Сразу скажу, взаимоотношения непростые :) И поскольку я довольно часто пишу про нашу школьную жизнь, сомнения и проблемы, а полтора месяца назад мы вообще расстались с обычной школой, то попробую как-то резюмировать, "что такое хорошо и что такое плохо" нам в школе.
Небольшое предисловие.
1. Мне не близка идея сплошного хоумскулинга или анскулинга для всех подряд, типа "коммунизма во всем мире". Мне кажется, это хорошие системы образования (или жизненного уклада, если угодно) для тех семей, которым это подходит. Именно так - не для всех подряд.
2. Абсолютного добра в мире образования, наверное, не существует. Любой вариант в чем-то компромиссен. Есть минусы как у домашнего образования, так и у школьного, есть плюсы и у того, и у другого варианта. Просто каждый выбирает, какие минусы для него непереносимы или трудно переносимы, и наоборот, ради каких плюсов он готов чем-то поступаться.
3. Образование - это хорошо, если оно получается и приносит удовольствие, так мне кажется. Через силу тянуть лямку, "стоит помучиться, зато потом замуж возьмут", "пусть любой диплом, а там хоть шофером", "чтобы семью не опозорить" - на мой взгляд, это неправильно и так быть не должно. Дипломы - это не единственный путь к счастью, а вот детские и юные годы случаются в жизни один раз.
4. Мы живем в небольшом городке, в котором нет хороших общеобразовательных школ с аттестатом зрелости. Переехать в столицу или большой город, чтобы поискать там "школу мечты" сейчас нет возможности.
5. Если школа с супервысоким уровнем обучения, с золотыми учителями, с сознательными учениками, с интересными предметами и хорошим преподаванием, но в этом варианте не будет обеспечено регулярное питание, поездки будут съедать 2-3 часа каждый день, а дома мы не будем из-за усталости или обилия домашних заданий успевать проводить время вместе, то меня это не обрадует. Поступиться здоровьем и свободным временем - слишком высокая цена за аттестат.
Если школа рядом, ездить не надо, обеды тоже можно обеспечить, но серьезной учебы как таковой нет - меня это тоже не обрадует, зачем туда ходить? Поступиться эффективными занятиями - слишком высокая цена за социализацию.
* * *
В России, как я понимаю, есть разные виды альтернативного образования: домашнее обучение, семейное. Можно консультироваться с учителями из школы, к которой прикреплен ученик, можно брать там программу, проходить аттестации.
В Израиле, насколько я знаю, домашнее обучение выглядит иначе: ребенок ни к какой школе не прикреплен, программу ему обеспечивают родители, сами занятия тоже. Что он выучит или не выучит, сдаст экзамены или нет - все это отдается на откуп родителям.
На протяжении нескольких лет я думала и размышляла, рискнуть ли и пойти ли на домашнее образование. Хватит ли средств на учителей по тем предметам, которые мы не осилим самостоятельно? Хватит ли самодисциплины у детей и у меня? Как грамотно строить учебный день и распределять тот материал, который надо самостоятельно изучить? Все это пугало.
На домашнее образование мы так и не решились подать официально, пока наша предыдущая школа не поставила в ситуацию домашнего образования просто по факту: школа закрылась на полторы недели из-за бюрократических проволочек, и дети с 1 по 11 ноября не учились.
Это были волшебные полторы недели! Мы вечером записывали, что надо сделать из "больших дел" завтра, с утра составляли план на день - и у детей были замечательно наполненные дни, они массу всего успевали, настроение было хорошее и ощущение крыльев за спиной не покидало.
Когда школа вновь открылась, то дети вернулись к прежнему: шумные классы, бардак на уроках, ощущение пустого времяпровождения, сложности с питанием... И мы задумались, а надо ли оно нам?
Так мы стали искать какие-нибудь варианты, кроме полностью домашнего образования. В Израиле действительно есть промежуточный вариант - заведения-экстернаты (частные и государственные) и демократические школы.
Один из этих вариантов мы и опробовали. О том, как устроена наша новая "школа", что там есть, какие там возможности, я расскажу в отдельном посте. Пока что она отвечает нашим требованиям - а ожидаю я от школы в основном следующего: чтобы она не мешала развиваться самостоятельно :)
* * *
Какие плюсы я вижу в домашне-альтернативном образовании для конкретных моих детей?
