Cейчас в Израиле идет в кинотеатрах фильм "Неповиновение" (Disobedience) . Сходила на него в кинотеатр, что со мной крайне редко бывает. Отзывы на фильмы я тоже пишу крайне редко, кстати :)
Disobedience - фильм режиссёра Себастьяна Лелио 2017 года, основанный на одноименной книге Наоми Олдерман. Правда, как сообщают очевидцы, в фильме изменили к лучшему оригинальный конец истории, но об этом ниже.
В главных ролях - англичанка Рэчел Вайс и канадка Рэчел Макадамс. Мужа одной из главных героинь за "главную роль" не считаем :))))) Но его играет Алессандро Нивола. Рэчел Вайс также является продюсером фильма.
История проста: запретная любовь двух молодых женщин. Одна из них - Ронит, дочь главы лондонской ультраортодоксальной общины, давно оставила как общину, так и религиозный образ жизни. Вторая - Эсти, с ней все вроде бы как надо и правильно, замужем за любимым учеником и продолжателем дела этого самого раввина. Правильная замужняя женщина, ведущая правильный образ жизни.
Ну а потом оказывается, что Эсти правильная лишь от того, что так требует община. И на самом деле, любит она не мужа, а Ронит.
Все перипетии расписывать не буду, иначе это будет совсем уж спойлер. Единственное - заканчивается фильм хорошо, муж дает "неправильной" жене после небольшого скандала, а затем примирения, развод.
Оригинальный же роман, по которому снят фильм, заканчивается совсем не так радужно: Эсти, замужняя женщина, остается с мужем, наперекор своей любви к Ронит.
* * *
Мне было вдвойне интересно смотреть фильм, т.к. я живу в такой же (если не более) закрытой ультраортодоксальной общине, и могу оценить, насколько правдоподобно то, что показали в фильме.
Несмотря на то, что к правдоподобности показанного у меня был целый ряд претензий, фильм мне понравился, я с удовольствием его посмотрела и не отказалась бы пересмотреть.
Что понравилось?
- игра актеров. Отличные Рэчел Вайс и Рэчел Макадамс. Всем верила и следила за действием, не отрываясь
- работа оператора отличная!
- отдельно хочу восхититься работой художника по костюмам в случае с одеждой Эсти. Рэчел Макадамс просто как сей секунд вышла из Кирьят Сефера или Геулы. Ну просто идеально на ней сидит паричок, и она выглядит так благостно и правильно, как самые правильные наши дамы.
А вот откуда взялся гартл (хасидский пояс) на Давиде, я не поняла:
Теперь - что зацепило как зрителя "изнутри".
Сразу скажу, что врачам нельзя смотреть фильмы про медицину, программистам - про программирование, ну а мне - про ультраортодоксов :))) Мы смотрим профессиональным взглядом, ворчим и ковыряем разные мелочи, которые, конечно, втоостепенны, и на развитие сюжета никак не влияют. Но тем не менее, мы за них цепляемся и ворчим.
- где вы, граждане, видели, чтобы в ашкеназской семье из европейской общины дочку назвали Ронит? Не Хая, не Рохл, не Блюма и не Ривка, а Ронит? Где это видано, где это слыхано?
- девочки в Бейсянкеве учат "Отелло" на уроке литературы. Причем в фильме в сцене урока звучат слова про мужчин и женщин, про чувства.
Во-первых, никаких мужчин в одном предложении с женщинами, гевалд!
Во-вторых, какой-такой Шекспир-шмекспир? Не положено читать гойских авторов без особой на то причины. Хотя возможно что в не-израильских Бейсянкевах учат мировую литературу?
- деталь, которая бросилась в глаза не только мне, а даже не особо искушенной в традициях : с какой легкостью Эсти снимает с себя одним легким движением руки парик в ванной, а также в интимной сцене с Ронит.
Парик, как известно, так легко не снимается - обычно он держится на голове гребешками и резиночками. Хрен снимешь :)))) Покажу, чтобы не быть голословной, как устроен парик. Вот он, надетый на Леиной руке. Внизу виден немного монтюр (его тканевая основа, на которой закреплены волосы:
Выворачиваем парик наизнанку. Видны гребешки - один надо лбом, и два в районе висков. Также видны внизу (на шее сзади как бы) резиночки с липучкой, ими парик крепится за шеей, чтобы не поднимался).
Ну и его снимают, конечно, аккуратненько, а не одним махом - он же уложен парикмахером за немало денег, и если его одним махом снимать, то к парикмахеру не набегаешься. Ну и потом его, снявши аккуратненько, надевают на "голову" и закрепляют булавкой.
- В начале фильма говорится, что до того, как Ронит оставила общину и религию, они были "троицей", дружили втроем: она, Эсти и Давид. На это Рухама язвительно сказала: "Я тоже дружила с Нафталиком, но это было до 5 лет". Не бывает такого, чтобы в подростковом возрасте разнополые дети дружили. Дружбы кончаются года в три. В пять, как у Рухамы с Нафталиком - это только потому что мы семьями дружим с родителями Нафтали.
- в сцене после неудавшейся прощальной речи в синагоге, когда Давид дает Эсти согласие на развод и выходит на улицу проветриться, Эсти выходит к нему и обнимает его. Ога. На улице. В общественном месте. А дальше - еще пуще: к ним выходит Ронит, и они втроем стоят обнявшись. Трижды ога. Шмират негия во всей красе.
* * *
Ну и окончание фильма - и поэнта всего написанного. Как я написала в начале поста, фильм заканчивается хорошо: муж дает "неправильной" жене после небольшого скандала, а затем примирения, развод. Оригинальный же роман, по которому снят фильм, заканчивается совсем не так радужно: Эсти остается с Давидом наперекор своей любви к Ронит.
Хороший конец фильма совершенно неправдоподобный. Это сказка, фантастика. Религиозное общество не то что не дает решения, а прямо скажем, не оставляет права на существование людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Встать и сказать, что я такой, какой я есть, или создать семью с любимым человеком своего пола нет возможности, не оставив общества. И одобрение членов общества тоже получить нереально. Поэтому не сказка и не фантастика, а реальная жизнь - это как раз конец оригинального романа, невозможность следовать своей природе.
А также не сказка, а реальная жизнь - вот это объявление из нашей местной газетки. Ну и из жизни лондонской общины из фильма, я уверена, тоже - и это очень хорошо в фильме показано (в сцене, когда на поцеловавшихся Эсти и Ронит тут же доносят на место работы):
Газета эта ежемесячная, выдается всем жителям нашего города - то есть объявление постоянное и актуальное:
Перевод мой дословный, и посему корявый:
"Охрана святости и воспитания.
Мы снова обращаемся к общественности и жителям ради нашего будущего и будущего наших детей.
Пожалуйста, проявляйте бдительность в отношении каждого неординарного поступка, выходящего за рамки святости нашего общества в любом виде.
Сотрудничество общественности целиком - единственная гарантия, что наше место действительно будет того качества, как мы все того хотим.
Сообщайте о каждом случае в секретариат
052-.....
Пожалуйста, оставляйте имя и номер телефона. Анонимность гарантирована".
* * *
Но ведь и сказку посмотреть приятно, поэтому фильм я смотрела с удовольствием :)