейной историей, истории про семейные книги, и все такое прочее. Поэтому то, что произошло у нас с "Историей искусств" опишу подробно - это целая глава для будущей книги о нашей семье!



История № 1

Когда моя мама была маленькой, то очень любила старую-престарую книгу со скучным названием "История искусств" П. Гнедича. Книга лежала дома у ее бабушки Меланьи Гавриловны, и мама ее постоянно рассматривала. Какие-то картинки ей очень нравились, каких-то картинок она боялась. Книга была 1897 года издания, с ятями-фитами.

В 1966 году бабушка Миля умерла, и маме на память отдали эту книгу. Мама ее переплела и увезла с собой в Ленинград.

Я обожала эту книжку, рассматривала ее в детстве бесчисленное количество раз! Какие-то картинки мне очень нравились, как и маме, а каких-то страшных я боялась, и подсматривала на эти страницы утайкой - страшно, а хочется!

В 1999 году мои родители переехали в Израиль, и книгу дореволюционную вывезти побоялись, ее забрала моя тетя в Краснодар - книга в итоге вернулась туда, где и была изначально.

Летом 2017 года я была у бабушки в Краснодаре и встретилась с книгой моего (и маминого) детства, села ее рассматривать, нашла все картинки, которые нравились и которых боялась. Сфотографировала эту книгу подробно.

Большой том в безликой обложке



желтая старая бумага, подклеенная местами



чопорное подробное оглавление и справочный материал





С самого детства я знала: вот любимые мамины картины. И имя художника запомнила: Кнаус.



самая-самая любимая - вот эта: "Маленькая художница"



А вот страшных "Самоистязателей" Верещагина я очень боялась - и именно они притягивали меня больше всех остальных репродукций. Я стыдилась этого - но снова и снова рассматривала эту картину, она меня гипнотизировала



Очень боялась я и других "Самоистязателей" Верещагина, и еще больше чем предыдущих: здесь был мальчик, персонаж, близкий мне по возрасту - мне было легче вести диалог с этой картиной, и от этого становилось еще страшнее



Титульный лист в книге не сохранился - это важный момент!

История № 2

Моя мама купила себе недавно изданную типа "Историю искусств" - пусть не та, как была у бабушки Мили дома, но все же нечто похожее. Хоть какое-то напоминание о детстве. Книга хоть и называется так же и неплохая - но все же сильно переделанная



Так и называется: "Современная версия"



Репродукции цветные современной полиграфии



много илллюстраций



местами очень сомнительного качества



История № 3

Где-то с пару месяцев назад я решила сделать про эту книгу пост в мои семейные посты. Стала обрабатывать фотографии - и глубже копать про книгу. Первым делом наткнулась в сети на картинку титульного листа - и с изумлением прочитала слова "Том третий". Как-то я совершенно пропустила эту информацию, ведь и в самой книге, которая была у нас дома, все время упоминается, что это третий том.



Итак, оказалось, что книга - лишь один (третий) том из огромного трехтомника. Интересно, а как выглядели все три тома? - заинтересовалась я. Нашла в сети картинку:



И вдруг меня что-то толкнуло изнутри! Я полезла смотреть, не продается ли трехтомник Гнедича? Выяснилось, что оригинал-то конечно продается за сумасшедшие деньги, и его из России никак не вывезти. Зато я увидела, что существует репринт! Прямо вот точь-в-точь Гнедич, тоже с ятями, с теми же картинками - и издания 1994 года. Недешевое, конечно - но не как столетней давности.

И я загорелась купить его маме в подарок на день рождения. Собрала группу добровольцев (Аня, я и мои дочери), мы скинулись на нужную сумму, и я заказала трехтомник на Озоне. Дальше была целая история, как его привезти - книги весят 5,5 килограмм, они огромные, монструозные. Кто повезет?

Нашла, кто привезет, организовала доставку книги в Москве, оплату оказии в Израиль (правда в Иерусалим), потом нашли, кто нам из Иерусалима подкинул эти книги в Кирьят Сефер - и когда я взяла в руки этот трехтомник, то от волнения дыхание прерывалось: все получилось, мы провернули эту операцию!



Посмотрим книги подробно





Изданы они в Калининграде



Обложка



Первый том - титул. Доисторический период, Египет, Передняя Азия, Эллада, Рим, Древнехристианская эпоха, арабы, зодчество на Западе



Репринт с оригинала 1897 года



Очень красивые цветные иллюстрации





и черно-белые



Начало главы "Рим"



В первом томе есть и вступление "От автора" с нарядной заставкой



и концовкой



Текст вступления:

"Настоящий труд является совершенно исключительным по форме. Автор задался целью составить популярное сочинение по Истории искусств - не для специалистов, а для массы учащейся и интеллигентной.