1. Обучение в своем темпе и объеме
Девочки учатся в своем темпе, не зависят в продвижении в материале от общего уровня класса. Есть возможность задержаться на какой-то теме столько, сколько надо ученику. Есть возможность привлечь любые дополнительные материалы - от диафильмов до энциклопедий, и построить свой урок так, как тебе нравится.
2. Выбор очередности в изучении предметов к сдаче экзамена на аттестат зрелости.
Можно решить, что в 11 классе ты сдаешь половину математики, половину английского и какой-то предмет, который тебе нравится или удобно его учить. Можно сдавать экзамены не два года, а три, если хочется подправить оценки или что-то выучить глубже. А можно наоборот, попробовать оформить досрочное разрешение на сдачу экзаменов (до того, как исполнилось 16 лет) и начать "сбрасывать балласт" раньше, сдав что-то раньше срока.
В некотором смысле это похоже на то, что происходило в школе "Томоэ" в
книге Тэцуко Куроянаги - когда дети сами выбирали себе очередность уроков:
"В начале первого урока учительница писала на доске задания и вопросы по всем предметам на целый день и говорила: «Ну, а теперь приступайте. Начните кто с чего захочет».
Красота! Хочешь - с японского, хочешь - с арифметики. Тот, кто любит писать сочинения, пишет, а кто увлекается химией - кипятит что-то в колбе над пламенем спиртовой горелки, и никто не удивляется, когда в каком-нибудь классе что-то опять взрывается. Такой метод обучения помогал учителям наблюдать за детьми, за их интересами, характером и образом мышления. Верный путь к душе ребенка.
И детям нравилось начинать занятия с любого предмета. По большей части они занимались самостоятельно, но если что-то не выходило, обращались к учителю. Ученик мог подозвать учителя к себе помочь разобраться в трудном задании. И все внимательно слушали объяснения, никто не зевал и не клевал носом.
Правда, первоклассники, такие, как Тотто-тян, еще не умели заниматься самостоятельно, но даже им разрешалось начинать с любого предмета.
Одни писали азбуку, другие рисовали картинки или читали книжку, кто-то делал гимнастику. Соседка Тотто-тян, по-видимому, одолела азбуку и что-то писала в тетрадке."
3. В старших классах, как в любой израильской школе, есть условие для получения аттестата зрелости: некоторое (немалое!) количество общественных работ и обязательных мероприятий. Если в них не участвовать, получение аттестата в рамках школы невозможно.
Если место этих самых общественных работ совпадает с тем, что ребенок любит делать или как-то будет пользоваться этим навыком в будущем - здорово. А если нет? У моих детей этими общественными работами была уборка книг в городской библиотеке по 2 часа в неделю. Мне жалко их драгоценное время.
Кроме того, школа устанавливает расписание обязательных мероприятий, которые тоже входят в число этих самых "общественных работ" - поход в больницу и раздача сладостей госпитализированным детям (типа "сделали доброе дело"), прослушивание лекций, организация школьных праздников. Все это в принудительном порядке ни мне, ни детям не нравится.
4. Резко повышается эффективность занятий (самостоятельных по сравнению со школьными) - за счет меньшей утомляемости:
- нет фонового шума (одноклассниц, которые орут и срывают уроки),
- нет окриков учителей и как следствие напряженной атмосферы
- тихая, проветриваемая комната с комфортным температурным режимом (в школе то холодно, то жарко, то сломался кондиционер, то извините, протек потолок)
- нет дискомфорта от того, что не попить, когда хочешь, не сходить в туалет, когда хочешь - пей, перекусывай, ходи в теплый, чистый туалет.
Эффективность занятий повышается так же из-за полноценного использования учебного времени. Нет таких мешающих факторов как учительница, которая не пришла - и вместо урока сидим на парте и болтаем ногами, или учительница, у которой сорвали урок и она пытается вернуть тишину в класс - а время пока идет, или разборки, кто принес учебник, а кто нет и почему и т.д.
5. Не тратятся время, силы и деньги на дорогу в школу, нет транспортной усталости (это в нашем конкретном случае).
6. Поскольку самостоятельное прохождение учебного материала занимает меньше времени, чем оно же в школе, освобождается время для того, что нам с детьми кажется очень важным:
- посещение музеев и выставок
- спорт
- экскурсии и походы
- ежедневное творчество
- чтение вслух и про себя
- семейные проекты (викторины, генеалогия, доклады)
- дополнительные предметы, которыми хочется заниматься (дополнительные иностранные языки, предметы, не обязательные для получения аттестата - и на свой выбор, а не на выбор директора школы!)
