Собираясь в Иерусалимский Музей природы, я стала искать в «вейзе», где бы припарковаться. Результат поиска ошеломил: «вейз» отправил меня на какую-то отдаленную городскую парковку. А ведь в музее есть большая бесплатная и совершенно официальная стоянка!
«Как символично! - с грустью подумала я. - Еду разговаривать о борьбе за стоянку, которой уже как бы и нет».
* * *
«Иерусалимский музей природы - один из самых старых в городе и расположен в единственной сохранившейся в стране и открытой для публики усадьбе 19 века. История этого места уникальна.
Эмек Рефаим («долина духов») - очень старая дорога. Тысячелетиями по обе стороны от неё на каменистых террасах выращивали пшеницу для города Иерусалима. В начале шестидесятых годов 19 века богатый армянин Лазарус Поль Маргхарьян оградил три старинные террасы высоким забором, построил внутри прекрасный дом и разбил сад. В 1913 году семью изгнали османские власти. Говорят, что несколько лет дом даже служил резиденцией паши. Завоевавшие в 1917 году город англичане открыли в этом здании библиотеку и клуб для офицеров. После создания государства Израиль здание несколько месяцев пустовало, а с октября 1949 года здесь бессменно работает Музей природы» (
с сайта музея).
В 1951 году ландшафтный дизайнер Иехиэль Сегаль спроектировал на территории музея ботанический сад. На сегодняшний день 95 % растений из этого сада сохранились благодаря образовавшимся сообществам деревьев, правильно подобранным и сочетающимися друг с другом растениями. Это уникальное явление в Иерусалиме, не богатом природой вообще и многолетними садами в частности.
Для нескольких поколений иерусалимцев Музей природы - заветный уголок из детства, вызывающий самые теплые воспоминания. Эти люди приходят в музей до сих пор, приводят своих детей и внуков на кружки и занятия, в летние лагеря. Здесь можно заниматься пчеловодством на пасеке, наблюдать за звездами в телескоп, ухаживать за садом или за зверюшками в живом уголке. Важный момент: соприкоснуться с природой не посмотрев фильм о животных на большом музейном экране, не обалдев от мега-супер продвинутой многомерной и современной компьютерной презентации, а просто погладив живого кролика или цыпленка, теплого и пушистого.
Несмотря на популярные у иерусалимцев и туристов программы и занятия, музей постоянно находится под угрозой из-за своего выгодного местоположения. Эх, думал ли Маргхарьян, что тихая вилла «Деккан» займет столь стратегическую позицию на карте столицы? Вряд ли.
Однако это так. Музей пытались закрыть в 2011 году, но стихийно организовавшемуся Обществу друзей Музея природы удалось его отстоять. Юридическую поддержку осуществляла Валентина Нэлина, адвокат и биоклиматический архитектор, она представляла музей в суде и защищает его от всех невзгод уже много лет.
Сейчас под угрозой одно из зданий музея, в котором проходят занятия детских кружков: городской отдел образования хочет разместить там клуб для учителей. (И запретить вход в здание для людей младше 18 лет.) Разрушили историческую ограду усадьбы, т.к. некоему частному застройщику было необходимо вывозить мусор через пролом в стене с соседней стройки. Причем это было сделано топорно, без необходимых для реставрационных работ замеров, и восстановление стены теперь невозможно.
А сейчас на повестке дня незаконно утвержденный муниципалитетом и окружной комиссией по строительству и планированию проект возведения детской музыкальной школы (ДМШ) «а-Садна» на стоянке музея.
- Школа? Музыкальная? На стоянке? - спросите вы. - Это же сюрреализм, какая-то фантастика!
Увы, это не фантастика, а самая настоящая реальность: проект циклопического здания на музейной стоянке. Проект может претвориться в жизнь и загубить музей, а также лишить иерусалимских детей возможности получить качественное музыкальное образование, если их родители не проснутся и не встрепенутся. И три ключевых момента в борьбе с монстром это «не там», «не так» и «а где и как?».
Не так
Постройку новой «музыкальной школы» финансирует фонд «Керен Иерушалаим». Почему слова «музыкальная школа» взяты в кавычки? Объясним.
Проект представляет из себя многоэтажное здание, в котором запланированы самые разные площади: парковки, четыре концертных зала, кафе и ресторан, торговые площади и служебные помещения. А как же учебные классы, спросите вы? Ведь в музыкальной школе необходимы классы для индивидуальных занятий инструментом, для уроков сольфеджио и музлитературы для небольших групп учеников.
Будут и классы, судя по проекту. Тридцать классов. Правда, половина из них без естественного освещения. А занимать они будут площадь меньшую, чем один этаж - из семи! Так что же это за проект - детская музыкальная школа, или торгово-развлекательный центр с выделенной незначительной площадью для занятий музыкой?