Задача заключалась в том, чтобы, опустив все малозначащее, выдвинуть и подчеркнуть все действительно важное, и, при помощи алфавитного указателя, сделать книгу справочным изданием.

По замыслу и автора, и издателя, надо было обозреть Историю европейского искусства на огромном пространстве - от древнейших времен до наших дней. Нечего и говорить, насколько пришлось сжать текст, - чтобы он мог быть вмещен в трех томах, - тогда как подробное рассмотрение искусства любой страны могло бы занять такие же три тома. Строго держась программы, - выяснить традиционную связь только европейского искусства с античным и древним, - автор поневоле опустил истории мексиканского, китайского и даже древнеиндийского искусств, не связанных прямыми традициями с европейскими.

Европейская литература по искусствам очень богата некоторыми отделами, и очень бедна исследованиями других отделов. Но даже и к подробно разработанным трудом иностранных авторов приходилось относиться с большой осторожностью: надо было считаться с национальными, религиозными и этическими воззрениями писателя-иностранца, не пользоваться на веру его выводами, - а главное - по возможности, проверять эти выводы непосредственным изучением памятников искусства. Исходная точка положений автора такова: истинно художественным произведением может назваться только такое, которое полностью выражает характер предмета, хотя бы характер этот противоречил шаблонным понятиям о красоте формы; красота понимается только в гармоническом исполнении замысла.

Быть специалистом по всем отраслям Истории искусств невозможно. И автор, проверяя свои знания, обращался с просьбою к специалистам: высказать свои мнения, и указать неточности в том или другом отделе. У всех лиц, начиная с египтолога В.С. Голенищева, любезно взявшего на себя труд просмотреть текст первой главы, - автор встретил самое живое и радушное участие, - и теперь приносит этим лицам свою искреннюю благодарность.

Приходится благодарить и наших русских художников, не только любезно предоставивших для воспроизведения в печати копии с их вещей, - но и раскрывших свои альбомы с набросками, которые столько же драгоценны для любителей, как и крупные произведения. Издателю же оставалось только озаботиться о точнейшем воспроизведении этих набросков, появившихся впервые в печати. Особенно в этом отношении интересны вещи И.Е. Репина и покойного Н.Н. Ге.

Наконец, следует принести благодарность и издателю труда - АФ Марксу, не жалевшему средств для придания изданию той блестящей внешности, которую оно имеет, и работавшему наравне с автором над каждой печатной страницей, предоставив в полное пользование автора свои богатые художественные коллекции.

1897, ноябрь. С. - Петербург.
П. Гнедич"

Оглавление раскрашенных таблиц к 1 тому



Оглавление 1 тома



Том второй - титул. Эпоха возрождения



Отдельные репродукции на раскладных листах







в детстве, помню, очень любила рассматривать черно-белые рисунки во всех деталях



Вот такой шлем - тут целый мир!



Снова оглавление





Титул третьего тома и страницы я показывала ранее - поэтому фрагментарно третий том. Цветные иллюстрации



Оглавление



Помните "Маленькую художницу"?



А вот текст о ней: "Девочка рисует на грифельной доске какую-то рожу, предпочитая искусство занятию арифметикой".



Медуза Горгона на заднике суперобложке та самая, страшнючая, из детства!



Дарим книгу маме

Самое сложно было знаете что? Сохранить подарок в секрете! Целый месяц книга лежала у меня дома, и надо было не проболтаться маме и не дать ей случайно увидеть огромный пакет, который еще поди спрячь. Но папе я все же рассказала - он обещал не выдавать.

Чтобы подогреть интригу, мы с детьми и папой "игрались" - в мамином присутствии прикидывали, куда же поставить подарок, ведь он такой большой и громоздкий! Влезет в шкаф? Не знаю, не знаю. А может вот туда? Не, туда точно не встанет. Мама терялась в догадках, мы хихикали.

Но наконец день рождения настал, мы торжественно усадили маму на диван и Леечка-копеечка вручила ей огромных три тома "Истории искусств".



Мама в шоковом состоянии - ожидала чего угодно, но не этого!



Подарок явно понравился!



А теперь что-то очень теплое, трогательное. Эта книга очень нравится нашей Эдичке. Когда Эден приезжает в гости к бабушке, то сразу просит дать ей "книжку с тетей"



и вместе с бабушкой Милой рассматривает картинки



Вы видите параллели? Это ведь уму непостижимо! В далеком 1954 году моя мама переехала к своей бабушке в Краснодар, и увидела там "Историю искусств". И вот через 64 года мамина внучка Эден рассматривает такую же книгу. Общая книга у пяти поколений нашей семьи!



По-моему судьбы прекраснее не может быть у книги!

Тали_Эдэн_Ариэль, семейные вещицы, история семьи, книги

Previous post Next post
Up