7. Если пропустил учебный день, то нет необходимости бегать по одноклассникам с просьбами одолжить тетрадку, чтобы переписать то, что учили в классе - и снова зависеть от почерка одноклассника, от его грамотности и умения конспектировать. Просто ты это на следующий день выучишь сам :)
8. Полноценное питание! Четырехразовое, пяти-шести-сколько угодно разовое (кому надо), горячее, разнообразное.
9. Нет школьных правил. Цвет колготок, длина юбки в сантиметрах, рюкзак или сумка, лак на ногтях или сережки чуть длиннее мочек - все это мелочи, в которые жаль вкладывать энергию, силы, время. А в школе это все поднималось на принципиальную высоту.
* * *
До сих пор речь шла о плюсах, но наверное, есть сложности и минусы? Безусловно. Хотя часть сложностей - они не совсем сложности, они скорее трамплины, которые позволят взлететь высоко.
1. Для самостоятельных занятий нужна огромная самодисциплина. Есть она, конечно, не у всех. Думаю, что если бы меня в детстве посадили бы учиться самостоятельно на постоянной основе, я бы не дошла до конца таблицы умножения - я была довольно ленивым и несобранным ребенком.
Дома (и в школе-экстернате) ребенка никто не контролирует. Хочешь - занимаешься, не хочешь - не занимаешься. Хозяин-барин, твое время в твоих руках. Никто никуда не гонит, нет какой-то программы, которую надо пройти "как штык", а не то снизится средний балл, директор даст по шее, не знаю, что... Не прошел - ну и не прошел.
Так что умение планировать свой день (неделю) и контролировать себя, укладываешься ли ты в свое расписание - гарантировано.
2. От мамы тоже требуется самодисциплина. Иногда сложновато устоять и дать детям заниматься своими делами, когда вот они - дома сидят! Не просить помыть посуду, приготовить обед (все равно они же дома, а я такая усталая приду с работы...). Ведь собственно, не для того они дома сидят, чтобы готовить обед или мыть посуду в свое учебное время.
3. Социализация.
Да, при самостоятельных занятиях нет рядом отличника, на которого хочется равняться или с которым хочется посоревноваться. Нет работы в команде (эстафет на уроках физкультуры, командных игр, работе в паре-тройке при подготовке какого-то проекта).
Нет приобретения навыков жизни в коллективе: скажем, как вести себя при бойкоте? Если ты против всего класса? Если у тебя учитель-деспот, который кричит, унижает, настаивает на своем даже тогда, когда он не прав?
Нет возможности найти того самого "друга с первого класса", который на всю жизнь. Или просто близкую подругу-одноклассницу, с которой будешь часами болтать по телефону, шляться где-то в свободное время, разговаривать о самом важном.
Нет учителей, к которым может развиться привязанность или близкие отношения. Все знают, как велика может быть сила влияния педагога на подростка, каков его авторитет. Учителя, с которыми сохраняются добрые отношения на всю жизнь - это тоже реальность, и я
писала об этом, у меня есть свой такой опыт.
Как мне видится решение этих вопросов? Частично никак, этому придется учиться в будущем, не в школе. Частично - ребенок, который учится самостоятельно, не изолирован от общества. Есть семья, есть кружки и секции, есть работа (а там тот же коллектив и начальники), есть знакомые из предыдущих школ и просто друзья семьи. Есть где поглядеть на людей и приобрести какие-то навыки.
4. Экзамены экстерном сложнее экзаменов в рамках школы, там более жесткие требования.
5. Отношение окружающих
Оооо, это песня. Приготовьтесь к ушатам вопросов (и большей частью некорректных), нравоучений, предостережений, иногда обвинений. Не всех отправишь к чертям собачьим коротким ответом "не ваше дело", с кем-то ведь хочется сохранить и нормальные отношения. Так что необходимо проработать разные варианты ответов на вопрос "Как же вы теперь???"
* * *
Наверное, что-то я забыла написать, на полноту картины не претендую :) Но в общих чертах как-то так. Мы на экстернате, и нам это все нравится. Жалею об одном - что не решилась на это раньше.