А если учесть, что на расстоянии считанных метров от музея стоит школа «Адам», в которой уже много лет размещается музыкальная школа «а-Садна», и там те же тридцать классов, то удивлению нашему нет границ. Музыкальная школа успешно работает, на территории школы «Адама» имеется свободная площадь для постройки новых зданий, если возникнет необходимость. Зачем нужно куда-то переводить «а-Садну», не добавляя при этом количество классов и лишь ухудшая условия для учеников?
Четыре новых концертных зала на 922 посадочных места - тоже на первый взгляд дело неплохое. Культура нам нужна, и побольше! Да только не будем забывать, что на расстоянии пешей прогулки от предполагаемого места новой «музыкальной школы» находятся такие концертные площадки, как Иерусалимский театр (четыре часто пустующих зала на 2440 зрителей), как ИМКА. До Иерусалимского театра идти 8 минут, до ИМКИ - семнадцать. Встает вопрос о целесообразности открытия дополнительных концертных площадей, и ответ на него очевиден.
Не там
«Керен Иерушалаим» позиционирует постройку ДМШ в центре Иерусалима как заботу о детях и продвижение музыкального образования в массы. Да только где те дети? Где те массы? Рассмотрим вопрос подробно.
По данным, взятым с сайта Иерусалимского муниципалитета, на 2016 г в близлежащих к Музею природы районах (Мошава Германит, Мошава Яванит, Ямин Моше и Тальбие) проживают 810 детей. Тогда как в периферийных районах города - десятки тысяч! В северной части Иерусалима (Рамот, Писгат Зээв, Рамат Шломо, Неве Яаков и Гива Царфатит) живут более 35 000 детей, в западной части (Байт Ваган, Кирьят Йовель, Бейт аКерем, Кирьят Моше и Ир Ганим) - более 15 000 детей. Так не лучше ли построить сеть районных школ, чем один торговый центр с несколькими классами, до которого будущим музыкантам далеко и неудобно добираться? Да и некому туда будет добираться: планируемая ДМШ вместит в лучшем случае 900 учеников (из расчета максимального использования учебных часов и площадей). А что же с остальными десятками тысяч юных иерусалимцев, которые тоже хотят учиться музыке? Их «Керен Иерушалаим» в расчет не берет.
Где и как
К «Керен Иерушалаим» обратилась директор культурного центра Неве Яакова Даси Гордон. В своем письме она просила фонд помочь с расширением Музыкального районного центра до уровня ДМШ: «Сейчас в Музыкальном центре учатся сто ребят, а для других желающих просто нет мест. Многие дети не смогут ездить из Неве Яакова в центр города (больше часа общественным транспортом в каждый конец), и они попросту останутся без занятий музыкой. Нельзя ли построить у нас музыкальную школу по уже подготовленному проекту?» - спрашивает Д. Гордон. - «У нас есть место, есть дети, которые хотят учиться, есть жители, заинтересованные в открытии школы».
Вот вам и ответ на вопросы «где и как?». Стройте музыкальные школы в тех районах, где они нужны. Пусть это будут обычные школы без ресторанов и амфитеатров. Используйте имеющиеся деньги рационально и по назначению! И дайте, наконец, будущим израильским Ойстрахам и Гилельсам возможность не растрачивать свой талант в бесконечных поездках в транспорте в немногие имеющиеся музшколы, которых явно недостаточно для столицы нашего государства.
А что же будет с музеем, если не удастся предотвратить строительство ДМШ «а-Садна»? Будет плохо. Парк музея окажется в тени от огромного соседнего здания. В ботаническом саду неминуемо погибнут яблони, цитрусовые, сливовые и абрикосовые деревья. В садике пряностей пострадают розмарин, лаванда, шалфей и многие другие растения. Музей лишится своей стоянки - а всем известно, как сложно найти парковку в центре города. Это непременно отразится на количестве посетителей музея.
Валентина Нэлина: «Весной в Музее природы состоялся детский праздник, и я пришла туда с трехлетним ребенком. В парке играли малыши, им достали зверюшек из живого уголка. И я вдруг подумала о том, что все эти дети родились после 2011 года. И если бы я тогда не пошла в суд, эти дети сейчас не играли бы тут: этого всего просто не было».
Сейчас Музею природы и его посетителям снова угрожает опасность, но гораздо более грозная - завуалированная под благовидные разговоре о музыке, о культуре, о заботе о детях. Важно понимать, что скрывается под этими красивыми словами и не допустить разрушения Музея.
Статья
опубликована на сайте "РеЛевант" - это мой дебют на этом сайте. Выросла я из "Букника" и доросла до "РеЛеванта" :) Ну и на память скриншот с главной страницы сайта: